Происхождение и ранняя история славян
Вопрос о времени появления славян на Балканском полуострове, в Центральной и Восточной Европе принадлежит к числу самых спорных в исторической науке. По предположению ряда исследователей, около 2000 лет до н.э. от индоевропейцев отделились племена, говорившие на балто-славянских диалектах. Балто-славянская языковая общность сохранялась очень долго и только V веке до н.э. разделилась на славянские и балтские племена. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу первого тысячелетия нашей эры. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов. Первые сведения о политической истории славян относятся к IV веку н.э. Готский вождь Германарих был разбит славянами.
Многие исследователи полагают, что на большей части территории Восточной Европы славяне появляются в VI – VII веках н.э. Расселение земледельческих славянских племен в эти края было не завоеванием, а медленным проникновением и слиянием с местными жителями, плотность населения которых была очень мала. Из византийских источников известно о славянах и антах. Существует предположение, что антами в Византии называли восточных славян. Возможно, также, что славяне входили в состав Антского союза племен и были там руководствующей силой, но сам союз не был чисто славянским.
В VI веке славяне неоднократно совершали военные походы против Византии. Походы на Византию могли совершать только крупные племенные союзы. Об их образовании свидетельствует летописное предание о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбядью в Среднем Приднепровье. По имени старшего брата был назван основанный ими город Киев.
Восточнославянские племена накануне образования государства
В VII – VIII веках у славян идет интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. Известны крупные восточнославянские племенные группы:
- поляне, жили на Днепре, центр Киев,
- древляне, жили западнее полян, центр Искоростень,
- северяне, жили севернее полян, центр Чернигов,
- дреговичи, жили между Припятью и Западной Двиной,
- полочане, жили на берегу реки Полоты, центр Полоцк,
- вятичи, жили на берегу реки Оки,
- радимичи, жили между Днепром и Десной,
- кривичи, жили в верховьях Волги, центр Смоленск,
- словене, жили на берегу озера Ильмень, центр Новгород,
- волыняне, жили на берегу реки Буг,
- уличи, жили между Днепром и Днестром.
Речь идет не о племенах, а о племенных союзах, образование которых непосредственно предшествует образованию государства. У каждого из этих союзов было свое княжение. Князьями именовались первоначально племенные вожди. Названия славянских племенных союзов связаны не с единством происхождения, а с районами расселения. Это свидетельствует о том, что в это время у славян территориальные связи уже преобладали над родовыми.
Основным занятием восточных славян было земледелие. Первоначально оно носило экстенсивный характер. В лесных районах применялась подсечно-огневая система земледелия, в степных районах – залежная. Полученный участок использовали до полного истощения, после чего переходили на новый. Основные сельскохозяйственные культуры: пшеница, рожь, просо, гречиха, ячмень. Разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Были распространены лесные и речные промыслы.
Большую роль в экономике восточных славян играла военная добыча. Племенные вожди совершали походы на Византию, добывали там рабов и предметы роскоши. Вокруг князя складывалась дружина (группа постоянных боевых соратников, друзей князя). Выделение дружины – важный этап в превращении власти князя из родоплеменной в государственную.
Поселения восточных славян располагались по берегам рек. В каждом поселке жило несколько семей, несколько поселков составляли древнеславянскую общину – вервь.
О культуре восточных славян известно немного. Археологические находки свидетельствуют о высоком развитии кузнечного, гончарного и ювелирного ремесла. Сохранились памятники фольклора: сказки, обрядовые песни, загадки, пословицы, поговорки.
Древние славяне были язычниками. Обожествляли силы природы. Главные боги: Род – бог неба и земли, создатель Вселенной; Даждьбог – бог солнца, податель земных благ; Сварог – бог огня; Стрибог – бог ветров; Перун – бог грома и молнии, позднее войны (особо почитался в дружинной среде); Велес – бог скота; Чернобог – бог тьмы. Верили также в духов: лесных, полевых, водных, домовых. Их называли упыри (приносили зло) и берегини (охраняли и защищали). Богам приносили жертвы, иногда человеческие. Языческий идол помещался в специально устроенном капище. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы – волхвы и кудесники.
Образование государства
В IX веке у восточных славян возникает классовое общество и появляется государство. Причины его возникновения:
- распад родовой общины и превращение ее в соседскую;
- расслоение общины, появление экономически самостоятельных семей;
- выделение дружины;
- внешняя угроза, необходимость отражать набеги кочевников.
Летописные известия об этом событии были созданы два века спустя и носят черты легенды. Согласно летописи, в 862 году племена – словене, кривичи, чудь, меря (угро-финские племена) – призвали на княжение в Новгород варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Таким образом, они хотели положить конец усобицам между племенами. Этот рассказ послужил основанием для норманнской теории, согласно которой государство на Руси создали варяги. Но в летописи речь идет не возникновении государства, а о появлении варяжской династии в Новгородской земле. Государственность перенести невозможно. Раннегосударственные образования – племенные княжения – уже существовали у полян, древлян, дреговичей и др. Уровень развития варягов был такой же, как и у славян. Раннеклассовое государство всегда возникает в острой междоусобной борьбе и возможным путем ее прекращения может быть приглашение третьей нейтральной силы.
В настоящее время историчность Рюрика не отвергается. Синеус и Трувор – вымышленные персонажи. В древнешведском языке выражение «сине хус трувор» означает «дом и дружина».
Первые киевские князья
После смерти Рюрика к власти пришел его родственник Олег, поскольку сын Рюрика Игорь, согласно летописи, был малолетним. Олег начал подчинение восточнославянских племен за пределами новгородской земли. В 882 году он с дружиной подошел к Киеву, где княжили Аскольд и Дир (по одной версии они были дружинниками Рюрика, ранее захватившими Киев; по другой – потомками Кия). Олег хитростью выманил их из города, убил и захватил Киев, сделав его своей столицей. Таким образом, под его контролем оказался важнейший торговый путь «из варяг в греки» (через Новгород и Киев в Византию). Олег подчинил себе племена древлян, северян и радимичей, обложив их данью. Он дважды совершал удачные походы на Византию, заключив в 911 году выгодный торговый договор с империей. Княжение Олега, согласно летописи, продолжалось 33 года. Это правление было рубежным. Именно с этого времени можно говорить о существовании Древнерусского государства.
Преемник Олега – Игорь продолжал его политику, но менее удачно. Его поход на Византию закончился поражением. Ему снова пришлось воевать с древлянами. В борьбе с ними он погиб в 945 году во время попытки вторичного сбора дани.
Его жена Ольга жестоко расправилась с древлянами. Их столица Искоростень была сожжена, знать истреблена, часть древлян обращена в рабство, на остальных наложена дань. Ольга упорядочила сбор дани. Установила ее точный размер – урок; и место сбора – погост. Ольга совершила путешествие в Византию, где приняла христианство.
Сын Игоря и Ольги – Святослав больше внимания уделял не внутренним, а внешним делам. Он воевал со своей дружиной в Поволжье и Дунайской Болгарии. Подчинил еще одну восточнославянскую группу – вятичей. В 966 году уничтожил Хазарский каганат (государство в низовьях Волги). Погиб в 972 году, возвращаясь из Дунайской Болгарии. На Днепровских порогах он попал в засаду печенегов.