ПРЕДИСЛОВИЕ
Методические указания к выполнению практических работ по курсу «Основы инженерного проектирования и САПР ТЭУ» составлены для студентов энергетических специальностей в соответствии с учебной программой.
Одна из форм более полного и глубокого изучения основных разделов курса – выполнение студентами практических работ. Использование современных САПР и ЭВМ помогают студентам приобрести требуемые знания и необходимые компетенции.
Практическая работа №1
Создание базы данных с помощью приложения MS Access
Цель работы: Ознакомление с базами данных MS Access. Создание собственной базы данных.
Основные понятия
MS Access является системой управления базами данных (СУБД).
MS Access предназначена для разработки настольных баз данных и создания приложений баз данных архитектуры клиент-сервер, работающих под управлением операционных систем семейства Windows. Эта система доступна для пользователя любого уровня.
MS Access работает с объектами, которым относятся таблицы, запросы формы, отчеты, макросы и модули. Все связанные между собой объекты организованы в один файл, называемый базой данных.
Основные разделы главного окна соответствуют типам объектов, которые может содержать база данных MS Access. Это: Таблицы, Запросы, Формы, Отчеты, Макросы, Модули.
Интерфейс работы с объектами базы данных унифицирован. По каждому из них предусмотрены стандартные режимы работы:
- Создать – предназначен для создания структуры объектов,
- Конструктор – предназначен для изменения структуры объектов,
- Открыть – предназначен для работы с объектами базы данных.
Рассмотрим основные операции MS Access необходимые для выполнения лабораторной работы.
Ход выполнения работы
Лабораторная работа предполагает создание базы данных на промышленное оборудование. База данных должна будет включать в себя две таблицы «Оборудование» и «Поставщик», схему данных и форму.
Основные поля таблицы «Оборудование»:
-Наименование
-Мощность
-КПД Брутто
-Удельный расход теплоты
-Изображение
-Документ
-Сайт
Рис. 1.10 – Пример заполнения таблицы «Оборудование»
Таблица «Поставщик» должна содержать в себе основные сведения о поставщике оборудования. В качестве основных полей второй таблицы могут быть приведены:
- код поставщика;
- поставщик;
- юридический адрес;
- телефон;
- факс;
- директор;
- главный инженер;
- дата основания;
- наличие рекомендаций;
- электронная почта и др.
К и в предыдущем случае для каждого поля должен быть выбран подходящий тип данных (например, электронная почта – тип гиперссылка и т.д.). Всего описано должно быть 7-10 поставщиков. Пример заполнения таблицы Поставщик показан на рисунке 1.11.
Рис. 1.11 – Пример заполнения таблицы «Поставщик».
После создания и заполнения таблиц, между ними создается схема данных через ключевое поле «Код поставщика».
Следующим этапом выполнения лабораторной работы является создание Формы. Форма должна будет представлять собой хорошо спланированный и оформленный макет подачи информации. Она будет содержать сведения обо всех описанных типах оборудования и поставщиках.
Легче всего начать создание Формы с помощью Мастера, который предложит перенести на форму нужные поля. После этого предварительный макет Формы можно открыть в режиме конструктора, который позволяет расположить поля в желаемом порядке, увеличить размер формы и добавить дополнительные необходимые кнопки и команды. Команды, которые необходимо будет добавить в ручном режиме (через режим конструктора): кнопки перехода, кнопку стоп, кнопку печать. На рисунках 1.12, 1.13, 1.14 дан пример созданной формы.
Рис. 1.12 – Пример оформления Формы. Тип компрессора первый.
Рис. 1.13 – Пример оформления Формы. Второй тип компрессора.
Рис. 1.14 – Пример оформления Формы. Тип компрессора три.
Таким образом, понятно, что каждому типу оборудования соответствует его индивидуальное описание, изображение и основные характеристики, переход от одного оборудования к другому совершается путем переключения кнопок перехода.
Корректно созданная форма является целью выполнения лабораторной работы.
Практическая работа №2
Обзор интерфейса AutoCAD. Создание примитивов и слоев.
Цель работы: Знакомство с программой AutoCad и основными ее функциональными возможностями.
Основные понятия
AutoCad - продукт разработки компании Autodesk, представляет собой двух и трехмерную систему автоматизированного проектирования и черчения. AutoCad и специализированные приложения на его основе нашли широкое применение в машиностроении, строительстве, архитектуре и других отраслях промышленности, в том числе для проектирования теплоэнергетических установок (ТЭУ).
Интерфейс AutoCad
Основной вид рабочего окна AutoCad приведен на рисунке 2.1. Основными элементами управления программой являются:
- меню приложений, после нажатия, на которое открывается окно, предназначенное для работы с файлами. В нем содержатся стандартные инструменты привычные для работы с Windows (создать, открыть, сохранить и т.д.). В правой части окна список из девяти последних документов, с которыми работал пользователь, рис. 2.2;
- панель быстрого доступа, на которую выносят наиболее часто используемые инструменты;
- строка заголовков отображает версию программы и имя чертежа;
- окно поискового браузера позволяет найти справку при наличии доступа к сети интернет, при необходимости есть возможность загрузить локальную справку;
Рис. 2.1 Интерфейс программы AutoCad 2013
1 – меню приложений; 2 – панель быстрого доступа; 3 – строка заголовков; 4 – окно поискового браузера; 5 – основное меню; 6 – графическое пространство; 7 – командная строка; 8 – панель координат; 9 – панель режимных кнопок.
- основное меню, организованное в виде ленты состоящей из вкладок на которых располагаются тематические панели. На каждой панели собраны инструменты со схожими функциональным предназначением. Например панель рисования для создания простых и сложных примитивов, панель редактирования отвечате за редактирование примитивов и т.д.;
- графическое пространство – самая большая часть интерфейса. Оно представлено двумя типами вкладок: модель и листы. В модели происходит непосредственно черчение, а листы предназначены для подготовки проекта к печати;
- командная строка служит для прямого ввода команд;
- панель координат позволяет отслеживать положение курсора или положение каких-то объектов. У нее есть два варианта отображения: динамическое и статическое;
- панель режимных кнопок, где собраны все режимные кнопки, они предназначены для управления как графическим пространством так и построением.
Рис. 2.2. Меню приложений.
Выполнить чертеж насоса Wilo-Economy MHI с помощью сервиса Wilo online catalog или Wilo select online. Для выполнения задания использовать вкладку модель, черчение производить в натуральных единицах или в масштабе из расчета формата чертежа А3. К чертежу приложить документацию из каталога Wilo.
Индивидуальное задание выбрать по последней цифре зачетки.