ПЕСАХ 5780 ХОЛЬ АМОЭД ПЕСАХ «МУЖАЙТЕСЬ Я ПОБЕДИЛ МИР» А.Огиенко




 

У нас сегодня (5780) шабат, который находится в середине праздника Пэсах, он так и называется,

 

‏ ‏‏‎‎חוֹל הַמּוֹעֵד פֶּסַח» ‏‎ ‏שַׁבָּת‏» ‎‏‎‎Шаббат Холь аМоэд Песах

 

И мы прошли уже через седер Пэсах, который начался у нас 14-го числа вечером, на заходе солнца, и ночь бдения, 1-го дня праздника Опресноков и праздничное собрание в 1-й день праздника Опресноков, и праздник Вознесения 1-го снопа.

И если посмотреть, что Тора нам говорит о том, что было дальше, с вышедшими из Египта

 

Чис.33:6 «И отправились из Сокхофа и расположились станом в Етаме [אֵתָם], что на краю пустыни [מִדְבָּר]»

 

Помните, я говорил вам, что в этом году хронология исхода совпадает в точности по дням недели с тем, как это было в год исхода.

Утром 15-го числа 1-го месяца весь еврейский народ вышел из Рамзеса и в тот же день весь народ пришел в Суккот, где Всевышний окутал народ облаками Славы и все это произошло в четверг — 5-й день.

А на следующий день в пятницу — 6-й день недели это было 16-е число 1-го месяца, евреи вышли из Суккота и становились в Этаме, что на краю пустыни (Чис.33:6). 17-го числа 1-го месяца в субботу, евреи оставались на месте в покое в своем лагере в Этаме.

 

Что же значит эта стоянка в Этам? («אֵתָם» [Этам] — «приходить», «идти» #864) Т.е., они подошли ко входу в Мидбар, «מִדְבָּר»

 

А как там вы знаете, что Мидбар, «מִדְבָּר» — это не простое слово, оно включает в себя несколько слов.

 

По сути, народ подошел ко входу в Мидбар и получается, что это то место, где Всевышний будет готовить свой народ, ко входу в Обетованную Землю, т.е., если все сложить вместе, получается, что народ вышел из Рамзеса, суть которого суетная жизнь этого мира — бег по кругу с конечной целью — кишение червей, пришли в Суккот, где Всевышний покрыл их облаками Славы, дал им увидеть ту конечную цель — Праздник Суккот, куда им нужно прийти. Вот это важный момент, потому, что эту схему, этот алгоритм мы сегодня будем видеть на многих уровнях Торы. По сути, это в точности совпадает с Путем Авраама, когда отец наш Авраам вышел из Харана и пришел в Обетованную Землю:

 

Быт.12:7 «И явился (וַיֵּרָ֤א [ва-йэра]) Господь Авраму и сказал [ему]: “потомству твоему отдам Я землю сию”. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему»

Всевышний открывается Аврааму, и это был тот момент, когда Всевышний показал Аврааму конечную цель того, куда ему нужно прийти, т.е., Авраам увидел себя истинного, аМашиаха живущего в нем.

 

И мы об этом говорили. Мы это видим и в исходе из Египта. Народ выходит по Слову Всевышнего из Рамзеса и приходит в Суккот, где Всевышний открывается им, покрыв их Своим присутствием облаками Славы.И дальше мы читаем на следующий день они поднимаются всем станом и приходят в Эфан.

 

Исх.13:20 «И двинулись [сыны Израилевы] из Сокхофа и расположились станом в Этаме, в конце пустыни»

Т.е., они подошли ко входу в то место, где Всевышний будет говорить Свое Слово Своему Сыну, все это происходит накануне шаббата, наступает шаббат и они остаются в Этане.

И мы сегодня празднуем праздник Пэсах 5780 года также находимся в Этаме, поскольку в этом году хронология по дням недели полностью совпадает с годом исхода. И я специально даю вам увидеть эту картину, потому что сегодня мы будем продолжать говорить о духовной сути праздника Пэсах и Опресноков.

 

Мы уже знаем, духовную суть Египта: столица Рамсес — суть которого — `суетная жизнь этого мира`, `бег по кругу` с конечной целью — `кишение червей`.

 

И мы уже понимаем суть конечной цели, куда нам нужно прийти — это Суккот, это царство Всевышнего на Земле в этом мире, и теперь нам нужно осмыслить суть тех духовных процессов, которые будет происходить с нами на нашем Пути в этот Суккот, каким образом будет происходить установление царства Всевышнего внутри нас, а значит, и в этом мире. Мы будем говорить о замысле Всевышнего и о том, какие цели и задачи поставлены перед человеком в осуществлении этого замысла и о том, как это все связано с уставом праздника Пэсах и Опресноков.

Мы начнем с самого начала, с первого стиха Торы первой главы и также выборочно, еще несколько стихов из последующих глав, чтобы нам увидеть этот замысел Всевышнего и то, как Всевышний видит реализацию этого замысла. По сути праздник Пэсах и Опресноков – это и есть картина этой реализации.

 

Бер.1:1-2 «В начале (רֵאשִׁית [решит]) сотворил Бог небо и землю.Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. [26-27] И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле»

[2:15] «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его»

Всевышний только что сотворил человека из праха земного, вдунул в него дыхание жизни и тут же помещает человека в райские условия. По сути, это ведь есть конечная цель того, куда ему нужно будет прийти через достижения подобия Всевышнего.

 

Мы ведь знаем, что Всевышний сотворил человека по Образу Своему по образу Всевышнего сотворил его, а в замысле у Него сотворить его по образу и подобию.

 

И вот этого Адама, который сотворен по образу Всевышнего по Образу Его, в него вдунуто дыхание жизни, он сам сотворенный из Земли и его тут же помещают в райские условия, в ту конечную цель, куда ему нужно прийти.

 

Вам это ничего не напоминает? Мы только что говорили: Суккот — первая стоянка по выходе из Египта, как образ того, куда нужно прийти народу, «וַיֵּרָ֤א» [ва-йэра] — раскрытие Всевышнего Аврааму (Быт.12:7)

 

*Вот то, что я вам сейчас буду говорить это новое, вы не найдете ни в одном учебнике и не в никаких комментариях.И это не вписывается в те теологии, которые обвиняют Адама за то, что он вкусил запретный плод и был выгнал из рая.Мне, эта теология всегда не нравилась, я не мог принять, но не было понимания объяснения, почему дух мой противился.И чем больше Всевышний открывал Писание, тем больше становилось видно, что вот такое понимание вообще не соответствует тому, что говорят Писания о замысле Всевышнего.

 

Сегодня мы будем говорить о том, как Всевышний задумал этот мир, о том, какие задачи Всевышний поставил перед человеком и о том, каким образом будет реализовываться этот замысел.

 

Приведу два примера, которые противоречат, той теологии, которая есть на сегодня, которая обвиняет Адама за то, что вкусил запретный плод, вот если бы он этого не сделал, он бы там вкушал дерево жизни, рос так хорошенечко, и все было бы хорошо, а тут вот он это сделал, и столько страданий в жизнь всех людей принес, вот какой он не хороший Адам.

 

Так вот первое место, которое не вписывается в эту теологию, это то, что мы знаем, что Агнец был заклан еще прежде создания мира.

 

1Пет.1:17-20 «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас»

Вы видите, написано, Слово говорит, Петр это знает, — еще до того, как были созданы начальные пылинки Вселенной, этот мир уже был предназначен для искупления человека. О чем это говорит?

Агнец был заклан еще прежде создания мира — и это говорит о том, что все, что происходит, не является ошибкой Адама, а частью замысла Всевышнего, полноту которого мы сейчас еще даже не можем понять, потому, что через этот замысел, через исполнение этого замысла Всевышний решает не только задачу сотворения Адама по Образу и Подобию Своему, и в высших мирах через это Всевышний также решает определенный вопрос.

 

Второй момент, который также не вписывается в эту теологию — 'какой плохой Адам, зачем ты взял съел плод дерева познания добра и зла, и через это принес столько неприятностей в жизни нас твоих потомков?'

Книга премудрости Соломона, говорит нам, что Адам стал владычествовать на всем созданным через познание премудрости, а по сути, это как раз и есть, конечная цель замысла Всевышнего.

 

Быт.1:26-27 «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле»

Прем.Сол.9:14-19 «Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны, ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах – кто исследовал? Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше святаго Твоего Духа? И так исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе, и спаслись премудростью. [10:1-2] Она сохраняла первозданного отца мира, который сотворен был один, и спасала его от собственного его падения: она дала ему силу владычествовать над всем»

А теперь посмотрите на Быт.1:26, и вы увидите, что это как раз и есть конечная цель сотворения человека по Образу и Подобию Нашему.

 

Мы продолжаем говорить о замысле Всевышнего в контексте духовной сути праздника в Пэсах и Опресноков. Всевышний помещает человека, в райские условия, человека, который, в общем-то является еще полу-фабрикатом, такой заготовкой. Человек, сотворенный из праха земного, сотворенный по Образу Всевышнего, в которого вдунут Машиах, которому нужно расти. Машиах будет внутри человека расти, если он будет вкушать от дерева жизни. Всевышний помещает человека в райские условия, в раю все растет само.

 

Комментарии говорят: “Человеку нужно было только подумать, чего он хочет, допустим, хочешь горячую булочку, она тут же у тебя на дерево вырастает, хочешь клубнику со вкусом ананаса, она тебе, пожалуйста, тут же выросла из земли и смотрит тебе в рот”

 

И возникает вопрос, зачем в таких райских условиях, где уже как обычно, у нас говорят, `все включено`? Всевышнему нужно, чтобы человек работал, почему Всевышнему нужно, чтобы человек обрабатывал хранил этот сад&

 

Быт.2:15 «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его»

Спрашивается, зачем? Более того, у Всевышнего большой штат Ангелов, которые могли бы обрабатывать этот сад, все, что нужно делать все. Всевышнему только стоит сказать, а Всевышний говорит человеку: “Вот этот сад и тебе надо возделывать его и хранить его”

Райский сад — это есть образ человеческой души, которая в общем-то имеет двойственную природу уже от сотворения — земную составляющую и небесную составляющую. Всевышний поселяет Адама в саду и дает ему Заповедь возделывать его и хранить этот сад,

[16-17] «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»

Всевышний сначала поселяет человека в раю, потом дает ему Заповедь возделывать его и хранить, и только потом говорит, что: “от всякого дерева ты можешь есть, дерева познания добра и зла не ешь от него”

 

И из этого мы делаем вывод, как видит Всевышний: сначала человеку нужно работать, т.е., возделывать и хранить этот сад, а только потом, он может есть. И все это указывает нам на то, каким образом должен реализовываться этот замысел сотворения Адама по Образу и Подобию Божьему. Всё это происходит именно в том идеальном месте, куда человек должен прийти, когда он придет уже в полноту, будет совершен по Образу и Подобию Всевышнего.

И вместе с тем мы знаем, что земная составляющая человеческой души, она только в начале этого Пути, но Всевышний дает принципы и говорит, каким образом будет это происходить.

Чтобы тебе начать есть плоды, вот этого райского сада, то прежде тебе надо хорошенько потрудиться. Не случайно начали наш разговор с:

 

Быт.1:1-2 «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою»

Вы знаете, что обычно слова, с которых начинается повествование, особенно и тем более, когда речь идет о начале всей Торы. Тора начинается со слов, что Всевышний сотворил небо и землю.

«בָּרָא» [бара] — «сотворил» — глагол, который выражает не реальное изготовление чего-то (т.е., из материальных вещей), а сотворение в замысле. Это было не астрономическое небо, которое строит Всевышний, это была не физическая Земля, а это является выражением Воли Всевышнего в том, что мир будет построен по двух уровневой схеме: есть небо, и есть земля. Можно сказать, что Всевышний через это показывает и иерархию власти.

Небо — это управляющая структура, которая поставлена Всевышним управлять. И есть, принимающая структура — это земля, которая предназначена исполнять указания Неба.

 

Ну, дальше мы видим, что по какой-то причине земля пришла в состояние «תֹהוּ וָבֹהוּ» [тоhу ва-воhу] (*это сегодня не наша тема), потом мы видим, как день за днем идет наполнение земли творением, под конец, Всевышний говорит: “Сделаем человека”.

 

И вот этот человек, которого делает сейчас Всевышний, в общем-то, это является революционным шагом, я бы так сказал: во всем том, что творит Всевышний.

Небо — это управляющая структура, которая поставлена Всевышним управлять, и есть, принимающая структура — это земля, которая предназначена исполнять указания неба, послушаться — это не было двухуровневой схемой.

И тут Всевышний собирается сотворить человека, который отличается как от обитателей Земли, которые были сотворены до этого, так и от обитателей неба, которые также уже были сотворены. Чем отличается? — тем, что он, сотворенный человек не принадлежит целиком ни земле, ни небу. Он, в отличие от животных, еще имеет божественную душу — небесную составляющую, а в отличие от ангелов, он имеет материальное тело.

И задача, которая поставлена перед человеком составить, вот из этого набора данных некое единое целое, которое будет названо «человек по Образу и Подобию Всевышнего». Вот такую задачу ставит Всевышний перед Адамом и, конечно, Адам не сможет решить поставленную перед ним задачу без помощи Всевышнего. И вместе с тем, главная задача, которую Всевышний ставит перед Адамом — соединить в себе единое целое свою земную и небесную составляющие. И когда это произойдет, тогда и будет достигнута цель замысла. И это вот как раз и будет состояние рая, которое Всевышний задумал для человека. И, конечно, для Адама было бы хорошо все время оставаться в раю.

Но если земная душа не пройдет через искушение, то она даже не будет знать, что в ней живет. Эту картину, мы хорошо видим в тысячелетнем Царстве: дьявол будет скован на тысячу лет. В это время все народы будут приходить в Иерусалим на праздник Суккот для поклонения Всевышнему. Но в конце тысячелетнего Царства, дьявол будет выпущен на короткое время, он начнет искушать народы. И все народы, которые ходили на поклонение в Иерусалим, вдруг, дружно объединяются, идут для того, чтобы уничтожить Святой город.

 

Как так могло случиться? Народы ходили на поклонение, были такие чудесные, и, вдруг, они так ожесточились и пошли.

Ответ очень простой — дьявол был скован и не было кому искушать человеческие души, земную составляющую этих народов. А вот как только его выпустили, тут же вот то, что в душе, оно стало видимым.

Поэтому, мы начинаем понимать, насколько ценно это время, в котором мы сейчас живем, когда есть этот искуситель, который искушает нас, и благодаря этому, мы как раз в своей душе делаем выбор между добром и злом, это есть суть нашей духовной борьбы. Мы пойдем по дороге смерти, выбирая то, что угодно плоти, или мы пойдем по дороге жизни, выбирая то, что угодно Небу.

Поэтому дальше в Писаниях, мы видим, появляется змей и начинается скушать человека, а по сути, и начинается процесс приведения земной души в единство с Небесами. От этого выбора — то, что выберет человек, будет зависеть, куда человек попадет. Как может человек выбирать между добром и злом между тем, что Тора называет злом и тем, что Тора называет добром, как человек может выбирать, если у него нет возможности сравнить?

Душа прежде, чем сделать этот выбор, она должна знать не только что хорошо, но то, что плохо, и именно в этом выборе между хорошим и плохим, вся духовная борьба человеческой души.

Итак, в реализации замысла появляется змей.

 

Быт.3:4-5 «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло»

“Нет, я тебе гарантию даю, что вы не умрете, Всесильный, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете, как боги”

 

Много комментариев, что вот этот змей такой плохой, обманщик, убийца, и т.д. Да, так. Но мы должны понимать, что если в Торе что то написано, Тора ведь вся истинна, то это имеет огромное значение.

 

Быт.3:6-7 «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. [22-24] И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно»

Эту историю мы хорошо знаем, и может быть именно по этой причине мы не всегда глубоко осмысляем, что здесь произошло.

Но для того, чтобы нам получить хорошее понимание сути исхода из Египта, сути праздника Пэсах и Опресноков, нам надо немножко поглубже поразмышлять над тем, что я вам прочитал.

Ну, первое я уже немножко говорил об этом, любые слова, которые записаны в Торе, даже если их произносит последний злодей или лжец, все равно эти слова должны выражать какую-то важную истину, иначе бы Тора не стала просто их цитировать.

И если змей говорит, что вы будете как Элохим, сильны как Ангелы, которые знают добро и зло, то, наверное, говорит правду и подтверждением этому является то, что Всевышний говорит:

 

[22-24] «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно»

 

Это ведь в точности то, что говорил змей человеку.

