Счета активные, пассивные и активно-пассивные. Значение дебета и кредита




План лекционного занятия

Тема: Счета бухгалтерского учета.

Раздел 3. Бухгалтерский баланс, бухгалтерские счета, двойная запись, план счетов

Тема 3.2. Бухгалтерские счета и двойная запись

Тип занятия: Лекционное занятие № 11

Метод обучения: наглядный метод с применением презентации.

Формы учебной деятельности: групповая работа по общей теме с применением знаний полученных на занятиях.

Цель:

- учебная: систематизировать знания и понимание сущности и социальной значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; формирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности; способствовать приобретению теоретических навыков относительно счетов бухгалтерского учета;

- развивающая: способствовать развитию логического мышления; развивать память, умение сравнивать, обобщать, анализировать; развивать умение составлять факты и события, внимание, умение самостоятельно находить и работать с информацией.

- воспитательная: стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивость; стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга; стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию.

Формируемые ПК и ОК:

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


Информационно-методическое обеспечение:

     

 

Основная: 1. Конституции Российской Федерации; 2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ 3. Трудовой кодекс РФ от0 3.12.97г. № 197-ФЗ;; 4. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. N 402-ФЗ; 5. Международные стандарты финансовой отчетности; 6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.1998 г. № 34н; 7. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утв. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 28.04.2017); 8. ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации», утв. Приказом МФ РФ от 6 июля 1999 г. N 43н 9. Положения бухгалтерского учета (ПБУ) – ЕЩЕ 23 шт.; 10. Основные методические указания и рекомендации; 11. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению, утвержден Приказом МФ РФ от 31.10.2000г. № 94н; Дополнительная: 1. Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учебник – 6-е изд., перераб. и доп. - Ростов н / Д: ИКЦ «МарТ», 2014. – 958 с. 2. Богатая И. Н. Бухгалтерский учет/И. Н. Богатая, Н. Н. Хахонова. – 5 – е изд., перераб. и доп.. – Ростов н/д: Феникс, 2013. – 858 с. 3. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет – 6-е изд. перераб. и доп. - М.: Инфра – М, 2010. – 717с. 4. Богаченко В.М. Основы бухгалтерского учета Серия: СПО – М.: Феникс, 2014. – 335с. 5. Бухгалтерский учет. Основы теории, тесты, задачи – М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2010 6. План счетов бухгалтерского учета: комментарий к последним изменениям / под ред. Г.Ю. Касьяновой. – М.: АБАК, 2014. – 104 с.

Материально-техническое обеспечение:

- Опорный конспект;

- Рабочая тетрадь лекционных занятий;

- Проектор для просмотра презентации.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент – 3 мин.

 

2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.

Приветствие, формирование доброжелательной обстановки на занятии, проверка санитарного состояния кабинета, проверка внешнего вида обучающихся и их готовности к освоению знаний, проверка списочного состава группы, заполнение журнала и рапортички.

 

3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.

Счета бухгалтерского учета: понятие, назначение, строение. Содержание счетов бух. учета. стороны счетов: дебет, кредит

4. Мотивация учебной деятельности обучаемых – 3 мин.

Баланс предприятия в составе финансовой отчетности представляет на определенную дату информацию о состоянии имущества предприятия: его структуре, стоимости, видах и источниках этого имущества. Хозяйственная жизнь предприятия между датами баланса состоит из хозяйственных операций, которые вызывают изменение состояния средств предприятия и их источников.

Если бы мы изменяли Баланс после каждой хозяйственной операции, то имели бы в любое время актуальный баланс, однако в процессе производства каждый день осуществляется большое число хозяйственных операций, требующих текущего отражения, для чего используются специальные формы-счета бухгалтерского учета, которые построены с учетом экономической однородности. Бухгалтерский счет - основная единица хранения информации, которая после обобщения всей бухгалтерской информации необходима для принятия управленческих решений.

 

5. Основная часть – 60 мин.

План занятия:

  1. Понятие о счетах бухгалтерского учета, их назначение и строение.
  2. Счета активные, пассивные и активно-пассивные. Значение дебета и кредита.

 

6. Систематизация знаний, умений – 10 мин.

7. Подведение итогов – 3-5 мин.

 

Преподаватель: ___________Е.А.Демченко
Лекция 11. Счета бухгалтерского учета.

1. Понятие о счетах бухгалтерского учета, их назначение и строение.

2. Счета активные, пассивные и активно-пассивные. Значение дебета и кредита.

  1. Понятие о счетах бухгалтерского учета, их назначение и строение.

Баланс предприятия в составе финансовой отчетности представляет на определенную дату информацию о состоянии имущества предприятия: его структуре, стоимости, видах и источниках этого имущества.

Хозяйственная жизнь предприятия между датами баланса состоит из хозяйственных операций, которые вызывают изменение состояния средств предприятия и их источников.

Если бы мы изменяли Баланс после каждой хоз.операции, то имели бы в любое время актуальный баланс, но на практике, особенно при ручном ведении учета, это невозможно из-за большого количества хозяйственных фактов, которые происходят ежедневно.

Для того, чтобы отображать изменения, которые произошли, непосредственного в балансе, в учете используют специальный прием, который называется бухгалтерским счетом. Для оперативного руководства хозяйственной деятельностью, для контроля за изменениями имущества и источников его образования, как в стоимостном, так и в натуральном выражении, в текущем учете применяются счета бухгалтерского учета.

Основной принцип учета на счетах состоит в том, что на
каждую группу (вид) средств или источников открывается отдельный счет, в который записываются первоначальный остаток данной группы средств и все дальнейшие ее изменения, т.е. увеличения или уменьшения, вызываемые операциями.

Счет - это специфическая таблица, где регистрируются операции, отраженные в документах. Для каждого счета отводится отдельная таблица. В таблицу счета последовательно записываются все операции, вызывающие изменения в группе средств, для которых открыт счет.

Счет – это основная единица накопления и сохранения информации в бухгалтерском учете.

Для удобства записей и подсчетов все счетные таблицы делятся на две части: одна — для записи увеличений, другая — уменьшений.

Стороны таблиц счетов обозначаются условными терминами: левая — дебет (от латинского «debet» - «должен иметь» или «должен иметь, получить», правая — кредит (от латинского «credit» - «верить», «доверять» или «должен отдать». Термины эти служат для указания, в каких счетах и на какой стороне должны записываться увеличения и уменьшения.

Таблицы счетов имеют обычно ряд колонок для записи даты, номера операции, названия и номера документа, содержания операции, суммы, т.е. всех сведений, характеризующих учитываемые операции.

Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета используют термин «сальдо » - слово итальянского происхождения, означает «расчет», применяется для обозначения разницы между дебетом и кредитом.

Изменение хозяйственных средств и источников их образования за анализируемый промежуток времени называется оборотом.

Представленная схема строения бухгалтерских счетов не является унифицированной (то есть утвержденной на уровне нормативного документа).Тем не менее традиционно бухгалтерский счет представляется именно в таком виде. Довольно часто на разговорном уровне используется сленговое (профессионально-упрощенное) название Т-модели счета – «самолетик».

На практике подобные схемы применяют только во вспомогательных целях – для черновой обработки данных бухгалтерского учета. Однако все используемые формы первичных учетных документов (журналы-ордера, мемориальные ордера и т.д.), о которых речь пойдет далее, основаны на подобных схемах.

Открыть счет означает записать в таблицу счета сумму, характеризующую начальное состояние рассматриваемого объекта.

Запись на счетах начинают с указания начального сальдо имущества или источников его формирования.

Затем на счетах отражают все операции, вызывающие изменения начальных остатков. Суммы, увеличивающие начальный остаток, записывают на стороне остатка, а суммы, уменьшающие начальный остаток, - на противоположной стороне. Следовательно, в активных счетах увеличение будет отражаться по дебету счета, а уменьшение – по кредиту; в пассивных, наоборот, увеличение – по кредиту счета, а уменьшение – по дебету.

Если сложить суммы всех операций, записанных на сторонах счета, то получаются обороты счета. Итоговая сумма, записанная по дебету счета, называется дебетовым оборотом, а по кредиту счета – кредитовым. При подсчете оборотов начальный остаток не учитывается.

Конечное сальдо по счету определяют, прибавляя к начальному остатку оборот той же стороны счета и вычитая из полученного итога оборот противоположной стороны. Конечный остаток записывают на той же стороне, где начальный остаток.

Если начальное сальдо отсутствует, то сальдо конечное находят вычитанием из большего оборота меньшего. Записывают его на той же стороне счета, на которой была отражена сумма большего оборота.

Таким образом, структура любого счета предполагает:

• начальное сальдо;

• показатели, отражающие увеличение первоначального сальдо;

• показатели, приводящие к уменьшению первоначального сальдо;

• оборот (итоговый показатель) по всем записям на каждой стороне счета;

• конечное сальдо.

В течение определенного промежутка времени хозяйственные операции записывают на тот или иной счет, состояние которого они изменяют. В баланс же переносятся только начальные и конечные остатки по всем счетам имущества и источников его образования, таким образом, между счетами бухгалтерского учета и балансом существует устойчивая информационная связь.

Счет бухгалтерского учета является сложным информационным комплексом, носителем информации и способом ее получения. Используемые современными хозяйствующими субъектами счета разнообразны по структуре, содержанию, назначению. Таким образом, для организации научно обоснованной системы бухгалтерского учета, контроля, анализа финансово-хозяйственной деятельности, подготовки и принятия управленческих решений важное значение имеет научно обоснованная классификация счетов бухгалтерского учета.

Таблицы счетов имеют обычно ряд колонок для записи даты, номера операции, названия и номера документа, содержания операции, суммы, т.е. всех сведений, характеризующих учитываемые операции.

Пример:

Остаток денег на расчетном счете на 01.01. т.г. – 250 000 руб.

03.01 – Поступили денежные средства на расчетный счет от покупателей – 280 000 руб.

05.01 – Перечислены денежные средства поставщикам – 175 000 руб.

10.01 – Поступила на текущий счет временная финансовая помощь – 121 350 руб.

20.01 – Были сняты наличные деньги с расчетного счета в кассу на выплату заработной платы -86 000 руб.

Счет «Расчетные счета»

УВЕЛИЧЕНИЕ (+) УМЕНЬШЕНИЕ (-)
Дата Содержание операции Сумма, руб. Дата Содержание операции Сумма. руб.
Остаток денег на расчетном счете на 01.01. т.г. 250 000      
03.01   10.01     Поступили денежные средства на расчетный счет от покупателей Поступила на расчетный счет временная финансовая помощь   280 000   121 350 05.01   20.01 Перечислены денежные средства поставщикам Были сняты наличные деньги с расчетного счета в кассу на выплату заработной платы 175 000   86 000    
Оборот   Остаток денег на расчетном счете на 01.02. т.г. 40 1350   390 350   Оборот 261 000
             

Счета активные, пассивные и активно-пассивные. Значение дебета и кредита

Из баланса в открываемые счета вносятся начальные остатки, а на основании итоговых данных, содержащихся на счетах, составляют в конце отчетного периода новый баланс. Следовательно, схематично связь между счетами бухгалтерского учета и бухгалтерским балансом можно выразить следующим образом:

• по отношению к балансу счета подразделяют на активные и пассивные, название которых совпадает с названием статей баланса;

• разделение балансовой таблицы на левую сторону – актив и правую сторону – пассив и деление счетов на активные и пассивные обусловлены группировкой отражаемых объектов бухгалтерского учета по своему экономическому содержанию;

• типы изменений в балансе и порядок регистрации хозяйственных операций, вызывающих эти изменения в балансе, на счетах основываются на концепции двойственности в учете (двойной записи);

• сумма остатков (сальдо) на активных счетах, а также сумма остатков на пассивных счетах всегда равняется валюте баланса на конец данного отчетного периода.

Активными называют счета бухгалтерского учета, на которых учитываются различные виды имущества, их наличие, состав, движение. На активных счетах сальдо может быть только дебетовым или равным нулю.

По дебетовой стороне активного счета записывают все хозяйственные операции по поступлению данного вида имущества, а по кредитовой – все хозяйственные операции по выбытию.

Активный счет

Дебет (Название счета) Кредит  
Сальдо (до начала операций)      
Увеличение (+)   Уменьшение (-)  
Оборот   Сальдо (на конец операций)   Оборот  

 

Остаток имущества на конец отчетного периода рассчитывают по формуле

Ск = Сн + ОДт – Окт

Пассивными называют счета бухгалтерского учета, на которых учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав, движение, а также обязательства. В пассивных счетах сальдо может быть только кредитовым или равным нулю.

По кредиту пассивного счета записываются все операции, приводящие к увеличению суммы обязательств, а по дебету – все операции, приводящие к уменьшению суммы обязательств.

Дебет (Название счета) Кредит  
    Сальдо (до начала операций)  
Увеличение(+)   Уменьшение (-)  
Оборот   Оборот Сальдо (на конец операций)  

Остаток обязательств на конец отчетного периода рассчитывают по формуле

Ск = Сн + ОКт – ОДт

Активно-пассивными называют счета, на которых отражаются одновременно и имущество организации, и источники его формирования. Активно-пассивные счета бывают двух видов: с односторонним сальдо (дебетовое или кредитовое) и с двухсторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно).

Например, активно-пассивным счетом с односторонним сальдо в течение отчетного года является счет 99 «Прибыли и убытки». Если суммы доходов превысили суммы расходов, то разница между ними дает прибыль, поэтому сальдо счета будет кредитовым (прибыль является источником формирования имущества и отражается в пассиве баланса). Если, наоборот, суммы доходов меньше сумм расходов, то разница между ними показывает убыток, и сальдо по счету будет дебетовым.

К активно-пассивным счетам с двусторонним развернутым сальдо относится счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Сальдо по дебету этого счета означает дебиторскую задолженность, а сальдо по кредиту – кредиторскую задолженность. Расчеты с дебиторами и кредиторами объединяют на одном счете для того, чтобы не открывать разных счетов для хозяйствующих субъектов, которые могут быть в разное время дебиторами и кредиторами. В активно-пассивных счетах записи по дебету могут иметь разное значение: либо увеличение дебиторской задолженности, либо уменьшение кредиторской. Разное значение имеет и запись по кредиту счета: либо увеличение кредиторской, либо уменьшение дебиторской задолженности. В активно-пассивных счетах сальдо может быть дебетовым, кредитовым или дебетовым и кредитовым одновременно.

Активно-пассивный счет

Дебет Кредит
Начальное сальдо Начальное сальдо
Увеличение дебиторской задолженности (+) Уменьшение кредиторской задолженности (-) Увеличение кредиторской задолженности(+) Уменьшение дебиторской задолженности (-)
Конечное сальдо Конечное сальдо  

Пример 1. Возьмем активный счет Материалов с остатком на 1 января в сумме 30000 руб.

Так как в активных счетах остатки помещаются в дебете, то и данный остаток,
показывающий наличие материалов, запишем в дебете счета.
Далее запишем в счет Материалов следующие операции;

1. Поступило заготовленных материалов на сумму 2000 грн.

2. Отпущено материалов в производство на сумму 15000 грн.
В результате первой операции произошло увеличение остатка материалов. Запишем ее как слагаемое с остатком на одну с ним сторону, т.е. на дебет.

Вторая операция вызвала уменьшение остатка материалов. Запишем ее как вычитываемое из остатка на противоположную сторону, т.е. на кредит. После записей этот счет будет иметь такой вид:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: