ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ




ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Практическое занятие № 1.

Предмет философского знания

Цель данного занятия усвоить специфику философского знания

Задания:

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы (мифология, религия, философия). Особенности философского мировоззрения.

2. Структура философского знания

3. Философия и наука. Философия и искусство. Философия и религия.

4. Методы философского познания.

5. Основные функции философии.

Ход занятия. Занятие проходят в форме коллективного обсуждения, опираясь на знания, которые получены в результате домашней подготовки. Для того чтобы подготовиться к занятиям необходимо выполнить следующие рекомендации: усвоить основные понятия, для этого необходимо, приведённые понятия выписать из словаря; ответить на вопросы по самоконтролю, опираясь на учебную литературу.

Основные понятия: мировоззрение, миф, мифология, мифологическое сознание, религия, ритуал, обряд, символ, генезис, функция, философия, знание, ценность, убеждение, идеал, миф, культура, мудрость, София, картина мира, категория, понятие, принцип, метод, субъект, объект.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое мировоззрение? Из каких потребностей оно возникает?

2. Какие выделяются уровни мировоззрения и в чём их отличие друг от друга?

3. Какова роль мировоззрения в жизнедеятельности людей?

4. В чем заключаются особенности мифологического мировоззрения?

5. В чём специфика религиозного мировоззрения? Что отличает религию от мифологии?

6. В чём специфика философского способа познания и осмысления мира и человека, её отличие от религии и науки?

7. Каковы причины возникновения философии? С постановки каких проблем она начинается?

8. Как соотносятся философия и история философии?

9. Можно ли выделить основной вопрос философии? Если можно, то в чём заключается его сущность?

10. Материализм и идеализм. Кто прав в споре материалистов с идеалистами? (ответ обосновать).

11. Познаваем ли мир? Как философы отвечали на этот вопрос в древние времена и отвечают сегодня?

12. Каков смысл метода познания объективной реальности? В чём заключается сущность диалектики и метафизики?

13. Какова структура философского знания?

14. В чём заключаются основные функции философии?

15. В чём проявляется социокультурная ценность философии?

16. Является ли философия наукой?

17. Каковы цель и предназначение философии?

 

Практическое занятие № 2.

Античная философия. Теоцентризм средневековой философии

(интерактивная форма)

Цель – проследить истоки философии, её становление, а также развитие средневековой мысли её тесную связь с христианством

Задания:

1. Космоцентризм древнегреческой философии.

2. Основные философские идеи Платона и Аристотеля.

3. Патристика. Августин Блаженный.

4. Схоластика. Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики.

Ход занятия. Студентам выдаются кейс-задания, над которыми они работают на семинаре. Группа делится на подгруппы, каждой выдаётся своё задание, над которыми они работают, и в конце занятия защищают перед всей группой. Для того чтобы подготовиться к занятиям необходимо выполнить следующие рекомендации: усвоить основные понятия, для этого необходимо, приведённые понятия выписать из словаря; ответить на вопросы по самоконтролю, опираясь на учебную литературу. Примеры кейс-заданий.

Кейс-задание 1

Диоген Лаэртский приводит следующие свидетельства современников Гераклита из его философской концепции: «Всё составляется из огня и в огонь разрешается. Всё совершается по судьбе и сглаживается по судьбе взаимной противоположностью". "Всё возникает по противоположности и всею целостностью течёт как река».

1. Обозначьте характерные черты гераклитовского философствования

2. В чём их противоположность размышлениям элеатов?

3. Почему для обозначения состояния мира (движения) Гераклит выбрал образ «огня» и «реки».

4. Что означает: «Всё складывается по судьбе…»? Как называется эта установка в философии?

Кейс-задание 2

Платон первым в истории философии выделил два разных типа философствования, подчеркнув их противоположность и борьбу следующим образом: «Происходит нечто вроде борьбы гигантов из-за спора друг с другом о Бытии»… «Одни утверждают, будто существует то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и Бытие за одно и то же», другие же убеждены, что «истинное бытие» - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи. Первое идёт от Милетской школы, Гераклита, Эмпедокла и достигает вершин в атомизме Демокрита. Второе уходит своими истоками к пифагорейскому учению о числе, элейскому Бытию-мышлению, разумному, упорядочивающему всё началу –noos- у Анаксагора»

1. О каких типах философствования идёт речь? Назовите их.

2. К какому из них относит себя Платон? В чём суть его философской позиции?

3. Назовите основные понятия, которые использует в своих размышлениях Платон?

Кейс-задание 3

Аврелий Августин считал, что человеческая история есть борьба двух враждебных царств – царства земного и царства Божьего: «Два града созданы двумя родами любви,- писал он, - земной - любовью к себе и небесный – любовью к Богу, доведённый до презрения к себе. Первый град полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе. История имеет начало, свой смысл и своё завершение – распространение христианства и победу его во всемирном масштабе».

1. К какой области философского знания относятся эти рассуждения?

2. Как называется такое учение об обществе?

3. Каково значение августинианского учения об обществе и его истории?

Кейс-задание 4

Отличительные черты схоластики, попытка обосновать бытие с помощью

разума.

1. Спор об универсалиях: реализм - номинализм - концептуализм

2. Проблема соотношения знания и веры

3. Пять доказательств бытия Бога Ф.Аквинского

Основные понятия: субстанция, форма, материя, майевтика, апории, золотое правило нравственности, гностики, агностицизм, натурфилософия, диалектика, архэ, космос, атом, нус, монотеизм, христианство, патристика, апологетика, схоластика, теология, креационизм, эсхатология, православие, католицизм, протестантство, теизм, пантеизм, универсалии, номинализм, реализм, триединство, аскетизм, орден, ересь, теодицея, инквизиция, свобода воли.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы характерные отличительные черты античной культуры?

2. Каковы предпосылки возникновения древнегреческой философии?

3. Какие периоды можно выделить в античной философии и на каком основании?

4. Что отличает натурфилософский период в развитии античной философии?

5. Какова роль Милетской школы в истории философии?

6. Каковы основные положения философии Пифагора?

7. В чём ценность философских воззрений Гераклита?

8. Совпадает ли понимание бытия Гераклитом и Парменидом?

9. В чём смысл апорий Зенона?

10. В чём заключается вклад Левкиппа и Демокрита в развитие философии и науки?

11. Чему и как учил Сократ?

12. Почему мы считаем Платона объективным идеалистом?

13. Каково место, роль и значение учения Аристотеля в истории философии и науки?

14. Что такое человеческое счастье с точки зрения философии эпикуреизма?

15. Кем и с какой целью были основаны «Академия», «Ликей», «Сад»?

16. В чём проявляется специфика материализма и идеализма древних греков?

 

Практическое занятие № 3.

Философия Нового времени

Цель - усвоить тот гносеологический переворот, который произошёл в философии Нового времени.

Задания:

1. Основные черты философии Нового времени. Проблема науки и идеал научного знания. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.

2. Формирование концепции естественного права и общественного договора.

3. Немецкая классическая философия.

· Кант и его коперниканский переворот.

· Гегель и его основные идеи.

Ход занятия. Занятия проходят в форме коллективного обсуждения, опираясь на знания, которые получены в результате домашней подготовки. Для того чтобы подготовиться к занятиям необходимо выполнить следующие рекомендации: усвоить основные понятия, для этого необходимо, приведённые понятия выписать из словаря; ответить на вопросы по самоконтролю, опираясь на учебную литературу.

Основные понятия: эмпиризм, рационализм, интеллектуальная интуиция, врождённые идеи, эмпирико-индуктивный метод, рационалистически-дедуктивный метод, дуализм, скептицизм, агностицизм, общественный договор, трансцендентальный, «вещь в себе», ноумен, феномен, априоризм, аналитические и синтетические суждения, рассудок, разум, категорический императив, абсолютный дух, абсолютная идея, объективный идеализм, субъективный идеализм, диалектика, снятие, тезис, антитезис, синтез, противоречие, тождество, отчуждение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы характерные черты философии Нового Времени?

2. Почему Ф.Бэкон и Р.Декарт считаются основоположниками философии Нового времени?

3. В чём выражается эмпиризм философии Нового времени?

4. Разработчиком какого метода является Ф. Бэкон и в чём его сущность?

5. Какое место занимает концепция универсального сомнения в теории Р. Декарта?

6. Разработчиком какого метода является Р. Декарт и в чём его сущность?

7. Почему считается, что в учении о субстанции Р. Декарт был дуалистом?

8. Каково основное содержание учения Т. Гоббса о государстве?

9. В чём сущность монадологии Г.В. Лейбница?

10. Каковы характерные черты философии немецкого классического идеализма?

11. Почему теорию И. Канта называют «коперниканским переворотом» в философии?

12. Что такое априорное знание по И. Канту?

13. В чём сущность кантовского категорического императива?

14. Что такое теоретический и практический разум в философии И. Канта?

15. Почему философия Г. Гегеля считается вершиной классической немецкой философии?

16. Что такое «абсолютная идея» Г. Гегеля?

17. Что такое диалектический метод по Г. Гегелю?

18. В чём сущность противоречия между методом и системой в философии Г. Гегеля?

19. Каково соотношение свободы и исторической необходимости в философии истории Г. Гегеля?

20. Что может сегодня дать изучение гегелевской философии?

 

Практическое задание № 4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: