МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН УРОКА
Донгак Элла Эртинеевна
Проверил
Старший преподаватель
_________А.С. Гапонов
«____»__________2017г.
Студент группы № 1242
_______Э.Э.Донгак
Томск 2017
Тема урока: «Сущность и структура религии».
Цель: сформировать ясное и аргументированное представление о религии на основе анализа различных источников, посвященных проблемам религии и религиозного знания.
Задачи:
Метапредметные:
- Развивать навыки обобщения полученных знаний
- Выражать и аргументировать собственную позицию;
-Поиск необходимой информации по заданной теме, развитие навыков цитирования.
Предметные:
· оперировать базовыми понятиями из курса обществознания.
· находить проявления древних религиозных форм в современности.
· Рассматривать религиозные тексты с позиций исторической критики.
· Извлекать социальную информацию из религиозного и философского текста.
Методика: Объяснительно-иллюстративная; помимо прямого изложения учебного материала учителем частично допускается форма диалога, активное вовлечение школьников в ход образовательного процесса.
Тип урока: лекция.
Описание урока.
1. Основные понятия: религия, вера, сверхъестественное, примитивные формы религии, политеизм, дуализм, суприотеизм, пантеизм, монотеизм, теизм, деизм, атеизм и агностицизм, конфессия.
2. Тематический план урока.
1.Вводная часть. Этимология термина «религия», последовательное раскрытие сути понятия.
2. Несколько основных теорий возникновения религии.
3. Типологии религий.
4. Статистические данные касаемо принадлежности к той или иной конфессии.
Содержательная часть урока.
Приветствие учащихся, озвучивание темы урока «Сущность и структура религии», запись темы на доске. Обращение к классу – назвать ассоциации, которые вызывает у учащихся понятие «религия». Ассоциации для наглядности записать.
Вместо эпилога ввести мысль – Религия и Вера, и чем они друг от друга отличаются? Привести высказывание: «Верить можно во все, что угодно, но вера становится религией только тогда, когда сплетается с правилами жизни, оценкой поступков, мудростью поведения, взглядом, устремленным в будущее». Задать несколько вопросов (3-4), по ходу приведения активными учащимися своих ассоциаций и предположений. На основе того, что они ответили, сформулировать общую мысль, к которой они пришли, или несколько позиций, чтобы в конце урока сравнить с уже обновленными (полученными) знаниями.
Дать академическое определение основного понятия из учебника:
Религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом, всеобщей основой мира (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней).
Этимология термина религия. 17 век – начало использования термина на территории России. «Religio-relegere» (лат.) – берет начало от Цицерона, буквально означало «читать-перечитывать». То есть, перечитывать то, что послали предки. Религия как почитание естественного, природного, уважение священных традиций предков.
Несколько теорий возникновения религии.
1. Политическая гипотеза – теория обмана. Религия – как «опиум для народа», ее придумали жрецы как форму контроля народных масс.
2. Натуралистическая гипотеза – теория страха. Человек испытывал страх перед природными явлениями (громом, молнией, ураганным ветром), и на основе этого страха возникло почитание явлений природы.
3. Антропологическая гипотеза – психологическая теория. В основе религии - то, что руководит человеком изнутри. Потребность человека в сверхъестественном; «поиск Бога».
Типологии религий. Существенная проблема типологии религии - на основании какого критерия можно выделить религии по классам?
Схема 20-го века - по степени распространенности:
-родоплеменные (элементарные, примитивные формы религии);
-национальные (иудаизм);
-мировые (христианство, ислам, буддизм).
Схема 21-го века, наиболее приемлемая версия – по степени сложности представления о сверхъестественном.
Далее – последовательный разбор религий по классам, согласно схеме 21-го века. Определение каждого класса, выделение основных моментов – специфики класса. По каждому пункту рассказать учащимся что-то особенное – например, про святыни, либо самые интересные традиции этих религий.
1. Элементарные формы религии (ЭФР) – религии родства, простейшие, примитивные формы религии. Развитие представлений о духах. Религии коренного населения Африки, Северной и Южной Америки, Австралии с Океанией и Азии. Основные характеристики ЭФР, шаманизм, понятие культа.
2. Политеизм – религия присутствия. Сверхъестественное – мир богов, примерно равных по статусу. Боги повсюду и постоянно вмешиваются в ход человеческой жизни. Регулярный культ, ключевое содержание – жертвоприношение, наличие жреческого сословия. Религии Древнего Египта и Месопотамии.
3. Дуализм – религия борьбы (между светлым и темным началами). Сверхъестественное – мир духов и богов, который согласован в иерархии, расколотой пополам (два равносильных высших бога). Зороастризм, манихейство, йезидизм.
4. Суприотеизм – религия гармонии. Сверхъестественное – мир духов и богов, которые организованы в единую иерархию, возглавляемую одним высшим богом. Религия Древней Греции и Древнего Рима.
5.Пантеизм – религия отвлечения. Все боги и духи в иерархии вторичны, производны от первичного, вечного, безликого и анонимного божества. Буддизм, индуизм, даосизм (Дао), конфуцианство (Тянь).
6.Монотеизм – религия закона. Бог – один, вечен и сознателен, личный. Творец – сотворение мира из ничего с определенной целью, и по плану, человек – венец творения. Иудаизм, ислам.
7.Теизм – религия любви. Богу присуще и единство, и множественность. Христианство.
В истории религия всегда сосуществовала со светскими элементами культуры, а в определенных случаях и противостояла им. В светском сознании могут быть элементы индифферентного (безразличного) и даже атеистического отношения к религии. Разобрать такие понятия, как деизм (от лат. deus — бог, религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нём к акого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий), атеизм (греч. atheos-отрицание бога: а отрицательная приставка, theos бог; безбожие, мировоззрение, отвергающее религию, т.е. веру в существование сверхъестественного мира (богов, духов, бессмертия души и т.д.), и агностицизм (философское учение, утверждающее, что мы не можем ничего знать о действительной сущности вещей, вследствие относительности наших знаний).
Привести немного статистических данных. Моральные ценности христианства разделяют свыше 1,5 млрд. его последователей и огромное количество неверующих; более 1 млрд. людей предпочтение отдают нормам ислама; примерно по 0,5 млрд. сторонников имеют индуизм и конфуцианство; более 300 млн людей исповедуют буддизм.
Домашнее задание. Предложить учащимся отрывки из священных текстов, чтобы каждый сделал попытку письменной интерпретации.
Выступления учеников с собственными интерпретациями и дискуссия – задача следующего урока.
Список литературы:
1. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. Боголюбов Л.Н. и др. М.: Просвещение, 2007. — 416 с.
2. Дидактическая литература.