ИНВЕСТИЦИИ
Рекомендована Учебно-методическим советом ВШЭМ
для направлений подготовки:
Код ООП | Направление/ специальность | Профиль | Код дисциплины по учебному плану |
38.03.01 | Экономика | Финансы и кредит | Б.3.22. |
Екатеринбург 2016
Рабочая программа составлена авторами:
№ п/п | ФИО | Ученая степень, ученое звание | Должность | Кафедра | Подпись |
Юзвович Лариса Ивановна | Д.э.н., доцент | профессор | Кафедра финансов, денежного обращения и кредита | ||
Юдина Елена Александровна | Ассистент | Кафедра финансов, денежного обращения и кредита |
Согласовано:
Отдел проектирования образовательных программ Р.Х. Токарева
Председатель учебно-методического совета ВШЭМ Е.С. Авраменко
Протокол № __ от 24.06.2016 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
Программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования
Код направления/ специальности | Название направления/ специальности | Реквизиты приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и вводе в действие ФГОС ВПО | |
Дата | Номер приказа | ||
38.03.01 | Экономика | 12.11.2015 |
Цели дисциплины
Знать способы организации и проведения научных исследований в области инвестиционного рынка национальной экономики.
Уметь осуществлять поиск и анализ источников финансово-инвестиционной информации для проведения расчетов по финансированию и привлечению инвестиций, управлению денежными потоками предприятий с использованием финансово-кредитного механизма, разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных финансовых рынках.
Владеть навыками анализа источников информации для проведения финансово-экономических расчетов.
Место дисциплины в структуре модуля и основной образовательной программы
Внутренне содержание дисциплины «Инвестиции » базируется на взаимодействии со следующими дисциплинами: «Макроэкономика», «Деньги, кредит, банки», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Финансы», «Корпоративные финансы».
Значение дисциплины в освоении конкретных компетенций и их компонентов
Дисциплина «Инвестиции » имеет существенное значение в освоении и углублении следующих компетенций:
способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3);
способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);
способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7).
Трудоемкость освоения дисциплины
Для очной формы обучения
Виды учебной работы, формы контроля | Всего, час. | Учебные семестры | ||||||
N1 | N2 | N3 | N4 | N5 | N6 | N7 | ||
Аудиторные занятия, час. | ||||||||
Лекции, час. | ||||||||
Практические занятия,час. | ||||||||
Самостоятельная работа студентов, час. | ||||||||
Вид промежуточного контроля | З | З | ||||||
Общая трудоемкость по учебному плану, час. | ||||||||
Общая трудоемкость по учебному плану, з.е. |
Для заочной формы обучения в нормативные сроки
Виды учебной работы, формы контроля | Всего, час. | Учебные семестры | ||||||
N1 | N2 | N3 | N4 | N5 | N6 | N7 | ||
Аудиторные занятия, час. | ||||||||
Лекции, час. | ||||||||
Практические занятия,час. | ||||||||
Самостоятельная работа студентов, час. | ||||||||
Вид промежуточного контроля | З | З | ||||||
Общая трудоемкость по учебному плану, час. | ||||||||
Общая трудоемкость по учебному плану, з.е. |
Для заочной формы обучения в сокращенные сроки
Виды учебной работы, формы контроля | Всего, час. | Учебные семестры | ||||||
N1 | N2 | N3 | N4 | N5 | N6 | N7 | ||
Аудиторные занятия, час. | ||||||||
Лекции, час. | ||||||||
Практические занятия,час. | ||||||||
Самостоятельная работа студентов, час. | ||||||||
Переаттестация, час | ||||||||
Вид промежуточного контроля | З | З | ||||||
Общая трудоемкость по учебному плану, час. | ||||||||
Общая трудоемкость по учебному плану, з.е. |
Краткое описание дисциплины
Аннотация содержания. Инвестиционные отношения затрагивают все основные стороны общественной жизни. Без них невозможно существование любого государства, его эффективное функционирование. Это сложные экономические отношения, возникающие в процессе образования и использования государственных фондов денежных средств и играющие важную роль в эффективном функционировании экономики. Финансовые вопросы включают в себя: порядок формирования и распределения средств бюджетных фондов всех уровней власти, функционирование внебюджетных фондов, налоговые взаимоотношения, вопросы финансового планирования и контроля, деятельность финансовых органов всех уровней, формирование основных направлений финансовой политики государства на перспективу и текущий период.
Особенности освоения дисциплины. Курс «Инвестиции» предусматривает деление дисциплины на несколько частей. Теоретическая часть дисциплины предполагает освоение теоретических аспектов, терминов, дискуссионных вопросов, практическая – изучение законодательных основ функционирования инвестиционной системы, рассмотрение современных технологий инвестиционных расчетов.
Студенты изучают дисциплину «Инвестиции» в соответствии с утвержденным учебным планом направления бакалавриата 38.03.01 Экономика в форме лекционных и семинарских занятий. По окончанию изучения дисциплины «Инвестиции» сдается зачет.
Обучающие технологии. В ходе преподавания используются традиционные формы обучения в виде лекций и семинарских занятий с применением IT-технологий с обязательной практической направленностью, с использованием наглядных пособий, раздаточного материала, видеоматериалов. С целью формирования необходимых компетенций, востребованных работодателями, используются следующие виды лекций: лекция-консультация, лекция- дискуссия, лекция- исследование, лекция с применением техники обратной связи.
В ходе изучения дисциплины «Инвестиции» применяются следующие обучающие технологии: проблемное обучение (групповые дискуссии по теории), обучение на основе опыта (дебаты в форме «вектор динамики»), командная работа (подготовка презентаций по исследовательским проектам по конкретным инвестиционным институтам), игровые (деловая, ролевая игра), решение вариативных тестов и заданий.
Авторские приемы: системный подход в представлении основ инвестиционного менеджмента, комплексность как бизнес-видение взаимосвязей субъектов инвестирования, ориентированность на конечный результат в освоении знаний, получении умений, формировании компетенций в сфере управления инвестиционными отношениями государственного сектора экономики.
Методическая новизна в преподавании обосновывается повсеместным внедрением в учебный процесс активных и интерактивных форм проведения занятий: «case-study», ситуационные задания, дискуссии, использование общественных ресурсов (научные конференции, конкурсы, выставки, экскурсии).
Особое значение придается самостоятельной работе студентов. Тщательное методическое обеспечение самостоятельной работы студентов: разработка творческих заданий, исследовательская работа в малых группах, формирование расчетно-статистических материалов, подготовка аналитических справок и экспертных заключений, проектирование и моделирование видов профессиональной деятельности в рамках дисциплины, создание реальных сценариев, контроль и публичная оценка результатов выполнения. Использование слушателями в ходе выполнения заданий научных, аналитических и практических публикаций в периодических изданиях «Российская газета», «Бизнес и банки», «Финансовая газета», «Экономика и жизнь», «Деньги и кредит», «Банковское дело», «Финансы и кредит», «Вопросы экономики», «Рынок ценных бумаг», «Эксперт», «Деньги», «Коммерсант», «Банк», «Инвестиции» и другие.
В процессе изучения дисциплины можно использовать современные источники получения информации: Интернет (информационные и аналитические сайты), информационные системы «Консультант плюс» и «Гарант», рекомендуемые законодательные акты. Обучающиеся, успешно освоившие программу дисциплины «Инвестиции», получают знания в объеме базовых понятий и принципов функционирования инвестиционной системы; освоят конкретные методы постановки и решения бизнес-задач в сфере управления инвестиционными отношениями.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код разделов и тем | Раздел, тема дисциплины | Содержание |
Т1 | Тема 1. Экономическая сущность и виды инвестиций | Экономическая природа инвестиций. Дискуссионные вопросы экономической сущности инвестиций. Место и роль инвестиций на финансовых рынках. Функции инвестиций. Структура инвестиций. Реальные и финансовые инвестиции. |
Т2 | Тема 2. Классификация инвестиций по разным признакам. Структура инвестиционного рынка России. | Классификация инвестиций. Структура инвестиционного рынка России. Рынок объектов реального инвестирования. Факторы неэффективного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Реальное инвестирование как основа инвестиционной деятельности российских предприятий в условиях модернизации инвестиционного процесса. Сравнительный анализ различных сегментов международного инвестиционного рынка в условиях глобализации экономики на основе мирохозяйственных связей: на примере европейского, американского и азиатско-тихоокеанского рынках. |
Т3 | Тема 3. Источники финансирования инвестиций | Источники финансирования инвестиций. Собственные средства: прибыль, амортизация. Заемные средства. Привлеченные средства. |
Т4 | Тема 4. Финансово-кредитный механизм привлечения инвестиций | Способы привлечения инвестиций. Концессии как инструмент государственно-частного партнерства в инвестиционной сфере субъектов экономических отношений. Особенности деятельности совместных предприятий в условиях интеграции инвестиционного капитала. Особые экономические зоны как эффективная форма кластерного привлечения инвестиций. Интерактивная позиция международного лизинга как составляющая финансово-кредитного механизма привлечения дополнительных ресурсов для целей реального инвестирования. |
Т5 | Тема 5. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов | Статические и динамические методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Чистая текущая стоимость проекта. Рентабельность инвестиций. Внутренняя норма прибыли. Срок окупаемости. Ставка дисконта. |
Т6 | Тема 6. Инвестиционная политика государства | Государственная инвестиционная политика и ее цели. Принципы формирования и реализации инвестиционной политики государства: системности, приоритетности, эффективности и контроля. Механизм реализации инвестиционной политики. Прямые и косвенные методы регулирования инвестиционной деятельности. Отраслевая инвестиционная политика и ее этапы реализации. |
Т7 | Тема 7. Инвестиционный климат в России | Кластеризация экономических факторов, определяющих инвестиционный климат в России. Количественные характеристики инвестиционного климата. Сравнительный анализ результирующих показателей инвестиционной деятельности в национальной экономике. Различные методики оценки инвестиционного климата. Проблемы и перспективы формирования инвестиционного климата в РФ. |
Т8 | Тема 8. Инвестиционная привлекательность | Инвестиционная привлекательность на макро и микро уровнях экономической системы. Показатели оценки инвестиционной привлекательности. Этапы построения рейтинга инвестиционной привлекательности. Интегральный уровень инвестиционной привлекательности. Основные составляющие инвестиционной привлекательности. |
Т9 | Тема 9. Инвестиционные риски | Понятие и виды инвестиционных рисков. Классификация инвестиционных рисков. Оценка инвестиционных рисков. Методы управления инвестиционными рисками. |
3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
(по очной форме обучения)
(по заочной форме обучения в нормативные сроки)
(по заочной форме обучения в сокращенные сроки)