ЛЕКЦИЯ №3.
Тема: ОБЩИЕ ВОПРОС ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
(2 ЧАСА)
План:
1. Особенности автомобильного транспорта как системы.
2. Маршруты движения подвижного состава.
3. Классификация транспортных систем.
4. Транспортный процесс как система с дискретным состоянием.
Литература
Основная: 1; 2; 3; 4.
Дополнительная: 5; 6; 7.
Особенности автомобильного транспорта как системы
Продукцией автомобильного транспорта является перемещение грузов и людей в пространстве, эту продукцию нельзя сберечь и накапливать впрок.
Подвижной состав (т.е. основные средства) автомобильного транспорта в процессе производства находится в постоянном взаимодействии с внешними природными условиями (осадки, ветер, гололёд, температура окружающей среды).
Для автомобильного транспорта характерна массовость подвижных средств и множественность связей с клиентурой.
Процесс перевозки на транспорте протекает за пределами предприятия, что осложняет управление и повышает требования к координации его участников.
Автомобильный транспорт является сложной динамической системой, эффективное управление которой связано с большими трудностями, и возможно только на базе современной теории и электронно-вычислительной техники.
Для планирования работы транспортных систем успешно применяются методы линейного программирования, имитационное моделирование.
Маршруты движения подвижного состава
Маршрут – это путь подвижного состава, при выполнении им перевозок от начального до конечного пунктов.
Оборот подвижного состава – законченный цикл движения по маршруту с возвращением в начальный пункт.
Интервал движения – время между проездами любого места маршрута. Рассмотрим классификацию по мощности осваиваемых грузопотоков, как наиболее распространённую. Эта классификация содержит ряд систем.
Маршруты бывают маятниковые и кольцевые.
Маятниковые маршруты – это движение подвижного состава в прямом и обратном направлении, которое осуществляется по одной и той же трассе. Маятниковые маршруты различаются: с полным использованием пробега и с неполным использованием пробега прямого или обратного направления.
На кольцевом маршруте подвижной состав движется по замкнутому контуру. Кольцевые маршруты различаются:
- сборный маршрут – подвижной состав, проходя все пункты, постепенно загружается и завозит груз в один пункт;
- развозочный маршрут – загруженный подвижной состав развозит груз партиями по пунктам, постепенно разгружаясь;
- сборно-развозочный маршрут – развозится один груз и собирается другой.
Классификация транспортных систем
Транспортная система − это совокупность реальных объектов и связей между ними, которые используются на определённой территории для выполнения перевозок.
Транспортные системы классифицируются по нескольким признакам, в том числе:
- по мощности осваиваемых грузопотоков;
- по уровням сложности;
- по сложности поведения и т.д.
Транспортные системы делятся на семь разновидностей:
1. Микросистемы –маятниковые маршруты с обратным не груженымпробегом, на них необходим один автомобиль.
В этом случае, время ездки tе = tп + tге + tв + tх,
где tп - время погрузки;
tге -время гружёной ездки;
tв -время выгрузки;
tх -время подачи для следующей загрузки(движение без груза).
Длина маршрута при этом lм = lге + l х,
где lге - гружёная ездка;
l х -холостая ездка.
Время оборота на маршруте
где tе - время ездки,
Vт -среднетехническая скорость;
tпв -время простоя под нагрузкой и выгрузкой за поездку.
Число оборотов Zo и ездок Zе.
где Тн - время нахождения в наряде,
lн -нулевой пробег.
Количество перевезённого груза (т) за один оборот Q и за время нахождения в наряде Qс
Q = q ·γ; Qc = Zo · q ·γ,
где q – грузоподъёмность транспортного средства;
γ – коэффициент использования грузоподъёмности.
Величина выполненной транспортной работы (т·км) за один оборот обозначается Р и за время Тн обозначается Рс
Р = q ·γ· lге; Рс = Zo·q ·γ· lге.
Производительность грузового подвижного состава по перевезённому грузу Wq(т/ч) и выполненной транспортной работе Wp(т·км/ч) соответственно равны:
где
коэффициент использования пробега, т.е. отношение ездки с
грузом lге к общей длине ездки lге + lх.
2. Особо малые системы – кольцевые и маятниковые маршруты, на которых в обратных направлениях перевозится груз при частичной или полной загрузке автомобиля и на маршруте работает не более одного транспортного средства.
Время i-й ездки на маршруте tei
Среднее время ездки
где n – число ездок за один оборот.
Число ездок за время Тн
где lн - нулевой пробег.
Количество перевезённого груза и выполненная транспортная работа в среднем за одну ездку
Количество перевезённого груза Q (Т) и Р (т·км) работа за время пребывания в наряде
Qc= q ⋅γ ⋅ Ze, Pc= q ⋅γ ⋅lге ⋅ Ze.
3. Малые системы – кольцевые и маятниковые маршруты различных типов, на которых используются несколько транспортных средств.
Для таких систем необходим учёт последовательности выхода транспортных средств на линию.
Требуется составление графиков выпуска и прибытия на первую погрузку с целью исключения первоначального образования очередей в местах погрузки. Расчёт работы каждой транспортной единицы должен проводиться с учётом пропускной способности пунктов погрузки-выгрузки и согласования времени движения подвижного состава.
Вышеприведённые аналитические модели для рассмотрения этих малых систем не могут применяться (не подходят).
4. Средние системы – совокупность нескольких малых систем различного вида, деятельность которых подчинена общей цели, а технологический процесс доставки подчиняется единому ритму элементов всех систем. Примеры таких систем:
- железобетонные заводы – подвижной состав – потребители продукции заводов;
- контейнерные станции – автомобили – потребители;
- базы снабжения – транспортные средства – получатели товаров и др.
Модели таких систем разрабатываются на основе теории вероятности, в частности одного из её разделов – теории массового обслуживания.
При решении отдельных задач рассматриваемых систем успешно применяется метод статистического моделирования.
5. Большие системы – это общее число маршрутов перевозки грузов, обслуживаемых подвижным составом одного АТП или объединения. Здесь могут быть представлены системы всех видов, которые имеют:
- общую материальную и техническую базу;
- единое руководство и управление всеми подразделениями;
- единую цель – выполнение перевозок в соответствии с заключёнными договорами.
6. Особо большие системы – автотранспортные тресты, управления или производственные объединения автомобильного транспорта, имеющие в своём составе несколько больших систем.
Для таких систем разрабатываются описательные модели, содержащие общие сведения о явлениях, происходящих в транспортных системах (модели развития, спрос-предложения и др.).
Описательные модели развития позволяют получить математические
функции тренда обычно в виде многочлена
y=а0+а1х+а2х2+·•·+аnхn.
Функции тренда используются для прогнозирования поведения систем в будущем.
7. Суперсистема – состоит из множества всех ранее перечисленных систем.
Задачи, решаемые в суперсистеме, охватывают широкий круг вопросов, решаемых на основе всеохватывающей модели. Пример такой системы - это Департамент автомобильного транспорта России.