Дусье В. Е. , Наварский Ю. В., Жегульский В. П. 7 глава




Исходными данными для проектирования являются грузоподъемность, пролет моста, скорость подъема груза, скорость движения крана, группа режима работы крана по ИСО 4301/1, условия эксплуатации (работа на открытом воздухе или в отапливаемом помещении).

Кроме этих данных необходимо иметь:

- величину собственного веса моста;

- параметры грузовой тележки: собственный вес, число колес, размеры колеи и базы, распределение нагрузок на колеса;

- параметры привода механизма передвижения крана: число колес, их размеры, способ установки; типы, габариты и массы двигателей, редукторов, тормозов;

Тип, размеры и масса кабины машиниста, место ее установки принимаются по литературным источникам [2].

Рекомендуется следующий порядок проектирования.

1. В соответствии с заданием выбирается общая схема исполнения металлоконструкций моста крана.

2. Выбирается материал металлоконструкции, принимаются его расчетные характеристики.

3. Назначаются расчетные случаи нагружения и расчетные комбинации нагрузок.

4. Определяются величины вертикальных нагрузок для случая подъема груза в середине пролета моста, составляется расчетная схема приложения нагрузок.

5. Определяется величина максимального изгибающего момента в средней части пролета.

6. Рассчитываются оптимальные размеры поперечного сечения балки моста из условия обеспечения ее прочности при минимальном весе.

7. Рассчитываются оптимальные размеры поперечного сечения балки из условия обеспечения ее жесткости при минимальном весе.

8. Принимаются окончательные размеры поперечного сечения балки в средней части пролета.

9. В соответствии с размерами приводов механизмов передвижения крана принимаются конструктивно схема и размеры концевых балок и производится компоновка узлов сопряжения пролетных и концевых балок моста, привода механизма передвижения и кабины машиниста.

10. Уточняются окончательные размеры поперечных сечений пролетной балки в середине пролета и в опорном узле. Рассчитываются геометрические характеристики сечений.

11. Производится проверка прочности балки в середине пролета при совместном действии вертикальных и горизонтальных инерционных нагрузок при разгоне (торможении) крана.

12. Производится проверка прочности опорной части пролетной балки при совместном действии вертикальных нагрузок и силы перекоса крана.

13. Рассчитываются необходимые размеры для установки диафрагм и продольных ребер жесткости.

14. Производится расчет сварных и болтовых соединений.

15. Выполняются чертежи пролетной и концевой балок с учетом необходимости обеспечения строительного подъема пролетных балок.

16. Оформляется расчетно-пояснительная записка.

В процессе проектирования должны быть разработаны следующие документы:

· компоновочная схема стыковки балок моста и привода механизма передвижения крана;

· сборочные чертежи (2 листа формата А1) в соответствии с заданием на проектирование;

· спецификации сборочных единиц;

· расчетно-пояснительная записка.

В силу специфики проектирования как элемента учебного процесса в курсовой работе объединены такие элементы стадий разработки по ГОСТ 2.130—68, как эскизный, технический и рабочий проекты, что определяет особенности содержания и оформления документов.

Документы должны оформляться в соответствии со стандартами ЕСКД. Некоторые особенности оформления для учебного процесса приведены в стандарте предприятия СТП УПИ 1—96. Общие требования и правила оформления дипломных и курсовых проектов (работ). Екатеринбург: УГТУ, 1996.

11.1. Компоновочная схема

При выполнении компоновки должны быть решены следующие задачи:

· определение общих параметров моста;

· размещение элементов привода механизма движения крана на галерее;

· назначение основных размеров узла.

При определении общих параметров моста заданными величинами являются пролет крана, база и колея тележки, определяющие положение пролетных балок и, следовательно, положение вертикальной стенки балки. Размеры концевой балки – ее ширина и высота, определяются конструкцией ходовой части, т. е. размерами колесных установок или балансиров. Длина концевой балки назначается из условия, что база крана составит не менее 1/6 пролета, при этом должна обеспечиваться возможность размещения на галерее элементов привода механизма передвижения. Компоновка привода должна выполняться и в плане, и по высоте.

