Классификация транспортных систем




ЛЕКЦИЯ №3.

 

Тема: ОБЩИЕ ВОПРОС ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

(2 ЧАСА)

 

План:

 

1. Особенности автомобильного транспорта как системы.

2. Маршруты движения подвижного состава.

3. Классификация транспортных систем.

4. Транспортный процесс как система с дискретным состоянием.

 

 

Литература

Основная: 1; 2; 3; 4.

Дополнительная: 5; 6; 7.

 

 

Особенности автомобильного транспорта как системы

 

Продукцией автомобильного транспорта является перемещение грузов и людей в пространстве, эту продукцию нельзя сберечь и накапливать впрок.

Подвижной состав (т.е. основные средства) автомобильного транспорта в процессе производства находится в постоянном взаимодействии с внешними природными условиями (осадки, ветер, гололёд, температура окружающей среды).

Для автомобильного транспорта характерна массовость подвижных средств и множественность связей с клиентурой.

Процесс перевозки на транспорте протекает за пределами предприятия, что осложняет управление и повышает требования к координации его участников.

Автомобильный транспорт является сложной динамической системой, эффективное управление которой связано с большими трудностями, и возможно только на базе современной теории и электронно-вычислительной техники.

Для планирования работы транспортных систем успешно применяются методы линейного программирования, имитационное моделирование.

 

Маршруты движения подвижного состава

 

Маршрут – это путь подвижного состава, при выполнении им перевозок от начального до конечного пунктов.

Оборот подвижного состава – законченный цикл движения по маршруту с возвращением в начальный пункт.

Интервал движения – время между проездами любого места маршрута. Рассмотрим классификацию по мощности осваиваемых грузопотоков, как наиболее распространённую. Эта классификация содержит ряд систем.

Маршруты бывают маятниковые и кольцевые.

Маятниковые маршруты – это движение подвижного состава в прямом и обратном направлении, которое осуществляется по одной и той же трассе. Маятниковые маршруты различаются: с полным использованием пробега и с неполным использованием пробега прямого или обратного направления.

На кольцевом маршруте подвижной состав движется по замкнутому контуру. Кольцевые маршруты различаются:

- сборный маршрут – подвижной состав, проходя все пункты, постепенно загружается и завозит груз в один пункт;

- развозочный маршрут – загруженный подвижной состав развозит груз партиями по пунктам, постепенно разгружаясь;

- сборно-развозочный маршрут – развозится один груз и собирается другой.

 

Классификация транспортных систем

 

Транспортная система − это совокупность реальных объектов и связей между ними, которые используются на определённой территории для выполнения перевозок.

Транспортные системы классифицируются по нескольким признакам, в том числе:

- по мощности осваиваемых грузопотоков;

- по уровням сложности;

- по сложности поведения и т.д.

Транспортные системы делятся на семь разновидностей:

1. Микросистемы –маятниковые маршруты с обратным не груженымпробегом, на них необходим один автомобиль.

В этом случае, время ездки tе = tп + tге + tв + tх,

где tп - время погрузки;

tге -время гружёной ездки;

tв -время выгрузки;

tх -время подачи для следующей загрузки(движение без груза).

Длина маршрута при этом lм = lге + l х,

где lге - гружёная ездка;

l х -холостая ездка.

Время оборота на маршруте

где tе - время ездки,

Vт -среднетехническая скорость;

tпв -время простоя под нагрузкой и выгрузкой за поездку.

Число оборотов Zo и ездок Zе.

где Тн - время нахождения в наряде,

lн -нулевой пробег.

Количество перевезённого груза (т) за один оборот Q и за время нахождения в наряде Qс

Q = q ·γ; Qc = Zo · q ·γ,

где q – грузоподъёмность транспортного средства;

γ – коэффициент использования грузоподъёмности.

Величина выполненной транспортной работы (т·км) за один оборот обозначается Р и за время Тн обозначается Рс

Р = q ·γ· lге; Рс = Zo·q ·γ· lге.

Производительность грузового подвижного состава по перевезённому грузу Wq(т/ч) и выполненной транспортной работе Wp(т·км/ч) соответственно равны:


где

коэффициент использования пробега, т.е. отношение ездки с


грузом lге к общей длине ездки lге + lх.

2. Особо малые системы – кольцевые и маятниковые маршруты, на которых в обратных направлениях перевозится груз при частичной или полной загрузке автомобиля и на маршруте работает не более одного транспортного средства.

Время i-й ездки на маршруте tei

 

Среднее время ездки

где n – число ездок за один оборот.

Число ездок за время Тн

 

где lн - нулевой пробег.

Количество перевезённого груза и выполненная транспортная работа в среднем за одну ездку

 

Количество перевезённого груза Q (Т) и Р (т·км) работа за время пребывания в наряде

Qc= q ⋅γ ⋅ Ze, Pc= q ⋅γ ⋅lге ⋅ Ze.

3. Малые системы – кольцевые и маятниковые маршруты различных типов, на которых используются несколько транспортных средств.

Для таких систем необходим учёт последовательности выхода транспортных средств на линию.

Требуется составление графиков выпуска и прибытия на первую погрузку с целью исключения первоначального образования очередей в местах погрузки. Расчёт работы каждой транспортной единицы должен проводиться с учётом пропускной способности пунктов погрузки-выгрузки и согласования времени движения подвижного состава.

Вышеприведённые аналитические модели для рассмотрения этих малых систем не могут применяться (не подходят).

4. Средние системы – совокупность нескольких малых систем различного вида, деятельность которых подчинена общей цели, а технологический процесс доставки подчиняется единому ритму элементов всех систем. Примеры таких систем:

- железобетонные заводы – подвижной состав – потребители продукции заводов;

- контейнерные станции – автомобили – потребители;

 

- базы снабжения – транспортные средства – получатели товаров и др.

Модели таких систем разрабатываются на основе теории вероятности, в частности одного из её разделов – теории массового обслуживания.

При решении отдельных задач рассматриваемых систем успешно применяется метод статистического моделирования.

5. Большие системы – это общее число маршрутов перевозки грузов, обслуживаемых подвижным составом одного АТП или объединения. Здесь могут быть представлены системы всех видов, которые имеют:

- общую материальную и техническую базу;

- единое руководство и управление всеми подразделениями;

- единую цель – выполнение перевозок в соответствии с заключёнными договорами.

6. Особо большие системы – автотранспортные тресты, управления или производственные объединения автомобильного транспорта, имеющие в своём составе несколько больших систем.

Для таких систем разрабатываются описательные модели, содержащие общие сведения о явлениях, происходящих в транспортных системах (модели развития, спрос-предложения и др.).

Описательные модели развития позволяют получить математические

функции тренда обычно в виде многочлена

y=а0+а1х+а2х2+·•·+аnхn.

Функции тренда используются для прогнозирования поведения систем в будущем.

7. Суперсистема – состоит из множества всех ранее перечисленных систем.

Задачи, решаемые в суперсистеме, охватывают широкий круг вопросов, решаемых на основе всеохватывающей модели. Пример такой системы - это Департамент автомобильного транспорта России.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: