Исходный тезис настоящей темы лекции может быть сформулирован так: каждый человек мыслит, в своей основе, понятиями обыденного познания, а наука оперирует специальными понятиями, которые называются категориями. Это относится и к философии, ведь она тоже является формой познания и поэтому не может обойтись без собственного понятийного аппарата.
Любая наука имеет собственный, исторически сложившийся арсенал средств мышления, с помощью которых она осуществляет познание своего объекта и предмета. К этим.средствам относятся исходные принципы как краеугольные положения данной науки и специальные методы познания. Познавательную роль выполняют и законы науки, представляющие собой итоги и выводы исследования. Особое значение для науки имеет ее категориальный аппарат (система понятий). С его помощью наука проникает в "мир сущностей" предметов, явлений и процессов. Она постигает то, что не лежит на поверхности явлений и скрыто от наблюдения — сущность и структура, законы существования объектов. Категории и есть предельно общие понятия науки, которые отражают внутренние, наиболее общие и существенные стороны и связи той или иной предметной области окружающего мира. Категории —это научные понятия, в отличие от тех понятий, которые используются людьми в рамках их обыденного мышления ("стол", "дом", "одежда" и т.п.).
Что касается философских категорий, то они являются фундаментальными понятиями, поскольку на них опирается весь познавательный процесс. Они активно применяются во всех сферах научного познания, а не только в науке. Эти категории отражают наиболее существенные, необходимые свойства и универсальные (всеобщие) связи окружающего мира, бытие самого человека в этом мире. Кроме этого, категории философии являют собой сложный синтез знаний о мире, ведь философия опирается на весь познавательный опыт человечества, всю его длительную, богатую и противоречивую историю. Именно это и имел в виду В. И Ленин, когда в своей работе "Философские тетради" писал следующее: "Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т.е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать и овладевать ею". К сказанному остается лишь добавить, что в философских категориях воплощен также опыт самопознания человека, раскрываются разнообразные отношения между человеком и миром.
Поскольку философские категории отражают единый и неделимый, многообразный мир, то взятые вместе, они образуют собой некую систему ("сеть"). В этой сети категории, как содержательные формы ("клеточки") и ступени человеческого мышления, органически взаимосвязаны, как и все стороны отражаемого ими мира. Они вытекают друг из друга (например: "человек"—"индивидуальность"—"личность" и т.п.) и дополняют, "переливаясь" друг в друга ("общество" и "природа", "причина" и "следствие" и т.д.). Система философских категорий представляет собой как бы портрет, теоретический образ окружающего мира и бытия человека в нем.
Первые попытки анализа и систематизации философских категорий появились в античной философии. Наиболее развитое для того времени учение о категориях создал Аристотель (трактат "Категории"). Составленная греческим мыслителем таблица включала в себя 10 важнейших категорий философии: "сущность", "качество" и "количество", "отношение", "положение", "обладание", "место" и "время", "действие" и "страдание". Эта классификация имела большое значение для последующего развития философского и научного знания. В другой своей работе ("Метафизика") Аристотель свел эти категории к трем основным — "сущность", "свойство" и "отношение". По Аристотелю, философские категории — это высказывания об общих характеристиках бытия, образующие структуру логического мышления.
В средние века учение о понятиях развивалось в рамках острой полемики между номинализмом и реализмом как философскими течениями. Основной предмет их спора состоял в том, существуют ли общие понятия ("универсалии") до вещей (так считал реализм) или же эти понятия являются всего лишь обозначениями (именами) этих вещей, как это полагали номиналисты.
Новым этапом в развитии представлений о природе и функциях философских категорий явилось творчество И.Канта. Они рассматривались немецким ученым как логические инструменты, с помощью которых познающий субъект обобщает и синтезирует результаты эмпирического (чувственного) познания. По определению Канта, категории —это некое "чистое", "подлинное" знание. Он отдельно выделял и рассматривал категории, которые формируются и действуют на уровне чувственного познания ("созерцание", "опыт" и др.), рассудочного мышления ("пространство", "время", "движение" и др.) и разума ("мир", "Бог" и др.). Кант сформировал систему из 12 наиболее употребляемых рассудком категорий — "единство", "реальность", "причинность", "взаимодействие", "множество" и другие. Задача рассудка ("практического разума") — соединять и обобщать эмпирический материал. К числу высших понятий ("идей") философ отнес такие, как "мир", "Бог", "душа" и т.п., которые формируются разумом и являются, по убеждению Канта, предметом веры, а не науки. Задача идей —"схватить" мир как единое и бесконечное целое.
Другой немецкий философ, Г.Гегель, разработал более подробную систему философских категорий. По его замыслу, она должна выражать движение мысли от абстрактного к конкретному, шествие "абсолютной идеи" в мире и ее опредмечивание в различных формах бытия (природа, общество, сознание). Гегелевская система включила в себя 21 категорию — такие, как "ничто" и "становление", "сущность", "отрицание", "противоположность" и "противоречие", "взаимодействие", "причина", "следствие" и другие. Большое внимание философ уделял категориям диалектики, которые раскрывают процесс движения и развития — "противоречие", "скачок", "отрицание". Учение Гегеля о философских категориях способствовало утверждению в философии системного метода как важного проявления диалектического мышления. Благодаря гегелевской классификации мир предстал как некое единое и динамичное целое, в котором все взаимосвязано и взаимообусловлено, вытекает друг из друга.
В классическом марксизме (К.Маркс, Ф.Энгельс) философские категории рассматриваются как результат обобщения опыта практической и познавательной деятельности человека. К числу наиболее важных марксизм относит такие из них, как "материя" и "сознание", "развитие", "общество", "противоречие". Все они подчинены целям формирования диа-лектико-материалистической картины мира и общественной жизни.
Своеобразный понятийный ряд сформировался в русской религиозной философии (В.С.Соловьев. Н.А.Бердяев и др.). Наряду с традиционными философскими категориями, в этом течении сложились такие понятия и термины, как "всеединство", "богочеловечество", "соборность", "правда", "целостная личность". В них бытие мира и человека раскрывается под углом зрения православной религии и самобытной отечественной культуры.
В истории философии сформировалось такое изобилие категорий, что без их классификации никак не обойтись. Делать это необходимо еще и потому, что философия включает ряд областей (онтология, гносеология, антропология и другие), каждая из которых имеет свой, специфический набор категорий. В системе категорий философии условно можно выделить несколько рядов, совокупностей. Первый ряд составляют так называемые универсальные категории, которые отражают ("схватывают") внешний мир как единое и динамичное целое. Сюда относятся такие из них, как "бытие", "материя", "время" и многие другие, часть из которых нами была представлена в предыдущих темах лекций. Второй ряд составят частные философские категории, которые отражают отдельные сферы, грани бытия. К ним относятся такие понятия, как "общество", "человек", "познание" и т.д. Классификация категорий возможна и по иному основанию, а именно — с точки зрения наличия в объекте философии двух полюсов — человека и мира, отношений между ними. В таком случае можно выделить три группы ("ряда") категорий, что мы и сделаем ниже.
Пфвая группа ("ряд") включит в себя категории, которые выражают направленность познающего субъекта на объективно существующий мир. Это — "объектно направленные" категории, к которым относятся такие, как "бытие" и "материя", "пространство", "время", "причина" и т.д. Данные категории отражают различные аспекты единого и многогранного мира, существующего вне и независимо от человека и человечества. К этому ряду следует отнести и категории диалектики — такие, как "связь" и "взаимодействие", "противоречие", "изменение", развитие" и другие. С их помощью философия исследует универсальные взаимосвязи и процессы изменений в материальном мире.
Вторая группа ("ряд") будет представлена такими категориями. вторые выражают мир человека как уникального существа и явления мироздания. Это — "субъектно направленные", или смысложизненные категории, поскольку они раскрывают и духовный ("внутренний") мир, и бытие человека в окружающем мире. К ним относятся такие, как "человек", "сознание", "свобода", "смысл жизни человека", "вера" и "надежда", "смерть", "бессмертие" и многие другие. Этот ряд категорий наиболее точно и глубоко характеризует человека как существо не только познающее, но и самопознающее, ищущее себя в этом мире. Они раскрывают также и особое призвание человека в мире — творить по законам красоты, добра и любви.
Третья группа ("ряд") вберет в себя такие категории, которые выражают одинаковую направленность философии как на объект (материальный мир), так и на субъект (человек). Это — "равно направленные" категории, раскрывающие мир человека и его духовно-практическую деятельность, активное познание им окружающего мира и преобразование его. Этот ряд представлен категориями процесса познания ("истина", "заблуждение", "знание" и др.) и практики ("деятельность", "труд", "техника" и т.д.). Данные понятия символизируют связь человека с окружающим миром, процессы их взаимодействия.
Философские категории выполняют весьма важные функции в системе философского и общенаучного познания. Характеризуя эти функции, выделим в первую очередь следующие.
Основная среди функций — мировоззренческая, которая означает, что философские категории есть те логические формы, в которых синтезировано обобщенное знание о мире и бытии человека в нем. Вот почему без них невозможно формирование предельно обобщенной, теоретической картины мира. С их помощью этот мир раскрывается перед познающим человеком как единое, многогранное и динамичное целое, как огромный Космос, а человек в нем — как "малый" космос. Особую роль в создании философской картины мира играют такие "древние" категории, как "бытие" и "материя", "природа" и "человек", "время", "пространство". Они дают возможность в самом общем виде ставить и осмысливать вопрос о мире и бытии человека в нем.
Методологическая ("эвристическая") функция предполагает, что философские категории выполняют поисковую роль в познании человеком мира. Категории —это как бы орудия и инструменты, находящиеся на стороне познающего субъекта, в его интеллектуальной власти. Они задают человеку общую ориентацию в мире, помогают выбрать тот или иной угол зрения. Такой ориентацией может быть, например, нацеленность на познание мира как единого целого, а не как суммы разрозненных частей; изучение человека как существа деятельного и т.д. Философские категории ориентируют также на познание отдельных фрагментов бытия —причинно-следственных связей в природе, логики развития общества, смысла истории и т.д. Кроме этого, категории помогают мыслящему человеку определить и свое отношение к окружающему миру: лю5ить или же ненавидеть этот мир, созидать или же разрушать его. Они помогают также определить смысл своего существования и призвание в мире. Методологический потенциал философских категорий находит широкое применение в научном познании, в разных его отраслях — естественных и технических науках, обществознании, в человековедении.
Кроме названных выше, существует еще и логическая функция. Она указывает на то, что категории философии являются элементами ("клеточками") процесса философского познания. Человек ведь мыслит понятиями и категориями, и в этом тоже состоит его специфика и уникальность. По сути дела, категории и понятия составляют структуру (строение, скелет) мыслительного процесса. Они присутствуют и в самом языке как сложной знаковой системе. Богатство мышления и языка напрямую зависит, следовательно, от применяемого в нем категориального (понятийного) аппарата, в том числе и философских категорий.
Что касается функции формирования духовной культуры, то она указывает на то, что без научных и философских категорий невозможно функционирование таких форм духовности общества, как язык и наука, система образования и воспитания человека. Философские категории есть как бы "кумулятивные узлы"* этой культуры. Они концентрируют в себе предельно обобщенное знание, полученное в ходе всей истории познавательной деятельности человека. Без них невозможна культура мышления, т.е. способность познавать окружающий мир и себя в нем, достигать полноты этих знаний.
Наконец, практическая ("технологическая") функция философских категорий состоит в том, что их осмысление и усвоение человеком помогает ему овладевать окружающим миром практически, т.е. преобразовывать его. Подчинение мира своей власти происходит с помощью знаний о нем, например — знания о причинно-следственных связях в природе, о сущности вещей и процессов, о тенденциях и перспективах развития общества. Интеллектуальное освоение философских категорий является, следовательно, необходимым условием Для сознательной, целенаправленной деятельности человека.
СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ В ИСТОРИИ,ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Очевидно, что окружающий человека мир, как объект философского исследования, представляет собой единство разнообразного, многое в одном. Это, в конечном счете, обусловливает богатство и единство самих философских категорий. Они сформировались в ходе многовековой духовно-практической деятельности человека как отражение этого мира и образовали систему ("сеть").
Осваивая искусство познания материального мира, человек сначала выделял его отдельные, отграниченные друг от друга предметы и их объективные характеристики — цвет, размеры, форму и т.д. Так ' со временем сформировалось понятие "свойство". Эта философская категория применяется для отражения и определения отдельных сторон и характеристик предметов, вытекающих из их природы. Таковыми являются, например, твердость и ковкость металла, холод льда и тепло огня и т.д. Знание свойств материальных предметов дает человеку возможность обретать власть над природой и удовлетворять свои потребности. Это понятие нашло широкое применение и в науках, особенно в естествознании (биология, химия, физика и другие).
По мере отражения взаимозависимости вещей и явлений сформировалась категория "связь" (отношение). Человек научился выделять и учитывать в своей деятельности временные и пространственные, генетические, причинно-следственные и иные связи. Каждому здравомыслящему человеку известно, например, что за весной всегда следует лето, что дождь вызывает рост растений и т.д. Все вещи находятся во взаимной связи, взаимодействуют, и это придает миру упорядоченность и гармонию. Особого рода связью являются общественные отношения, которые тоже многолики — экономические, политические, семейные и иные.
В целях познания вещей и явлений с точки зрения их вплетенности друг в друга и наличия в вещах внутреннего строения философия выработала такие понятия, как "элемент", "структура" и "система", "часть" и "целое". Под структурой принято понимать внутреннее устройство ("порядок") целого с точки зрения наличия в нем различных элементов. Можно вести речь, например, о структуре личности, структуре общества и т.д. Элементом же является исходный компонент предмета ("первоначальное вещество"), клеточка всякой структуры. Что касается системы, то под ней подразумевается упорядоченное единство связей и зависимостей между элементами сложного целого, его отношения с другими предметами. Системный подход означает также, что всякий предмет — это целое (единое), которое включает в себя многочисленные взаимосвязанные элементы. Совокупность этих элементов представляет собой часть системы, относительно самостоятельное материальное образование. Понятия части и целого характеризуют, таким образом, систему с точки зрения ее единства и вместе с тем
—расчлененности, фрагментарности.
Системный анализ помогает раскрывать целостность предмета и выявлять разнообразные взаимосвязи между элементами. Этот метод нашел широкое применение в научном познании. С его помощью исследуются живые и неживые, природные и социальные системы, их внутреннее строение и протекающие в них процессы.
Для характеристики предмета как внутренне расчлененного и вместе с тем — структурно организованного (упорядоченного), философия выработала такие парные понятия, как "содержание" и "форма". Под содержанием ("содержимое") принято понимать единство всех элементов и внутренних связей, процессов, противоречий и тенденций в развитии предмета. Можно говорить, например, о содержании процесса обучения и воспитания, содержании политических требований людей и т.д. Форма же является оформлением (организацией) содержания, способом его выражения и существования. Говорят, например, о формах проявления современной политической жизни в нашей стране, о формах собственности. Формы проведения занятий в вузах, школах и иных учебных заведениях означают способы организации учебного процесса, изложения материала. Содержание всегда одно (в данном случае — преподавание), но проявляет оно себя в разных формах. Содержание оформлено, а форма наполнена содержанием, — такова краткая формула их взаимосвязи.
Для перехода познания на более высокий уровень отражения объекта философия использует понятия "сущность" и "явление".
Сущность — это внутренняя и устойчивая, чувственно не воспринимаемая сторона предметов и процессов, которая является основой их существования. Она есть как бы глубинный закон ("корень") вещи, определяющий все ее функционирование и развитие. Известно, например, что сущностью классического капиталистического способа производства является частная собственность. Это — исток и "тайна" данного способа производства, непременное условие его существования. Сущностью электрического тока является направленное перемещение заряженных электронов от одного полюса к другому; сущность политики — борьба за власть в обществе. Сущность, таким образом, представляет собой основное (суть) в содержании предмета или процесса, некий внутренний стержень. Явление же — это проявление (обнаружение) сущности, нечто внешнее, лежащее на поверхности и воспринимаемое человеком с помощью органов чувств. Так, частная собственность "обнаруживает" себя в явлениях свободного предпринимательства и конкуренции товаропроизводителей на рынке. Электрический ток, как процесс, дает о себе знать через такие явления, как нагревание и свечение проводника. Политика проявляется в деятельности партий и движений, отдельных личностей.
"...Сущность является. Явление существенно", — так писал о соотношении этих сторон предмета В.И.Ленин. Хотя сущность и не лежит на "поверхности", тем не менее она все равно рано или поздно обнаруживает себя. В связи с этим народная мудрость гласит, что "золото и в грязи блестит", "на воре и шапка горит". Но сущность может и скрываться, как бы прятаться за многообразием явлений. Вот почему говорят, что "чужая душа — потемки", "чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли". Иногда в силу извилистости и противоречивости познания может возникать и такой феномен, как кажимость, или видимость. К числу таковых относят, например, явление миража в пустыне. А кому-то кажется, что Солнце движется вокруг Земли, а не наоборот.
Названные выше категории сущности и явления применяются также и для раскрытия поэтапности процесса научного познания. Известно, что он движется через изучение "мира явлений" (эмпирическое познание) к постижению "мира сущностей" (рациональное познание). От явления к сущности, от внешнего к внутреннему — так выглядит краткая формула познавательного процесса.
В целях исследования качественного многообразия вещей и процессов окружающего мира, выявления их неповторимости и вместе с тем - сходства, философия выработала понятия "единичное", "особенное" и "'общее". Под единичным понимается отдельный предмет с индивидуальными характеристиками, например—Иван Иванович Иванов. Особенное же — это то, что присуще какой-то группе (в сравнении с другой группой), классу предметов. В данном случае — всем лицам мужского пола (физиологические данные, внешние характеристики) в сравнении с женщинами. Что касается общего, то оно объединяет все без исключения предметы данной системы. В рассмотренном случае речь может идти о том, что именно присуще всем людям — и мужчинам, и женщинам. Названные понятия фиксируют не только бесконечное разнообразие мира, представленное через отдельные вещи. Они помогают также выявить и познать всеобщие (универсальные), единые для всего мира свойства и законы. В связи с этим в философии применяется понятие "всеобщее", которое фиксирует предельно общие характеристики, свойства, начала мироздания. Это, например, движение как непременный атрибут всего сущего, смертность как удел всего живого и т.д. и т.п.
Известно, что все предметы и процессы материального мира находятся в универсальных (всесторонних) связях и отношениях друг с другом. Между ними имеет место взаимодействие, т.е. процесс их влияния и проникновения друг в друга. Благодаря этому и складываются так называемые причинно-следственные ("порождающие") связи. Ф. Энгельс подчеркивал, что взаимодействие и является подлинной и конечной причиной (истоком) всех вещей. В философии под причиной понимают процесс или явление, которые при определенных условиях вызывают к жизни новые процессы и явления, предшествуют им во времени. Например, движение электронов, их взаимодействие друг с другом и атомными решетками является подлинной причиной нагревания и свечения электропроводника. Повышение температуры воды до 100 градусов при обычном атмосферном давлении вызывает ее кипение, а при снижении температуры до нуля образуется лед. Низкая культура и мораль, эгоизм и недальновидность человека являются причинами современного глобального экологического кризиса на планете.
В реальной действительности предметы и процессы порождаются как результат пересечения и наложения друг на друга многих причин. Вот почему философия применяет понятие полной причины, которое фиксирует совокупность всех причин. Так, полной причиной глобального экологического кризиса в наше время является непомерный рост потребностей человека, развитие техники и низкая экологическая культура, психология покорения и властвования, недостаточная правовая база и многое другое. Что же касается основной причины, то ею является та, которая среди всех названных играет наибольшую роль. В данном случае таковой является неконтролируемая хозяйственная деятельность человека, порождающая чрезмерную техногенную нагрузку на природу.
Что касается следствия, то под ним в философии понимается то, что возникает под воздействием причины. Например, современная многопартийность в России явилась результатом реформирования общества. Испарение воды происходит, как известно, в результате ее нагревания. Надо иметь в виду, что в действительности причина и следствие как бы меняются местами. Так, если в одном случае дождь есть следствие атмосферных процессов, то в другом случае он уже выступает для нас как причина новых процессов (увлажнение почвы, рост растений и т.д.). Причину важно отличать от повода, который выполняет роль всего лишь "спускового крючка", включающего новый процесс. Повод—это как бы внешняя по отношению к следствию причина, и поэтому не играющая главной роли. (В известном фильме "Броненосец Потемкин" действительной причиной восстания матросов были невыносимые условия их жизни, а вот поводом для протеста оказалось, как известно, поданное к столу испорченное мясо). В ходе взаимодействия и переплетения причин и следствий складываются причинно-следственные связи мира, которые носят объективный характер. Они существуют во всех формах движения материи и изучаются различными науками. Философское учение об этих связях называется детерминизмом. В своих суждениях он опирается на данные естествознания и выводы практики человека.
Для вскрытия и анализа закономерных связей бытия философия выработала категорию "необходимое". Она фиксирует объективные, Устойчивые и повторяющиеся внутренние связи и процессы в мире. Необходимое—это то, что обязательно происходит при благоприятных условиях. К таким процессам относят, например, смену времен года, прорастание растения из семени, плавление металла. Для исследования этих процессов применяются и такие понятия, как ""закон"', " 'закономерность".
Напротив, философская категория '"случайное" отражает внешние, неустойчивые и необязательные связи, явления и процессы. Случайное — это то, что может произойти, а может и не произойти. Так, случайным можно назвать гибель урожая от града, выпадение снега летом на территории центральной России и т.п. Разумеется, случайность небеспочвенна, поскольку она имеет под собой определенные основания и предпосылки. Поэтому случайное рассматривается в философии как форма проявления необходимого и ее дополнение. Случайное — это как бы выпадение из общего закономерного потока, маленькое отклонение от общей струи. Необходимый процесс всегда пробивает себе дорогу в истории через огромное множество случайностей и препятствий, что происходит и в общественной жизни. Примером этого может быть становление рыночной экономики и институтов демократии в современной России.
В отличие от иных процессов, неизбежное наступает независимо от тех или иных условий и обстоятельств. Так, неизбежной всегда является смерть живого организма, которая приходит рано или поздно, но всегда неумолимо. В данном случае действует весьма жесткая и однозначная связь со строго определенным результатом и последствиями.
При исследовании развития материального мира во времени философией применяются категории "'возможность" и ^действительность". Возможность — это то, что еще не стало реально существующим, наличным бытием. Оно имеется пока лишь в зародыше, потенциально в виде предпосылок. Известно, например, что возможность социальной революции в обществе вначале существует всегда в виде определенных социально-экономических, политических и иных противоречий. Возможность таланта и гениальности личности представлена в форме задатков как предпосылок способностей. Возможность — это как бы назревшее "бытие", еще не приведенный в действие потенциал, источник. (Степень возможности наступления того или иного события, процесса, обозначается понятием «вероятность», которое широко применяется в современной науке). Напротив, невозможное вовсе исключено, так как для него нет никаких предпосылок и условий (например, попытки создать вечный двигатель, совершить посадку на Солнце и т.п.).
Под действительностью философия понимает реальное ("наличное", "созревшее") бытие вещей и процессов. Это то, что уже живет и действует, развивается, пройдя этап становления. Возможность, таким образом, есть будущее, которое содержится в настоящем в форме предпосылок. Действительность же — это настоящее, которое содержит в себе и прошлое и будущее одновременно. Всякая действительность является результатом уже заложенных ранее предпосылок. Она несет в себе потенциальные возможности развития в самых разных направлениях. Вот почему можно сказать, что у человека в юношеском возрасте всегда имеется много вариантов выбора жизненного пути, в том числе и альтернативных. Однако действительность всегда оказывается одна, единственна, и иногда, увы, она носит даже трагический характер.
Мы выделили и охарактеризовали отдельные философские категории. Они были показаны в контексте своего становления в рамках духовно-практической деятельности человека. Именно так и следует их рассматривать — как обобщение и итог познания мира. Сама история философии в таком случае предстает как история становления и развития своего понятийного аппарата.
Итак, философские категории представляют собой развивающуюся систему знания, сумму и итог познания и практического преобразования окружающего мира. Без овладения этими категориями невозможно философское мышление как размышление человека о мире, вопрошание о нем.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ
1.Алексеев П.В„ Панин А.В. Философия. — М„ 1996. С. 360— 430.
2.Андреев И.Д. Диалектическая логика.— М„ 1985.
3. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. — М„ 1974.
4. Горбачев В.Г. Словарь-справочник по курсу философии. Учебное пособие для вузов и средних специальных учебных заведений. — Брянск, 1998.
З.Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. — М.. 1996.
6. Категории мышления и индивидуальное развитие. —Алма-Ата, 1991.
7. Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики.— Киев, 1981.
8. Спиркин А. Г. Основы философии. —М„ 1988. С. 158—255.
9. Философский словарь/под ред. И.Т.Фролова.—М., 1991.
10. Философский энциклопедический словарь. Статьи "Категории" "Понятие". — М., 1983.
11. Шептулин А.П. Категории диалектики. — М., 1971.