ПОЛОЖЕНИЕ
о городском конкурсе исследовательских работ
«Говорящая этикетка»
Общие положения
1.1. Городской Конкурс эколого-исследовательских работ «Говорящая этикетка» (далее Конкурс) реализует приоритеты ФГОС по формированию современного экологического мышления у субъектов образовательного процесса общеобразовательных учреждений города – педагогов, детей и их родителей, их способности к эко-безопасному выбору составляющих своей повседневной жизнедеятельности.
1.2. Учредителем конкурса является Главное управление образования администрации г. Красноярска. Организатор Конкурса - муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования № 5» в партнерстве с Красноярской региональной общественной организацией – Экошколой «Планета-Общий-Дом (ПЛОД)».
Цели и задачи Конкурса
1.1. Цель: Повышение экологической культуры подрастающего поколения и, в целом, жителей города Красноярска через формирование их экологической грамотности в вопросах безопасности при выборе в магазинах продуктов питания и товаров для дома и быта,
1.2. Задачи:
· Актуализировать у потенциальных участников Конкурса базовую человеческую потребность в безопасной среде своего обитания и вызвать интерес к изучению и пониманию состава приобретаемых товаров, знанию побочных для здоровья человека эффектов используемых при производстве бытовых товаров веществ и материалов, а при производстве продуктов - искусственных добавок.
· Организовать образование участников конкурса в активной форме - в виде подготовки конкурсных исследовательских работ на основе самостоятельного поиска ими по информационным источникам и изучения вопросов воздействия на организм человека содержимого покупаемых товаров, выявленного по составу, обозначенному на их этикетках и формирование умения делать более экологически безопасный выбор.
- Предмет и участники Конкурса
2.1. Предметом Конкурса являются электронные файлы (фотография и текст), соответствующие конкурсной тематике, присланные на конкурс авторами по электронной почте на эл. адрес: cdo5_konkurs@mail.ru. Наиболее выигрышными окажутся работы, в которых участники произведут разбор этикеток товаров с достаточно сложным составом (десять и более) компонентов, имеются сокращения в названиях, есть названия компонентов на иностранном языке, закодированные названия и т.п.
2.2. Участники Конкурса – учащиеся школ города Красноярска, их родители и педагоги. Любой житель города также может принять участие в исследовании этикеток товаров и расшифровке их состава.
2.3. Конкурсанты могут выбрать одну из следующих номинаций:
«Мойдодыр» - Этикетка (состав) моющего средства (стирального порошка или шампуня).
«Косметичка» - Этикетка (состав) косметического средства (крема или лосьона).
«Сладкоежка» - Этикетка (состав) сладости (конфеты, шоколадки, торта) или сладкого прохладительного напитка (газ. воды, сока).
2.4. Для выполнения конкурсной работы рекомендуется задействовать справочные материалы электронной книги «Зелёный дом: энциклопедия разумного покупателя»:
https://cdod5.ru/images/KONKURSY/Ekoshkola/_ДОМ_Энциклопедия_разумного_покупателя.pdf
- Условия Конкурса
3.1. Начало приема конкурсных работ 01.02.2019 г., окончание – 28.02.2019 г. дата объявления результатов Конкурса – 05.03.2019 г.
3.2. Для участия в конкурсе конкурсанты отправляют на указанный выше эл. адресписьмо, содержащее: заявку (форма в Приложении 1 к данному Положению), фото исследуемой этикетки итекстовый файл – бланк исследования с анализом состава товара и выводами (эссе) по проделанной работе - по заданной форме(приложение 2)в соответствии с образцом (Приложение 4).
3.3. В теме письма указываетсяназвание Конкурса (кратко), учреждение (кратко), район (кратко).Например: «Этикетка. МАОУ СШ №1. Советский». Заявка именуется аналогично теме письма.Конкурсные файлы подписываются так: фамилия автора, учреждение (кратко), район проживания (кратко). Один участник может принять участие только в одной номинации и выслать только одну конкурсную работу!!!
3.4. Требования к конкурсным файлам:
· Фотография этикетки формата jpg; на фотографии отображены и четко видны (читаются) название товара и его состав (образец в Приложении 3).
· В бланке исследования должна быть указана номинация конкурса, название товара и данные об авторе.
· В таблице расшифровывается полный состав товара (перечень ингредиентов по списку, расшифровка кодов, сокращенных названий, перевод названий на иностранном языке, побочный эффект использования – вред для организма, если имеется, данные об источнике информации).
· Краткое заключение - эссе (выводы) содержит описание конкретной полезности проделанной в конкурсе работы лично для себя и выводы относительно последующего выбора товаров при покупках. Размер заключения (эссе) от 5 до 10 строк.
- Награды Конкурса
4.1. Победители конкурса в каждой номинации, набравшие соответствующее количество баллов в соответствии с едиными критериями оценивания (Приложение 5) получают дипломы трех степеней. Все остальные участники получают электронный сертификат об участии в конкурсе.
4.2. Списки участников и результаты Конкурса будут опубликованы на сайте МБОУ ДО ЦДО № 5 г. Красноярска 05.03.2019 г. в разделе «Новости» https://cdod5.ru/index.php/novosti и группе ВКонтакте https://vk.com/public132669736.
4.3. Организаторы оставляют за собой право учредить гран-при.
Куратор Конкурса
Юлия Викторовна Осипова 89293377945
Приложение 1.
ФОРМА ЗАЯВКИ
№ п/п | Полное название образовательного учреждения, район | Номинация, наименование товара | Автор (ы) (ф.и.), возраст (класс) | Руководитель (ф.и.о.), телефон, эл почта |
Приложение 2.
БЛАНК ИССЛЕДОВАНИЯ
1. АВТОР РАБОТЫ, УЧРЕЖДЕНИЕ, РАЙОН
2. НОМИНАЦИЯ КОНКУРСА, НАЗВАНИЕ ТОВАРА
3. ТАБЛИЦА. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТАВА ТОВАРА
Названия компонентов состава. | Расшифровка названия, роль в товаре | Влияние на жизнь человека | Источник информации | ||
возможная польза | возможный вред | ||||
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
и т.д. |
4. Краткое заключение (эссе)
____________________________________________________________
______________________________________________________________
_________________________________________________________________
Приложение 3.
ОБРАЗЕЦ ФОТОГРАФИИ
Приложение 4.
ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦЫ
ТАБЛИЦА. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТАВА ДРАЖЕ M&M’s
Образец - строки 9 и 10.
Компонент состава | Расшифровка названия, предназначение | Влияние на жизнь и здоровье человека | Источник информции | ||
возможная польза | возможный вред | ||||
1. | Сахар | - | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст |
2. | Какао тертое | - | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст |
3. | Цельное сухое молоко | - | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст |
4. | Какао масло | - | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст |
5. | Лактоза | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст |
6. | Кукурузный крахмал | - | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст |
7. | Глюкозный сироп (кукурузный, пшеничный) | - | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст |
8. | Загуститель (декстрим) | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст |
9. | Эмульгатор (соевый лецитин) | Пример Группа сложных липидов (жиров) Пищевая добавка Е 322 | Пример Лецитины важны для передачи нервных импульсов и правильного усвоения жиров | Пример Соевый лецитин может производиться из генно-модифицированного сырья и вызывать снижение иммунитета. | Пример 1. https://www.goodsmatrix.ru/articles/1164.html 2. https://rateh.ru/anti-gmo |
10. | Пищевой краситель синтетический Е104 | Пример«Желтый хинолиновый» синтетический азокраситель желто-зеленого цвета | - | Пример Способствует гиперактивности детей, воспалениям кожных покровов, приступам удушья у астматиков | Пример https://dobavkam.net/additives/e104 |
11. | Пищевой краситель синтетический Е110 | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст |
12. | Пищевой краситель синтетический Е120 | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст |
13. | Пищевой краситель синтетический Е122 | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст |
14. | Пищевой краситель синтетический Е124 | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст |
15. | Пищевой краситель синтетический Е133 | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст |
16. | Нищевой краситель синтетический Е171 | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст |
17. | Пищевой краситель синтетический Е102 | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст |
18. | Глазирующие вещества (воск карнаубский) | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст |
19. | Глазирующие вещества (жир специального назначения) | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст |
20. | Идентичные натуральным ароматизаторы (ванилин) | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст |
21. | Идентичные натуральным ароматизаторы (масляная кислота) | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст | Ваш текст |
Приложение 4.