При компоновке узла в плане определяется положение элементов привода относительно концевой балки и относительно вертикальной стенки пролетной балки. У кранов грузоподъемностью 5…50 т в приводе используются горизонтальные редукторы типа Ц2, и весь привод размещается на горизонтальной раме из прокатных или сварных профилей. Рама при этом опирается на приваренные к стенке балки консоли, поддерживающие всю галерею. У кранов грузоподъемностью 80…320 т применяются вертикальные редукторы типа ВКУ. Для их крепления требуются вертикальные рамы, приваренные к стенке балки.

Габаритные и присоединительные размеры редукторов, двигателей, тормозов, муфт следует принимать по данным, приведенным в нормативной и справочной литературе, например в [1, 8, 11, 15 и др.]. При компоновке необходимо обеспечить возможность удобного доступа к крепежным точкам. Для обслуживания привода ширина свободного прохода по галерее должна быть не менее 400 мм. Для выхода из кабины машиниста на галерею на ней должен оборудоваться люк с размерами не менее 500х500 мм. Металлический настил галереи выполняется из просечно-вытяжных, рифленых, или дырчатых листов для исключения возможности скольжения ног. Галерея по всей длине пролета должна иметь перила высотой не менее 1000 мм. Консоли, поддерживающие галерею, должны располагаться строго против больших диафрагм. Консоли выполняются либо из фасонных или гнутых швеллеров, либо в виде сварных профилей. Размер консоли в месте примыкания к стенке должен обеспечивать прочность сварного шва, прочность и жесткость галереи. Галереи должны рассчитываться на подвижную сосредоточенную нагрузку 3000 Н, распределенную на площадке 0,2х0,2 м. Ограждения рассчитываются на раздельное воздействие вертикальной нагрузки 1000 Н и горизонтальной 350 Н.

При компоновке узла в вертикальных плоскостях нижняя точка приварки консолей галереи должна располагаться на расстоянии не менее 50 мм от шва соединения стенки и нижнего пояса. Расположение настила должно обеспечивать нормальные и безопасные условия для обслуживания привода.

У кранов большой грузоподъемности зачастую приходится устанавливать две галереи: на нижней располагается привод механизма передвижения и электрооборудование, а верхняя выполняется на уровне верхнего пояса пролетной балки и используется для обслуживания тележки. В соответствии с требованиями [3] высота свободного прохода по нижней галерее должна быть не менее 1800 мм.

 

При выполнении компоновки с учетом перечисленных требований может возникнуть необходимость в корректировании ранее принятых размеров, в частности высоты пролетных балок и конструктивного исполнения узла стыковки балок.

Схема компоновки выполняется в трех проекциях и обязательно с соблюдением масштаба. Допускается упрощенное изображение элементов. На схеме проставляются габаритные и установочные размеры, при необходимости и присоединительные размеры.

При выполнении общей компоновки моста должна учитываться возможность перевозки конструкции. Габариты груза (транспортных единиц моста) для перевозки по железной дороге показаны на рис. 11.1 и 11.2.

   
Рис. 11.1. Очертание габаритов грузов, перевозимых в пределах общей сети железных дорог России   Рис. 11.2. Схемы погрузки грузов на платформу и на сцеп из двух платформ

В большинстве случаев крановые металлоконструкции перевозят отдельными частями с последующей сборкой (сваркой) на месте монтажа. Расположение монтажных стыков зависит и от условий перевозки и от способа монтажа.

У четырехколесных кранов грузоподъемностью 5…50 т монтажные стыки (один или два) предусматриваются обычно на концевых балках. Монтаж производится с помощью накладок либо сваркой, либо на болтах.

Размещение монтажных стыков металлоконструкций тяжелых кранов иллюстрируется рис. 7.14 и 7.15.

Допустимая длина габаритных грузов для погрузки на типовые тяговые железнодорожные платформы приведена ниже. При этом базой платформы считается расстояние между осями колесных пар, а при сцепах из двух платформ груз опирается в центре каждой из них.

     
База платформы l, мм..................    
Наибольшее расстояние от середины платформы до конца груза l Г, м.............. 9,10 8,95
Сцепы, мм............................    
База сцепа из двух платформ l СЦ, мм......    
Наибольшее расстояние от середины сцепа до конца груза l Г, м.................... 12,74 12,00
     

Общая компоновочная схема выполняется как самостоятельный элемент проектной работы и оформляется на отдельном формате А3.

11.2. Сборочные чертежи металлоконструкций

В соответствии с ГОСТ 2.102—68. Виды и комплектность конструктивных документов сборочный чертеж (рис. 11.3, 11.4) является документом, содержащим изображение изделия и другие данные, необходимые для его сборки (изготовления) и контроля.

Сборочный чертеж должен содержать:

· изображение сборочной единицы, дающее представление о расположении и взаимной связи составных частей, соединяемых по данному чертежу и обеспечивающих возможность осуществления сборки и контроля сборочной единицы;

Рис. 11.3. Концевая

 

балка
Рис. 11.4. Пролетная
балка

· рабочие размеры, предельные отклонения и другие параметры и требования, которые должны быть выполнены или проконтролированы по данному чертежу;

· указания о характере сопряжения и методах его осуществления, в том числе о способе выполнения неразъемных соединений (сварных и др.);

· номера позиций составных частей, входящих в изделие;

· основные характеристики изделия (при необходимости);

· габаритные, установочные и присоединительные размеры, а также необходимые справочные размеры.

Нанесение размеров и предельных отклонений производится в соответствии с ГОСТ 2.307—68*. Нанесение размеров и предельных отклонений. Общее количество размеров на чертеже должно быть минимальным, но достаточным для изготовления и контроля изделия. Размеры, не подлежащие выполнению по данному чертежу и указываемые для большего удобства пользования чертежом, называются справочными и обозначаются знаком «*». Не допускается повторять размеры одного и того же элемента на разных изображениях, в технических требованиях, основной надписи и спецификациях.

Размеры, определяющие расположение сопрягаемых элементов, проставляют, как правило, от конструктивных баз с учетом возможности выполнения и контроля этих размеров. Для выполнения этого условия на чертежах металлоконструкций толщина сопрягаемых элементов дается в увеличенном масштабе, что позволяет указывать размеры на установку элементов, как это показано на рис. 11.5.

Номера позиций на чертеже проставляют в соответствии с номерами позиций в спецификации на тех изображениях, которые соответствуют составным частям, проецирующимся как видимые. При разбивке сварной металлоконструкции на составные части следует иметь в виду следующее. Технология изготовления конструкций, в частности пролетных балок, предусматривает следующий порядок.

Рис. 11.5. Пример простановки размеров

Первоначально из отдельных листов раскроя свариваются полотнища поясов и стенок, таким образом, они становятся сборочными единицами для балки. Однако выполнение самостоятельных сборочных чертежей для этих элементов нецелесообразно, так как эти чертежи будут малоинформативными и только увеличат общий объем графической части проекта. В связи с этим целесообразно объединить всю информацию на сборочном чертеже балки. Для этого отдельные элементы раскроя можно специфицировать как детали, давая на чертеже балки схемы раскроя с необходимыми размерами, что в большинстве случаев исключает необходимость выполнения рабочих чертежей этого раскроя, а на сборочном чертеже балки задавать установочные размеры и сварные соединения.

Сварка элементов поясов и стенок выполняется стыковыми швами. Приварка поясов к стенкам, диафрагм к поясам и стенкам производится угловыми швами. Подготовка кромок свариваемых элементов выполняется в соответствии с требованиями РД 22-207—88 [17] и РД 24.090.97—98 [18], а в зависимости от толщины свариваемых элементов при ручной дуговой сварке регламентируется ГОСТ 5264—80* для стыковых, тавровых и нахлесточных швов и ГОСТ 11534—75* для швов под острыми и тупыми углами.

При выполнении поясов и стенок балок длина каждого стыкуемого элемента, за исключением концевых участков, должна быть не менее 4000 мм, длина пристыковываемых концевых участков – не менее 500 мм. Целесообразно планировать раскрой таким образом, чтобы стыковые швы верхнего пояса располагались на расстоянии не менее 2000 мм от середины пролетной балки. Стыки поясов должны быть смещены от стыков стенок на расстояние не менее 150 мм в каждую сторону, а стыковые швы стенок относительно диафрагм — на расстояние не менее 50 мм.

Все сварные швы должны проектироваться с полным проваром.

Изображения и обозначения сварных швов производятся в соответствии с ГОСТ 2.312—72. Условные изображения и обозначения швов сварных соединений. Видимые швы изображают сплошными основными линиями, невидимые – штриховыми. От изображения шва проводят линию-выноску, заканчивающуюся односторонней стрелкой, предпочтительно от видимого шва. Условное обозначение стандартных швов:

· наносится на полке (для видимого шва) или под полкой (для невидимого шва) линией-выноской;

· приводится в таблице сварных швов; в этом случае на линиях-выносках ставятся номера однотипных швов. Рекомендуемая форма — табл. 11.1.

Нестандартные швы изображаются на выносках.

Таблица 11.1 Сварные швы
Номер шва ГОСТ на тип сварки Условное обозначение типа шва по ГОСТ Эскиз Контроль
разделки кромок выполненного шва метод объем
(например) 5264—80 Т7 Визуальный 100%
УЗК 25%
             

В соответствии с ПБ 10-382—00 визуальному контролю с выполнением замеров швов подвергается 100% длины сварных швов. Объем инструментального контроля, в основном ультразвукового (УЗК), должен составлять не менее:

- 50% от длины стыка – на каждом стыке растянутого пояса коробчатой балки или решетчатой конструкции;

- 25% длины стыка – для всех остальных стыковых соединений;

- 25% длины шва – для других видов соединений, указанных в рабочих документациях.

Обязательному контролю подвергаются начало и окончание сварных швов стыковых соединений поясов и стенок коробчатых балок.

Кроме обозначения шва на полку линии-выноски наносят вспомогательные знаки, приведенные в ГОСТ 2.312—72.

Текстовая часть чертежа содержит основную надпись, технические требования, таблицу сварных швов и другие материалы, необходимые при изготовлении и контроле изделия.

Основная надпись. Форма основной надписи выполняется по ГОСТ 2.104—68. Основные надписи, ее заполнение должно соответствовать СТП УПИ I—96. Общие требования и правила оформления дипломных и курсовых проектов (работ). изд. УПИ, Екатеринбург, УГТУ, 1996.

В графе 1 – наименование изделия, например, «Балка пролетная».

В графе 2 – обозначение документа.

Общая структура обозначения устанавливается ГОСТ 2.201—80. С учетом специфики проекта как учебного продукта структура обозначения может быть принята следующей:

ХХХХ — код учебной специальности; ХХХХХХ — код классификационной характеристики по общероссийскому классификатору продукции ОК 005—93; ХХХ — регистраци-онный номер (порядковый номер студента по журналу академической группы); ХХ — вид документа.

Тогда применительно к данной курсовой работе обозначение сборочного чертежа «Балка пролетная» будет иметь вид: 1902.413120 012 СБ,

где № 413120 — «Металлоконструкции сварные балочные» по российскому классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции; 012 (например) – порядковый номер студента по журналу академической группы; СБ ‑ сборочный чертеж.

В графе 3 — материал; для сборочных единиц графа не заполняется.

В графе 4 — литера документа, например, КР – курсовая работа.

В графе 5 — масса изделия.

В графе 6 — масштаб.

В графе 7 — порядковый номер листа; на документе, выполненном на одном листе, графа не заполняется.

В графе 8 — общее количество листов, на которых изображено данное изделие.

В графе 9 — УГТУ—УПИ, каф. ПТМиР, номер академической группы.

В графе 10 — сверху вниз: студент, руководитель, консультанты (если они назначены), нормоконтролер, зав. кафедрой.

Остальное по ГОСТ 2.104—68.

Технические требования располагаются над основной надписью. Между текстовой частью и основной надписью не допускается помещать изображения, таблицы и т. п.

Технические требования на чертеже излагают, группируя вместе однородные и близкие по своему характеру требования. Желательная последовательность:

а) требования к основному материалу;

б) сварочные материалы;

в) виды и объемы контроля сварных соединений (если это не оговорено в таблице сварных швов);

г) отклонения размеров по квалитетам, если эти отклонения не указаны на чертежах;

д) ссылка на технические условия или на РД, по которым выполняются работы;

е) другие требования по усмотрению разработчика.

11.3. Содержание и оформление текстовых документов

В курсовой работе текстовыми документами являются спецификации и расчетно-пояснительная записка.

Спецификация — это основной конструкторский документ сборочной единицы, определяющий ее состав. Оформление спецификации производится по ГОСТ 2.108—68.

Разделы спецификации для разрабатываемых сборочных единиц металлоконструкций кранов располагаются в следующем порядке.

Документация. В этот раздел вносят документы, составляющие основной комплект конструкторских документов специфицируемого изделия. В курсовой работе в этот раздел записываются обозначения и наименования документов. Практически это означает, что указываются обозначение и наименование конкретного сборочного чертежа изделия (балки моста). При разработке спецификации на металлические конструкции целесообразно руководствоваться следующим. В соответствии с ГОСТ 2.101—68 под сборочной единицей понимается изделие, составные части которого соединяются между собой с помощью единого технологического процесса (сварки, механической сборки и др.). После этого сборочная единица как законченное изделие будет соединяться с другими сборочными единицами изделия. В условиях завода-изготовителя сборка балки моста производится обычно в такой последовательности. Из заготовок, т. е. раскроенных листов, свариваются полотнища для поясов и стенок балки, затем они свариваются между собой: к верхнему поясу привариваются стенки, а между стенками ввариваются диафрагмы, и потом приваривается нижний пояс. Таким образом, формально пояса и стойки балок поступают на окончательную сборку в готовом виде и формально являются сборочными единицами, которые соответствующим образом могут быть обозначены в спецификации, и на изготовление их могут быть выполнены соответствующие сборочные чертежи. Фактически такое дробление сборочного чертежа балки является нерациональным. Элементы поясов и балок представляют собой достаточно простые элементы, размеры которых могут быть указаны на чертежах или непосредственно в спецификации. Эти элементы соединяются между собой однотипными швами. Таким образом, разработка сборочных чертежей для поясов и стенок не имеет смысла. Целесообразнее внести элементы раскроя в спецификацию, а на чертеже указать их размеры. В спецификации этим элементам номера обозначения не присваиваются, и в графе «Формат» дается обозначение БЧ (без чертежа). Но в этом случае в графе «Наименование» должно быть приведено уловное обозначение проката, например:

лист Б-ПН-О-8х1500х8000 ГОСТ 19903—74
Ст.3сп5 ГОСТ14637—89

— лист нормальной точности (Б), нормальной плоскостности (ПН) с обрезной кромкой (О), размерами 8х1500х8000 мм по ГОСТ 19903—74 из стали марки Ст3сп категории 5 по ГОСТ14637—89;

уголок 75х75х8-В ГОСТ 8509—86
345-09Г2С ГОСТ 19281—89

— уголок горячекатаный равнополочный размером 75х75х8 обычной точности прокатки (В) по ГОСТ 8509—86 из стали класса прочности 345 марки 09Г2С по ГОСТ 19281—89.

Следующими разделами спецификации после документации являются:

- сборочные единицы;

- детали;

- стандартные изделия;

- материалы.

Наименование каждого раздела записывают в виде заголовка в графе «Наименование» и подчеркивают.

Расчетно-пояснительная записка курсовой работы должна содержать:

- титульный лист;

- задание на проектирование;

- содержание;

- введение;

- расчетную часть;

- библиографический список.

Титульный лист и содержание выполняют в соответствии с требованиями приложений 2 и 3 СТП УПИ I—96.

Во ведении приводят обоснование принятых схем металлической конструкции моста, ее материалов и схем механизмов передвижения крана, а также описывают разработанные металлические конструкции.

В расчетной части курсовой работы должны быть следующие разделы:

- исходные данные;

- выбор материала конструкции;

- определение расчетных нагрузок;

- определение изгибающего момента в балке моста от вертикальных нагрузок;

- определение размеров поперечного сечения пролетной балки из условия обеспечения прочности;

- определение размеров поперечного сечения пролетной балки из условия обеспечения статической жесткости;

- расчет геометрических характеристик принятого сечения;

- компонование моста и механизма передвижения крана;

- размещение ребер жесткости (диафрагм);

- строительный подъем пролетных балок;

- проверочные прочностные расчеты по указанию преподавателя.

Оформление расчетов производится по правилам СТП УПИ I—96, в частности, символы и числовые коэффициенты, входящие в формулы, расшифровываются слева направо непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа пишутся с новой строки и после запятой указывается размерность; разделяются пояснения точкой с запятой. Первая строка начинается со слова «где» без двоеточия после него. После формулы, записанной в общем виде, в нее подставляются числовые значения входящих параметров и приводятся результаты вычисления с указанием размерности полученной величины.


Библиографический список

1. Справочник по кранам: В 2 т. Т.1. Характеристики материалов и нагрузок. Основы расчета кранов, их приводов и металлических конструкций / В. Д. Брауде, М. М. Гохберг, И. Е. Звягин и др.; под общ. ред. М. М. Гохберга. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд., 1988. 536 с.

2. Шабашов А. П., Лысяков А. Г. Мостовые краны общего назначения. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1980. 304 с.

3. Правила, устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. М.: ПИО ОБТ, 2001. 266 с.

4. СТО 24.09-5821-01-93. Краны грузоподъемные промышленного назначения. Нормы и методы расчета элементов стальных конструкций. М.: ОАО ВНИИПТМАШ—Подъем-транстехника, 1993.

5. РД 24.090.52-90. Руководящий документ. Подъемно-транспортные машины. Материалы для сварных металлических конструкций. М.: Изд—во стандартов, 1991.

6. ОСТ 24.090.72-83. Нормы расчета стальных конструкций мостовых и козловых кранов грузоподъемностью до 50 т. М.: ВНИИПТМАШ, 1983.

7. ГОСТ 28609—90. Краны грузоподъемные. Основные положения расчета. М.: Изд—во стандартов, 1990.

8. РТМ 24.190.07—85. Нормы расчета стальных конструкций мостовых кранов грузоподъемностью свыше 50 т. М.: НИИинформтяжмаш, 1977.

9. Курсовое проектирование грузоподъемных машин: Учебное пособие для студентов вузов / С. А. Казак, В. Е. Дусье, Е. С. Кузнецов и др.; под ред. С. А. Казака. М.: Высшая школа, 1989. 319 с.

10. Богинский К. С., Зотов Ф. С., Николаевский Г. М. Мосто­вые металлургические краны. М.: Машиностроение, 1970. 300 с.

11. Справочник по кранам: В 2 т. Т. 2. Характеристика и конструктивные схемы кранов. Крановые механизмы, их детали и узлы. Техническая эксплуатация кранов / М. П. Александров, М. М. Гохберг, А. А. Ковин и др.; под общ. ред. М. М. Гохберга. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд.,1988. 559 с.

12. Казак С. А. Динамика мостовых кранов. М.: Машиностроение, 1968. 332 с.

13. Гохберг М. М. Металлические конструкции подъемно-транспортных машин. 3-е изд., перераб. и доп. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд.,1976. 456 с.

14. Металлические конструкции: Справочник пректировщика / под ред. Н. П. Мельникова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Стройиздат, 1980. 776 с.

15. Пособие по расчету элементов стальных конструкций грузоподъемных кранов (к СТО 24.09-5821-01-93). М.: ОАО ВНИИПТМАШ—Подъемтранстехника, 1993.

16. Металлические конструкции. В 3 т. Т.1. Общая часть / под ред. В. В. Кузнецова. М.: Изд-во АСВ, 1998. 576 с.

17. РД 22-207-88. Машины грузоподъемные. Общие требования и нормы на изготовление. М.: Изд—во стандартов, 1989.

18. РД 24.090.97-98. Оборудование подъемно-транспортное. Требования к изготовлению, ремонту и реконструкции металлоконструкций грузоподъемных кранов. М.: Изд—во стандартов, 1999.

19. Николаев Г. А., Винокуров В. А. Сварные конструкции. Расчет и проектирование. М.: Высшая школа, 1990. 446 с.

20. Концевой Е. М., Розеншейн Б. М. Ремонт крановых металлоконструкций. М.: Машиностроение, 1979. 206 с.

21. Допуски и посадки: Справочник. В 2 ч. / под ред. В. Д. Мягкова. 5-е изд., перераб. и доп. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд., 1979. Ч.1. 544 с.


Учебное издание

Дусье Виктор Евгеньевич

Наварский Юрий Владимирович

Жегульский Владимир Павлович

Расчет и проектирование



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: