Содержательная часть урока.




МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН УРОКА

Донгак Элла Эртинеевна

 

 

Проверил

Старший преподаватель

_________А.С. Гапонов

«____»__________2017г.

 

Студент группы № 1242

_______Э.Э.Донгак

 

Томск 2017

Тема урока: «Сущность и структура религии».

Цель: сформировать ясное и аргументированное представление о религии на основе анализа различных источников, посвященных проблемам религии и религиозного знания.

Задачи:

Метапредметные:

- Развивать навыки обобщения полученных знаний

- Выражать и аргументировать собственную позицию;

-Поиск необходимой информации по заданной теме, развитие навыков цитирования.

Предметные:

· оперировать базовыми понятиями из курса обществознания.

· находить проявления древних религиозных форм в современности.

· Рассматривать рели­ги­­­­озные тексты с позиций историче­ской критики.

· Извлекать социальную информацию из религиозного и философского текста.

Методика: Объяснительно-иллюстративная; помимо прямого изложения учебного материала учителем частично допускается форма диалога, активное вовлечение школьников в ход образовательного процесса.

Тип урока: лекция.

Описание урока.

1. Основные понятия: религия, вера, сверхъестественное, примитивные формы религии, политеизм, дуализм, суприотеизм, пантеизм, монотеизм, теизм, деизм, атеизм и агностицизм, конфессия.

2. Тематический план урока.

1.Вводная часть. Этимология термина «религия», последовательное раскрытие сути понятия.

2. Несколько основных теорий возникновения религии.

3. Типологии религий.

4. Статистические данные касаемо принадлежности к той или иной конфессии.

Содержательная часть урока.

Приветствие учащихся, озвучивание темы урока «Сущность и структура религии», запись темы на доске. Обращение к классу – назвать ассоциации, которые вызывает у учащихся понятие «религия». Ассоциации для наглядности записать.

Вместо эпилога ввести мысль – Религия и Вера, и чем они друг от друга отличаются? Привести высказывание: «Верить можно во все, что угодно, но вера становится религией только тогда, когда сплетается с правилами жизни, оценкой поступков, мудростью поведения, взглядом, устремленным в будущее». Задать несколько вопросов (3-4), по ходу приведения активными учащимися своих ассоциаций и предположений. На основе того, что они ответили, сформулировать общую мысль, к которой они пришли, или несколько позиций, чтобы в конце урока сравнить с уже обновленными (полученными) знаниями.

Дать академическое определение основного понятия из учебника:

Религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом, всеобщей основой мира (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней).

Этимология термина религия. 17 век – начало использования термина на территории России. «Religio-relegere» (лат.) – берет начало от Цицерона, буквально означало «читать-перечитывать». То есть, перечитывать то, что послали предки. Религия как почитание естественного, природного, уважение священных традиций предков.

Несколько теорий возникновения религии.

1. Политическая гипотеза – теория обмана. Религия – как «опиум для народа», ее придумали жрецы как форму контроля народных масс.

2. Натуралистическая гипотеза – теория страха. Человек испытывал страх перед природными явлениями (громом, молнией, ураганным ветром), и на основе этого страха возникло почитание явлений природы.

3. Антропологическая гипотеза – психологическая теория. В основе религии - то, что руководит человеком изнутри. Потребность человека в сверхъестественном; «поиск Бога».

Типологии религий. Существенная проблема типологии религии - на основании какого критерия можно выделить религии по классам?

Схема 20-го века - по степени распространенности:

-родоплеменные (элементарные, примитивные формы религии);

-национальные (иудаизм);

-мировые (христианство, ислам, буддизм).

Схема 21-го века, наиболее приемлемая версия – по степени сложности представления о сверхъестественном.

Далее – последовательный разбор религий по классам, согласно схеме 21-го века. Определение каждого класса, выделение основных моментов – специфики класса. По каждому пункту рассказать учащимся что-то особенное – например, про святыни, либо самые интересные традиции этих религий.

1. Элементарные формы религии (ЭФР) – религии родства, простейшие, примитивные формы религии. Развитие представлений о духах. Религии коренного населения Африки, Северной и Южной Америки, Австралии с Океанией и Азии. Основные характеристики ЭФР, шаманизм, понятие культа.

2. Политеизм – религия присутствия. Сверхъестественное – мир богов, примерно равных по статусу. Боги повсюду и постоянно вмешиваются в ход человеческой жизни. Регулярный культ, ключевое содержание – жертвоприношение, наличие жреческого сословия. Религии Древнего Египта и Месопотамии.

3. Дуализм – религия борьбы (между светлым и темным началами). Сверхъестественное – мир духов и богов, который согласован в иерархии, расколотой пополам (два равносильных высших бога). Зороастризм, манихейство, йезидизм.

4. Суприотеизм – религия гармонии. Сверхъестественное – мир духов и богов, которые организованы в единую иерархию, возглавляемую одним высшим богом. Религия Древней Греции и Древнего Рима.

5.Пантеизм – религия отвлечения. Все боги и духи в иерархии вторичны, производны от первичного, вечного, безликого и анонимного божества. Буддизм, индуизм, даосизм (Дао), конфуцианство (Тянь).

6.Монотеизм – религия закона. Бог – один, вечен и сознателен, личный. Творец – сотворение мира из ничего с определенной целью, и по плану, человек – венец творения. Иудаизм, ислам.

7.Теизм – религия любви. Богу присуще и единство, и множественность. Христианство.

В истории религия всегда сосуществовала со светскими элементами культуры, а в определенных случаях и противостояла им. В светском сознании могут быть элементы индифферентного (безразличного) и даже атеистического отношения к религии. Разобрать такие понятия, как деизм (от лат. deus бог, религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нём к акого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий), атеизм (греч. atheos-отрицание бога: а отрицательная приставка, theos бог; безбожие, мировоззрение, отвергающее религию, т.е. веру в существование сверхъестественного мира (богов, духов, бессмертия души и т.д.), и агностицизм (философское учение, утверждающее, что мы не можем ничего знать о действительной сущности вещей, вследствие относительности наших знаний).

Привести немного статистических данных. Моральные ценности христианства разделяют свыше 1,5 млрд. его последователей и огромное количество неверующих; более 1 млрд. людей предпочтение отдают нормам ислама; примерно по 0,5 млрд. сторонников имеют индуизм и конфуцианство; более 300 млн людей исповедуют буддизм.

Домашнее задание. Предложить учащимся отрывки из священных текстов, чтобы каждый сделал попытку письменной интерпретации.

Выступления учеников с собственными интерпретациями и дискуссия – задача следующего урока.

Список литературы:

1. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. Боголюбов Л.Н. и др. М.: Просвещение, 2007. — 416 с.

2. Дидактическая литература.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: