Монументальная скульптура




«Твоим освободителям, Донбасс» («Освободителям Донбасса») — монумент в Донецке, посвященный памяти всех частей и соединений, освобождавших Донбасс во время Великой Отечественной войны. Самый большой по величине памятник на юго-восточной Украине, главный памятник военной истории города и Донецкой области.
Находится: г. Донецк, Киевский район, парк Ленинского Комсомола.

Монумент представляет собой площадку в форме треугольника, на которой расположена группа из трех наклонных объемных стен, выходящих из земли и символизирующих своими острыми гранями силуэты Донецких терриконов. У подножия монумента зажжен Вечный огонь. На одной из стен расположена надпись: «1943. Твоим освободителям, Донбасс». На другой стене установлена скульптурная группа, перечисляющая даты освобождения населенных пунктов Донецкой области: Яма — 4 IX, Дебальцево — 3 IX, Часов Яр — 5 IX, Красный Лиман — 6 IX, Славянск — 6 IX, Святогорск — 8 IX, Никитовка — 5 IX, Доброполье — 8 IX, Краматорск — 6 IX, Артемовск — 5 IX, Горловка — 5 IX, Сталино — 8 IX, Макеевка — 6 IX, Мариуполь — 10 IX, Буденновка — 2 IX, Старобешево — 9 IX, Чистяково — 2 IX, Снежное — 1 IX, Орджоникидзе — 3 IX, Дружковка — 6 IX, Красноармейск — 8 IX, Дзержинск — 5 IX, Иловайск — 4 IX, Волноваха — 10 IX, Володарское — 14 IX, Амвросиевка — 23 VIII, Харцызск — 5 IX, Курахово — 10 IX, Константиновка — 6 IX, Ясиноватая — 7 IX, Шахтерск — 2 IX, Селидово — 8 IX.

На площадке находится скульптурная композиция — шахтер и солдат, которые правыми руками вместе держат меч острием вниз. Левая рука солдата поднята вверх, левая рука шахтера отведена в сторону. За плечами фигур развевается знамя в виде пятиконечной звезды. Скульптуры изготовлены из меди, их высота составляет восемнадцать метров, общая высота монумента вместе с постаментом и знаменем более 30 метров.

Постановление о создании памятника было издано Центральным комитетом КПСС и Советом Министров СССР в 1967 году. Над монументом начал работать киевский коллектив скульпторов, но дальше стадии разработки идеи их работа не продвинулась.

В 1976 году над памятником начала работать группа донецких авторов:

Скульпторы:

  • Юрий Иванович Балдин,
  • Александр Николаевич Порожнюк.

Архитекторы:

  • Владимир Петрович Кишкань,
  • Михаил Яковлевич Ксеневич.

инженер-конструктор:

  • Ефим Леонидович Райгородецкий.

В 1978 году этот коллектив был официально утвержден. Группой руководил Владимир Петрович Кишкань, которому принадлежало много идей по созданию монумента.

В 1980 году появилась концепция соединения фигур воина и шахтера, которую предложил Юрий Иванович Балдин. В 1982 году проект был утвержден художественным советом Министерства культуры СССР.
Двухметровые головы фигур солдата и шахтера в течение года лепились из гипса и покрывались медью в Донецком государственном университете. Вокруг голов были созданы платформы, на которых работали скульпторы: над головой шахтера — Александр Николаевич Порожнюк, над головой солдата — Юрий Иванович Балдин.

После того, как головы были слеплены, их здесь же, на дне бассейна, обшили медью методом раскроя. Для этого брались листы меди толщиной два миллиметра, вырезались фрагменты, соединялись аргонной сваркой скульпторами-форматорами, швы зачищались и зачеканивались. После обшивки гипс изнутри выбивался, и в полые скульптуры вставлялся каркас, изготовленный на Донецком машиностроительном заводе имени Ленинского комсомола.

Медь, из которой сшита конструкция, привезена с Артемовского завода цветных металлов. Черный гранит, которым облицован постамент, привезен с Правобережной Украины.

