Дом Учителя Уральского федерального округа
XI Международная Олимпиада по основам наук
Второй этап. Премьер лига
Научный руководитель проекта по предмету: Слаутина Марина Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка и прикладной лингвистики, зам. директора департамента «Филологический факультет» ИГНИ УрФУ, г. Екатеринбург
Автор заданий: Ахмадиева Елена Федоровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МБОУ Гимназия №5, г. Екатеринбург
Рецензент: Максимова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МАОУ СОШ №4 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург
Русский язык, 5 класс
Проводится в честь Черняк Валентины Данииловны, доктора филологических наук, профессора, зав. кафедрой русского языка Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Время выполнения работы 1 час 15 минут
______________ | ______________ | ______________ | ______________ | ______________ | ______________ | ______________ |
Фамилия | Имя | Отчество | Нас пункт | Область | ОУ № | Код участника |
Таблица ответов
Задания | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание |
Инструкция по выполнению работы
На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 15 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.
Часть 1 состоит из 5 заданий (1–5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных.
Часть 2 состоит из 5 заданий (6–10), оцениваемых в 3 балла. В данных заданиях (6–10) необходимо выбрать три правильных ответа из нескольких предложенных.
Часть 3 состоит из 10 заданий (11–20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11–15) – на установление соответствия и 5 заданий (16–20) – на последовательность. В заданиях 11–15 необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В заданиях 16–20 – нужно установить правильную последовательность.
Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21–25) открытого типа, оцениваемых в 6 баллов.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Выполняя задания на бумажном носителе, заносите ответы в специальную таблицу ответов. В заданиях на соответствие ответы нужно вписывать таким образом, чтобы буква из второго столбца соответствовала цифре первого столбца. В заданиях на последовательность и хронологию ответ нужно записывать в виде правильной последовательности цифр (без пробелов и других символов). В заданиях открытого типа ответ записывается в таблицу ответов печатными буквами, начиная с первой клеточки. Каждую букву необходимо писать в отдельной клеточке. Рекомендации внесения ответов даются к каждому заданию открытого типа.
Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.
В заданиях 1–5 выберите один правильный ответ из пяти предложенных и укажите его номер в таблице ответов.
1. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) алфавит | 2) каучук | 3) дала | 4) торты | 5) фарфор |
2. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?
1) май | 2) ледовый | 3) ёлка | 4) ясень | 5) гонщик |
3. В каком слове два слога?
1) якорь | 2) сантиметр | 3) встань | 4) пустячный | 5) лиловый |
4. С какого года под руководством В.Д. Черняк проводится Всероссийская научная конференция «Слово. Словарь. Словесность»?
1) с 2001 г. | 2) с 1999 г. | 3) с 2000 г. | 4) с 2002 г. | 5) с 2010 г. |
5. Найдите «лишнее» слово в ряду однокоренных слов:
1) приморье | 2) морской | 3) заморский | 4) уморить | 5) море |
Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.
В заданиях 6–10 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в порядке возрастания в таблице ответов.
6. Среди предложенных слов выберите существительные, имеющие форму только множественного числа:
1) шашки | 3) дороги | 5) ворота |
2) молоко | 4) каникулы | 6) студенчество |
7. Среди предложенных словосочетаний укажите те, в которых существительное стоит в предложном падеже:
1) купить арбуз | 3) держаться на ниточке | 5) убежать из дому |
2) плавать в аквариуме | 4) ползать по полу | 6) прятаться в шкафу |
8. Среди предложенных глаголов выберите глаголы II спряжения:
1) лететь | 3) гореть | 5) брить |
2) печь | 4) петь | 6) видеть |
9. Выберите слова, в которых присутствует приставка НА-:
1) наградить | 3) надкусить | 5) напильник |
2) наговорить | 4) надувной | 6) надоедать |
10. Найдите слова с орфографической ошибкой:
1) граматный | 3) кабинет | 5) вокзал |
2) бесвкусный | 4) корзина | 6) тренероваться |