Вопросы для подготовки к зачету
1. Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством (наименование, код):
- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2)
- способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4)
1. Дайте определение понятия «функциональный стиль».
2. Охарактеризуйте известные вам стили русского литературного
языка.
3. Назовите сферу использования и отличительные признаки официально-делового стиля. Каковы функции и стилевые черты официально-делового стиля?
4. Какие языковые и речевые средства образуют официально-деловой стиль? На какие подстили подразделяется официально-деловой стиль? Охарактеризуйте каждый из них.
5. Что такое норма литературного языка? Каковы ее признаки? Приведите примеры изменчивости норм.
6. Что в современной лингвистике подразумевается под орфоэпической правильностью речи?
7. Что должен знать юрист об орфоэпических и акцентологических нормах русского литературного языка?
8. Охарактеризуйте свойства хорошей речи, напрямую зависящие от соблюдения лексических норм. Перечислите основные типы речевых ошибок, вызванных нарушением лексических норм в юридических документах.
9. Определите, в чем различие между омонимами и паронимами.
10. Поясните, почему возникает плеоназм и тавтология в юридической речи. Подтвердите свой ответ примерами.
11. Специфика использования юристами фразеологических оборотов.
12. Что такое клише и речевой штамп? В чем их различия? Какая разновидность юридических клише характерна для нормативных и процессуальных актов?
13. Как понимается юридический термин? Каковы характеристики термина?
14. Чем обусловлено использование в текстах документов иностранной лексики? Расскажите о правилах ее применения.
15. В чем заключаются грамматические особенности официально-делового стиля?
16. Каковы особенности рода и числа в русском языке?
17. В чем заключаются трудности склонения имен существительных?
18. Каковы особенности склонения фамилий в русском языке?
19. Какие смысловые различия существуют между полными и краткими прилагательными? Какова стилистическая окраска полных и кратких прилагательных?
20. В чем заключаются особенности образования и употребления форм степеней сравнения имен прилагательных?
21. Назовите трудности в употреблении количественных и собирательных числительных.
22. Какие грамматические нормы необходимо соблюдать при употреблении местоимений? Расскажите о речевых недочетах, вызванных употреблением местоимений.
23. Какие способы выражения долженствования вам известны?
24. Какие глагольные формы отличаются между собой функциональной окраской? Назовите трудности в употреблении глагольных форм.
25. Расскажите о синонимии причастий и деепричастий.
26. В чем специфика использования отыменных предлогов?
27. В чем заключаются синтаксические особенности официально-делового стиля?
28. Что такое синтаксическая норма?
29. Порядок слов и его роль в организации речи. Порядок слов стилистически нейтральный и стилистически значимый.
30. Какие ошибки могут быть вызваны неправильным порядком слов?
31. Какие трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим в предложении?
32. Какие трудности возникают при согласовании определений, приложений с определяемыми словами?
33. Какие формы управления используются в языке права?
34. Особенности управления при однородных членах предложения.
35. Чем вызваны ошибки в управлении? Приведите примеры.
36. Каковы синтаксические и коммуникативные функции однородных членов в тексте юридических документов?
37. В чем заключаются особенности употребления причастных и деепричастных оборотов в речи?
38. Чем вызвано использование сложных предложений в письменной юридической речи?
39. Какие придаточные предложения характерны для письма деловой документации?
40. Каковы функции сложных предложений в процессуальных актах?
41. Что является причиной ошибок в употреблении сложных предложений?
42. Что такое параллельные синтаксические конструкции? Каковы их функции в языке права?
43. Трудности в употреблении конструкций с отглагольными существительными.
44. Каковы особенности языка служебных документов?
45. Что такое стандартизация деловой речи?
46. Что такое документ? Каковы общие и специальные функции документа?
47. Что такое реквизиты документа? Какие требования предъявляются к составу и оформлению реквизитов документов?
48. Какие вам известны виды классификаций документов?
49. Назовите и охарактеризуйте основные типы служебных документов.
50. Чем оправдано стремление к унификации языка и формы служебных документов?
51. Что такое констатирующая и что такое распорядительная часть служебного документа?
52. Какие вам известны виды распорядительных документов?
53. Что такое справочно-аналитические и справочно-информационные документы?
54. Какие вам известны виды служебных записок?
55. Что входит в содержание договора?
56. Какие виды доверенностей вам известны? Что входит в их содержание?
57. Что такое аспект документа? Какие документы называются одноаспектными, какие − многоаспектными? Какие аспекты содержания документа могут быть переданы с помощью стандартных языковых моделей? Приведите примеры.
58. Назовите документы собственно законодательного и административно-канцелярского подстилей.
59. Охарактеризуйте основные типы деловых писем.
60. Что такое композиция делового письма?
61. Как проявляются правила этикета в практике делового письма? Назовите стандартные выражения и формулы вежливости.
62. Что вам известно об истории русской школы делового письма?
63. Дайте определение понятия «культура официальной переписки».
64. Как сочетаются такие требования к деловому письму, как лаконизм и достаточность информационного сообщения?
65. Что означают понятия достоверности и убедительности информационного сообщения?
66. Расскажите об унификации сокращений, широко используемой в деловых письмах.
67. Расскажите о содержании и оформлении резюме.
Критерии оценки знаний
Требования к результатам освоения дисциплины | Зачет |
Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. | ЗАЧЕТ (от 36 до 100 баллов) |
Теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, всевыполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведетк какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий. | НЕЗАЧЕТ (от 0 до 35 баллов) |
Заведующий кафедрой _______________________/ Землякова Н.В.
(подпись) (ФИО)