У авторского коллектива были сомнения, что из-за флага при сильном ветре вся конструкция монумента может потерять устойчивость. Была создана специальная двухметровая модель, которую возили в московский институт аэрокосмических исследований имени Жуковского для технических испытаний в аэродинамической трубе.

Работы по сооружению памятника проводили тресты «Донецкшахтострой», «Донецкметаллургстрой», «Донецкстальконструкция», «Днепрстальконсрукция».

Открытие хотели приурочить к сорокалетию освобождения Донбасса, которое было в сентябре 1983 года, но к этому сроку не успели, и памятник был открыт 8 мая 1984 года к тридцати девятилетию Победы в Великой Отечественной войне.

В 2010 году в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне была проведена масштабная реконструкция монумента:

  • памятных плит,
  • центральной аллеи,
  • благоустройство прилегающей территории.

Реконструкция позволила создать единый мемориальный комплекс. Также в ходе реконструкции к монументу был перенесен памятник воинам-афганцам, и теперь они составляют единую композицию.

В 1995 - 2000 гг. монумент был дополнен новыми стелами в виде пяти массивных блоков вдоль аллеи, ведущей к памятнику. Стелы содержали названия дивизий, освобождавших Донбасс, и фамилии погибших во время освобождения, всего две тысячи триста фамилий. Во время реконструкции 2010 года мемориальные доски этих блоков были перенесены к подножию монумента, а также установлены новые блоки памяти с именами погибших освободителей Донбасса и партизан-подпольщиков.

Литые объемные знаки и мемориальные барельефные доски были изготовлены из сплава алюминия компанией «Неонсвит-Донбасс», которая разработала эскизы, изготовила модели и формы, а также выполнила их обработку.

На прилегающей территории сформированы:

  • «Сквер ветеранов» (заложен в 2010 году),
  • «Аллея солдатских вдов» (в 2010 году на ней были высажены березы),
  • «Аллея Памяти» (заложена 6 сентября 1992 года в честь павших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны дончан).

Накануне праздника 9 мая 2012 года в Донецке торжественно открыли музей истории Великой Отечественной войн

В 2012 году ко Дню Победы в Донецке в мемориальном комплексе «Твоим освободителям, Донбасс» был открыт филиал музея Великой Отечественной войны. Открытие музея приурочено к 67-й годовщине Великой Победы и 80-летию Донецкой области, открытый под памятником «Твоим освободителям, Донбасс».
Находится: г. Донецк, Киевский район, парк Ленинского Комсомола.

В 2010 году начались работы по подготовке подземных помещений к созданию музея Великой Отечественной войны. Были проведены коммуникации и работы по защите помещения от грунтовых вод. По первоначальному замыслу создателей памятника вход в музей должен был располагаться по лестнице внутри фигур монумента, однако проектировщики нового входа в музей внесли изменения в авторский замысел и построили новый застекленный вход рядом с «вечным огнем». Кроме того был сделан второй вход в выставочный зал, где будут проводиться выставки произведений искусства. Внутри монумента кроме музея расположен административный блок и кафе.

Общая экспозиционная площадь музея Великой Отечественной войны составляет 927 м кв. Двухуровневая экспозиция соединена лестницей в форме спирали, в центре которой - светильник. А вокруг него – алые боевые знамена дивизий, освобождавших Донбасс.

Экспозиция музея выстроена по хронологическому принципу: от первых дней войны до победы. На ней представлено более 300 экспонатов. Основная их часть рассказывает о Донбассе времен Второй мировой войны.

Экспозиция расположена на двух уровнях:

  • на нижнем уровне расположились общий экспозиционный зал, зал военной кинохроники, «зал Победы», оружейный зал с размещением частной коллекции оружия времен Великой Отечественной войны и военной униформы.
  • На верхнем уровне находятся наклонные галереи, оформленные тематическими фотопанно, экспозициями и диорамами.

В экспозиционном зале размещены военные кинохроники, оружейный зал с размещением коллекции оружия времен Великой отечественной войны, экспонаты военной униформы.

Также подготовлены фильмы, хроники о том, как начиналась война в городе, захват немецкими войсками, оккупация, освобождение.

Некоторые экспозиции сопровождаются музыкальным оформлением, что, несомненно, усиливает впечатления от увиденного. Иностранные гости обеспечены аудио-сопровождением на английском языке.

Архитектурный проект музея был разработан институтом «Донецкпроект», над созданием диорамы, оформлением экспозиций потрудились в Донецкой скульптурно-монументальной мастерской областной организации Национального Союза художников Украины.

Севастополь: 8 мая 2007 (строительство велось в 1981—1988 и с 2004) — Матрос и солдат на мысе Хрустальном (скульпторы Е. Е. Белостоцкий, Г. Л. Петрошевич, О. А. Супрун, архитектор К. А. Сидоров, инженер—полковник запаса А. Х. Уманский, руководитель проекта Н. Л. Жариков, авторы оформления экспозиции В. В. Климик и С. И. Войцеховский)

 

Внешние изображения
Родина-мать (Сферическая панорама у подножья монумента)
Скульптура Родина-мать зовет

Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира, высочайшая статуя России и Европы (без постамента — самая высокая статуя в мире на момент постройки в течение 22 лет).

Монумент является центральной частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.

 

История создания песни "Хотят ли русские войны?"

 

Задумка написания песни с протестом против воен и массовых убийств возникла у Евтушенко осенью 1961-го в ходе одной из зарубежных поездок. Поводом стали неоднократные расспросы знакомых американцев и европейцев по поводу "кровожадности" русских, о которой в эпоху Холодной войны денно и нощно трубила западная пропаганда. По возвращении в СССР поэт показал стихотворение Эдуарду Колмановскому. Первая мелодия к песне не понравилась Бернесу, потребовавшему обновления музыкальной части композиции. Вторая попытка оказалась успешной...

 

Как вспоминал позднее автор стиха, функционеры армейского Политуправления многократно пытались запретить песню из-за якобы оказываемого ею «деморализующего эффекта» на солдат.

 

Первое исполнение композиции состоялось в канун XXII съезда КПСС. На следующий год (лето 1962-го) зарубежным участникам московского Международного конгресса за мир и разоружение представители принимающей стороны вручили грампластинки с «Хотят ли русские войны?» в англо-, франко-, немецко- и испаноязычном исполнении голосом Георга Карловича Отса.

 

«Хотят ли русские войны?» звучала в исполнении солистов ансамбля им. Александрова на сценах Франции, Бельгии, Италии, Швейцарии... В ходе лондонских гастролей песню пытался запретить британский МИД, усмотревший в тексте «Хотят ли русские войны?» вмешательство во внутренние дела королевства, и лишь настойчивость советских исполнителей не позволила изъять композицию из концертной программы вечера...

 

Помимо Бернеса и Отса, песня "засветилась" в репертуаре Юрия Гуляева, Артура Эйзена, ансамбля им. Александрова и других знаменитостей, а художник Юрий Горелов использовал название композиции в качестве "имени" для написанной в 1962-м картины.

«Свяще́нная война́» — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Музыка песни сочетает грозную поступь марша и широкую мелодичную распевность[1]. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!»

История

Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта и сталинского лауреата В. И. Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку[2]. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради[3][4]. Ещё день был отведён на репетицию.

26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд[3]. В мае 2005 года, в память об этом событии, на здании вокзала установлена мемориальная доска[5].

Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов.

Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях. За время войны песня дважды записывалась на грампластинки: в 1941[6] (Грампласттрест № 11019) и 1942 годах[7] (Грампласттрест № 119 /трехзначная нумерация 1942—1943 годы/).

В послевоенное время часто исполнялась Краснознамённым ансамблем песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова и имела широкий успех, как в СССР, так и на зарубежных гастролях.

22 мая 2007 года Ансамблем песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова под бурные аплодисменты песня была исполнена в штаб-квартире НАТО вБрюсселе. В некоторых российских СМИ посчитали, что такой песенный ответ на негативное отношение Запада к России приобрёл неоднозначный смысл[8].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: