Законодательная инициатива принадлежит правительству (кабинет министров) и палатам парламента, монарх.
Закон становится таковым, если он принят двумя палатами (есть некоторые исключения из этого правила в пользу нижней палаты) и подписан монархом. Король подписывает все законы, и на основании конституционного обычая почти 300 лет не применяет принадлежащего ему права вето.
Вето палаты лордов может быть преодолено нижней палатой простым большинством голосов.
Проект закона (билль) может быть внесен в любую палату (на практике сначала рассматривается палатой общин). Монарх обладает законодательной инициативой, но от его имени законопроекты представляют министры. Подавляющее большинство законопроектов, как и в других странах, принимается по инициативе правительства (в Великобритании — 95%).
Для обсуждения законопроектов членов парламента выделяется лишь один день в неделю. Законопроект рассматривается в трех чтениях:
1. В первом чтении клерк палаты лишь зачитывает его заголовок,
2. Во втором чтении обсуждаются основные положения законопроекта, после чего он передается в один, а иногда в несколько смежных парламентских комитетов, где проходит постатейное обсуждение с поправками и голосованием. После возвращения из комитета второе чтение в палате продолжается, могут быть внесены поправки, принимаемые путем голосования.
3. Третье чтение заключается в общей дискуссии по проекту с предложениями за его принятие или против, но нередко вместо такой дискуссии спикер просто ставит проект на голосование («за» и «против»). Для дискуссий по проекту необходимо присутствие 40 членов палаты, но для принятия закона требуется большинство голосов общего числа членов палаты.
Если проект принят, он передается в палату лордов, где происходит аналогичная процедура.
Традиционно к полномочиям палаты общин относят финансовые полномочия. Закон о бюджете всегда принимается сначала нижней палатой. Его вносит только правительство, поправки депутатов возможны лишь по согласованию с соответствующим министром. Полномочия палаты в отношении закона о бюджете ограничены. Они ограничены и в отношении других финансовых и «денежных» биллей (между этими понятиями есть некоторое различие, а решение о том, каким является билль — финансовым или «денежным», принимает спикер палаты общин). Эти законы также обсуждаются сначала в нижней палате и должны быть приняты верхней в течение месяца. После истечения этого срока закон вступает в силу без согласия палаты лордов.
Контроль За управлением, за деятельностью правительства (практически палата общин).
Юридически правительство несет коллективную ответственность перед палатой общин. Палата общин может потребовать отставки министра, но премьер-министр решает, уйдет ли в отставку все правительство или только виновный министр (чаще всего из-за неэтичного поведения).
1. Вотум недоверия бывает только связанным т.е. он ставится самим правительством в связи с предлагаемым им законопроектом: правительство заявляет, что если билль не будет принят, те оно уйдет в отставку, оказывая тем самым давление на палату общин. Применяется очень редко.
2. Резолюция порицания предлагается оппозицией и вносится довольно часто, но почти всегда отклоняется партийным большинством. В единичных случаях она принимается, если часть депутатов от правящей партии голосует вместе с оппозицией, составляя таким образом парламентское большинство.
3. Вопросы к премьер-министру (наиболее распространена, для них отводится специальное время один раз в неделю) и к министрам («час вопросов» бывает четыре дня в неделю — это обычно 40—50 минут сразу после открытия пленарного заседания). На заседании в среднем задается 20—25 устных и письменных вопросов, министр успевает ответить приблизительно на 8—9 из них. Он может отказаться отвечать по вопросам общественной безопасности, коммерческой тайны, личного характера. Министр может отказаться отвечать на вопрос, если считает, что для подготовки ответа необходимы затраты, превышающие 200 ф. ст.
4. Дебаты по общим вопросам политики, которые обычно предлагаются оппозиции. В связи с этим премьер-министр регулярно выступает перед парламентом и каждый министр кабинета выступает раз в месяц. Общей политике правительства посвящены также ежегодные дебаты в связи с тронной речью монарха в парламенте при открытии его сессии.
5. Парламентские специальные комитеты: с 1979 г. министры приглашаются ими (и не осмеливаются не явиться) для объяснений. Помимо него существуют и другие уполномоченные парламента (парламентские комиссары, омбудсманы) — по здравоохранению, местному самоуправлению и т.д., которые осуществляют контроль в своих сферах.
8. Глава государства Великобритании. Правовое положение и роль в политической системе.
Глава Великобритании - монарх, ему же теоретически принадлежит исполнительная власть, составная часть парламента. На деле он не участвует в законодательстве (право вето не применяет), исполнительной властью не обладает.
Правовое положение.
1. занимает пост по наследству, применяется кастильская система наследования. Различают 4 основные системы престолонаследия:
- салическая система, при которой наследование осуществляется только по мужской линии;
- кастильская система, при которой предпочтение отдается мужчинам;
- австрийская система, при которой женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий,
- шведская – мужчины и женщины равноправны.
Сейчас династия Виндзоров.
2. Символ единства нации, преемственности государства, гарантия стабильности в обществе.
3. Монарх — лицо неприкосновенное, он не подлежит уголовной, административной, гражданской ответственности, не может быть задержан и т.д.
4. Монарх политически нейтрален, не является членом какой-либо партии, не подлежит политической ответственности в связи с управлением государством: за монарха отвечают его министры.
5. Глава англиканской церкви.