По идее, если бы сейчас змей мог говорить, то он сказал: вот какая несправедливость ведь сказал правду, а у меня за это отняли дар речи, и теперь я всю жизнь должен ползать на брюхе.

Всевышний здесь решает не только задачи сотворения человека по Образу и Подобию, но, есть еще задачи, которые Он решает выше, в духовных мирах, но это не наша тема сегодня.

Фраза вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло на иврите - эта фраза очень трудна для всех комментаторов –

 

РАШИ: стал как единственный из Нас - дело в том, что слово эхад слово, которое мы знаем, как единый, в Торе иногда подразумевает понимание самой выделенный и Раши продолжает: ведь он единственный выделенный среди нижних.

 

Как говорит Всевышний: он среди нижних, как Я среди Вышних, а в чем его выделенность, продолжает Раши? — единственность в познание добра и зла, которая не дано ни скоту, ни зверю.

Получается, что действительно человек, как бы то ни было, приобрел некоторые знания добра зла, которого раньше у него не было, потому что в стихе сказано, а Адам стал, то есть то, чего не было, а теперь стало как один из Нас.

И это то, что нужно Адаму для того, чтобы он теперь смог выбирать в общем-то, то, что я сейчас говорю наверняка у многих вызовет много вопросов, но я говорю как слышу.

Т.е., то, что произошло, это произошло именно для того, чтобы Адам теперь смог выбирать, И именно для этого, Агнец был заклан еще до создания мира.

Мне понравился один комментатор, Торы и его комментарий на этот стих:

 

вот Адам стал как один из нас – человек, теперь знает добро зло, будучи создан по Нашему Образу, и если он будет вечно в таком состоянии, то всю свою жизнь будет гоняться за удовольствием для своей плоти и отбросит на прочь свою главную задачу, познание премудрости и всякое доброе дело и не сможет достигнуть того духовного счастья, которое Творец задумал, создавая его по- Своему Образу и Подобию.

 

Мудрецы разбирая эту ситуацию, говорят, что Всевышний поставил перед Адамом два пути: путь жизни и путь смерти, Адам выбрал путь смерти и оставил путь жизни.

И поэтому можно понять, почему Всевышний так обеспокоен тем, что человек в таком состоянии вкусив от дерева добра и зла, может добраться до дерева жизни, вкусить от этого плода и стать жить вечно, потому, что если он доберется до дерева жизни, оставаясь в своей сущности тем, кто хочет от всего получать для себя только удовольствие, то эта вечная жизнь будет совсем не той, о которой Всевышний задумал для человека.

 

Мне сегодня очень понравился комментарий брата Сергея, когда он говорил:

Еккл.7:29 «Только это я нашел, что Всевышний сотворил человека правым (יָשָׂר [яшар], прямым), а люди пустились во многие помыслы (חִשְּׁבֹנ֥וֹת, хишбонот)»

Всевышний создал человека, прямым, чтобы человек шел прямым путем, а вот когда человек вкусил от дерева познания добра и зла, вот тут вот включился вот этот хешбон.

Человек начал считать, что для него выгодно, что для него невыгодно произошло рождение человеческого эго.

И с тех пор, вот этот калькулятор, он все время работает, все время считает - это выгодно, а это невыгодно, это я буду делать, а это я не буду делать и в итоге про любовь к ближнему уже речь не идет, про любовь ко Всевышнему речь не идет.

И для того, чтобы стать опять на прямой путь, надо этот калькулятор, избавиться от этого эго.

И возникает вопрос: Как же от этого избавиться?

Адам по сути пошел по пути смерти. И если он больше будет прибавлять жизни на этом пути, то тем больше будет двигаться, поэтому пути смерти, где нет жизни.

Как же исправить все это?

У нас есть Устав праздника Пэсах и Опресноков, который говорит нам именно о том, как будет происходить возвращение человека в рай – в Обетованную Землю.

И вот у многих из нас возникает вопрос: Почему Иаков должен был вообще спускаться в Египет?

Ведь, если бы он не спускался в Египет, то и выводить его оттуда не нужно было бы.

 

Мф.2:15 «и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: