СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10




ИСП

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Европейская и Североамериканская социальная педагогика XVII – XVIIIвв. (2 часа)

Основные понятия: благотворительность, милостыня, нищий, гуманизм.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Общая характеристика эпохи Просвещения.

2. Педагогические идеи В. Ратке.

3. Основные положения педагогического учения Я.А. Коменского и их отражение в «Великой дидактике» и «Материнской школе».

4. Философско-педагогические воззрения Джона Локка и их воплощение в «Мыслях о воспитании».

- Теория естественного права в педагогике Дж.Локка.

- Сущность воспитания «джентльмена».

- Основные факторы, способствующие развитию личности ребенка.

5. Ж.-Ж. Руссо об образовании и воспитании. Педагогический роман писателя «Эмиль, или О воспитании».

- Социально-философские основы педагогической концепции Ж.Ж. Руссо.

- Принципы естественности и свободы развития и воспитания ребенка в педагогической теории Ж.-Ж.Руссо.

- Возрастная периодизация детства у Руссо.

- «Метод естественных последствий» и его педагогическая характеристика.

- Особенности воспитания и обучения Эмиля в различные возрастные периоды.

- Проблема воспитания и обучения женщины в трудах Руссо.

6. Педагогические идеи и образовательные проекты периода Великой французской революции (1789-1794).

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Лекция.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики): учебник / под ред. В.И. Беляева. – М., 2003.

История социальной педагогики: хрестоматия-учебник: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С.25 – 37, 134 – 150, 163 – 181.

Дополнительная:

1. Аксиомы Джона Локка // Народное образование. – 2002. - №1. – С.219.

2. Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского / Пер. с нем. – М., 1957.

3. Антология педагогической мысли: В 3 т. /Сост. К.И. Салимова. – М.: Высшая школа, 1988.

4. Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо / Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. – М.: Мысль, 1984. – С.83-139.

5. Барская Т. Жан_Жак Руссо / Писатели Франции. – М.: Просвещение, 1964. – С.234-248.

6. Васильев В.А. Дж. Локк о воспитании добродетели // Социальные гуманитарные знания. – 2002. - №2. – С.181.

7. Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1992.

8. Гельвеций К.А. О человеке // Соч.: 2-х т. – М., 1974. – Т.2.

9. Гессен С.И.Идеал свободного воспитания // В кн.: Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995. – С. 40-64.

10. Горностаев П.В. Национальное и интернациональное в педагогической теории Я.А. Коменского // Русский язык в СНГ. – 1992. - №4-6. – С.20.

11. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992. Гл. 1.

12. Дидро Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» // Соч.: В 2-х т. – М., 1975. – Т.2.

13. Занадворова Т. Жан-Жак Руссо: К 250-летию со дня рождения // Литература в школе. – 1962. - №3. – С.82-85.

14. Златопольская А.А. Под маской «бедного Жан Жака» А.М. Белосельский-Белозерский и апокрифические сочинения Ж.-Ж. Руссо в русской культуре // Человек. – 2005. - №5. – С.124-134

15. Кишкин Л.С. Литературное наследие Я.А. Коменского и русская культура / Чешско-русские литературные и культурно-исторические контакты. – М.: Наука, 1983. – С.76-96.

16. Коменский Избр. пед. соч.: В 2-х т. – М., 1982.

17. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г.Педагогическое наследие. – М., 1987.

18. Кондрашов Н.А. Ян Амос Коменский [К 400-летию со дня рождения] //Русский язык в школе. – 1992. - №1. – С.98.

19. Коханова Л. Согласно с природой [Идея природосообразности у Руссо, Песталоцци, Коменского] // Вестник высшей школы. – 1992. - №2. – С.29.

20. Красновский А.А. Ян Амос Коменский. – М., 1953.

21. Кумарин В. Джон Локк и генетики // Народное образование. – 1999. - №9. – С.241.

22. Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII века / Эпоха просвещения. – М.: Наука, 1967. – С.208-281.

23. Моруа А. Литературные портреты. – М., 1970. – С.53-67.

24. Мотрошилова Н.В. Познание и общество. – М., 1969. – С.232-237, 244-263.

25. Нарский И.С. Джон Локк и его теоретическая система / Локк Д. Сочинения в 3-х Т.т.. – Т.1. – М.: Мысль, 1985. – 621с.

26. Нарский И.С. Западно-европейская философия 18 века. – М., 1973. – С.15-89.

27. Оконь В. Жан-Жак Руссо (1712-1778) / Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990. – С.41-42.

28. Оконь В. Ян. Амос Коменский (1592-1670) / Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990. – С.39-41.

29. Плеханов А. Коменский Я.А.: Материнская школа. – Дошкольное воспитание. – 1992. - №5-6. – С.41.

30. Политические учения Нового времени: Джон Локк / Политические учения: история и современность. Домарксистская политическая мысль. – М., 1976. – 313-347.

31. Политические учения: история и современность. Домарксистская политическая мысль. – М., 1976. – С.368-384.

32. Равкин З.И. Великий реформатор школы // Педагогика. – 1992. - №5-6, С.81.

33. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения В 2-х Т.Т. – М.: Педагогика, 1981.

34. Рыбин В.Л. Педагогика нравственно-гуманистического воспитания Дж. Локка // Педагогика. – 2005. - №7. – С.67-75.

35. Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. – М., 1970. – С.320-343.

36. Смоляницкий С. Три века Я.А. Коменского. – М., 1987.

37. Смоляницкий С.В. Я.А. Коменский и мы: О педагогическом наследии чешского мыслителя и основателя педагогической науки // Советская педагогика. – 1987. - №6. – С.109-113.

38. Соэтар М. Портрет педагога. Жан-Жак Руссо [1712-1778] // Перспективы. – 1992. - №1-2. – С.156.

39. Степашко Л.А. Человек в концепции Я.А. Коменского // Педагогика. – 1992. - №5-6. – С.89.

40. Шагинян М. Об искусстве и литературе. – М., 1958. – С.540-558.

41. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. – М., 1991

42. Шкуропий К.В. История образования и педагогической мысли За рубежом: Уч. мет. пособ. – Армавир: АГПУ, 2003. – 56с.

Задания для СРС

Вопросы и задания

Выделите причины усиления социальной функции воспитания по мере развития общества.

Раскройте основные направления социально-педагогической практики.

Подготовить доклады на следующие темы:

Благотворительная деятельность церкви и ее социально-педагогический смысл.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: Взаимопомощь у славян как прообраз социальной помощи в Древней Руси. (2 часа)

Основные понятия: цивилизация, цивилизационный подход, «Домострой», «народная педагогика», традиция, Московский Воспитательный Дом, соборность, призрение, благотворительность, зазорные дети, народная педагогика.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Родовые обычаи как основа социальной взаимопомощи у древних славян

2. Принятие христианства и его роль в оказании помощи нуждающимся в Древней Руси.

3. Проблема нищенства и нищелюбия на Руси в период IХ – ХYI вв.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Лекция.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Антология социальной работы. Т. 1-3. М., 1994 - 95.

2. Бадя Л.В. и др. Исторический опыт социальной работы в России. –М, 1994.

3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994.

4.История социальной педагогики: Учебник / Под ред. В.И. Беляева. М., 2003.

5.Спирина В.И., Спирина М.Л. Очерки истории социальной работы на Кубани. – Армавир, 2008.

6.Фирсов М.В. История социальной работы. – М, 2004.

7. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. – М, 1998.

1999. – Гл. 2.

Дополнительная

1. Антология социальной работы: в 3 т. / сост. М.В. Фирсов. – М., 1994 – 1995.

2. Гройс, Б. Поиски русской национальной идентичности / Б. Гройс // Вопросы философии. – 1992. – № 1.

3. Ионов, Н.Н. Россия и современная цивилизация / Н.Н. Ионов // Отечественная история. – 1992. – № 4.

4. Кузьмин, К.В. История социальной работы за рубежом и в России с древности до начала XX века) / К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин. – М.: Академический проект; Екатеринбург, 2002.

5. Ключевский, В.О. Два воспитания / В.О. Ключевский // Собр. соч.: в 9 т. – М.: Мысль, 1990. – Т. IX. – С. 5 – 28.

6. Фирсов, М.В. История социальной работы / М.В. Фирсов. – М.: Академический проект: Трикиста, 2004.

 

Задания для СРС

Вопросы и задания

1.Каковы традиционные формы социальной помощи наиболее характерны для периода Древней Руси?

2.Дайте характеристику славянского рода как основы проявления социальной взаимопомощи.

3.Раскройте содержание понятие «нищелюбие».

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема: Государственное социальное воспитание в ХVIII в. (2 часа)

Основные понятия: Ведомство учреждений императрицы Марии, Московский Воспитательный дом, призрение, благотворительность, Приказы общественного призрения, земства, народная школа.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1.Реформы Петра I в области социальной политики: основные направления, формы и виды призрения.

2.Создание системы государственно-общественной благотворительности при Екатерине II.

3. Социально-педагогические идеи И.И. Бецкого (Идея выведения новой породы людей)

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Лекция.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Антология социальной работы. Т. 1-3. М., 1994 - 95.

2.Бадя Л.В. и др. Исторический опыт социальной работы в России. –М, 1994.

3.Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994.

4.История социальной педагогики: Учебник / Под ред. В.И. Беляева. М., 2003.

5.Спирина В.И., Спирина М.Л. Очерки истории социальной работы на Кубани. – Армавир, 2008.

6.Фирсов М.В. История социальной работы. – М, 2004.

7.Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. – М, 1998

Дополнительная:

Волков, Н. Краткий очерк Императорского Человеколюбивого общества // Антология социальной работы / Н. Волков; под ред. М.В. Фирсова – Т. 1.– М., 1994. – С. 153 – 162.

Максимов, Е. Историко-статистический очерк благотво-

рительности и общественного призрения в России //Антология социальной работы / под. ред М.В. Фирсова.– Т. 1. – М., 1994. – С. 22 – 29.

4. Одоевский, В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами / В.Ф. Одоевский // Избр. пед. соч. – М., 1955.

5. Стог, А. Об общественном призрении в России // Антология социальной работы / под ред. М.В. Фирсова. – М., 1995. – Т. 3. – С. 26 – 31.

Задания для СРС

Вопросы и задания

1. Раскройте основные направления деятельности Петра Первого в области защиты детей и сирот.

2. Какие виды благотворительных учреждений были введены при Петре?

3. Дайте характеристику системы благотворительных учреждений при Екатерине II.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема: Теория и практика социального воспитания в начале ХХ в. (2 часа)

Основные понятия: принцип общественности, вольные школы, скаутинг, клубы, антропоцентризм, внешкольное образование, общественное призрение, свободное воспитание, «педагогика среды», Дом свободного ребенка, «Сеттльмент».

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Социальная педагогика П. Наторпа.

2. Педагогика среды. Идеи свободного воспитания (К.Н.Венцель, С.Т. Шацкий)

3. Организация детских летних колоний, обществ («Сеттлемент», «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкий)

4. Развитие скаутского движения.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Лекция.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Антология социальной работы. Т. 1-3. М., 1994 - 95.

2.Бадя Л.В. и др. Исторический опыт социальной работы в России. –М, 1994.

3.Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994.

4.История социальной педагогики: Учебник / Под ред. В.И. Беляева. М., 2003.

5.Фирсов М.В. История социальной работы. – М, 2004.

6.Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. –

Дополнительная:

Алиева, Л.В. Детское движение – субъект воспитания: теория, история, практика / Л.В. Алиева. – М.: МАКС Пресс, 2002.

Антология социальной работы: в 3 т. / сост. М.В. Фирсов. – М., 1994 – 1995.

Бим-Бад, Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: лекции по педагогической антропологии и философии образования / Б.М. Бим-Бад. – М., 1994.

Дриль, Д.А. Явления ранней развращенности и преступности у детей и подростков, их ближайшие причины и общественное значение / Д.А. Дриль // Отечественная социальная педагогика: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. и авт. предисл. Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. – С. 315 – 327.

Егоров, С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века: ист.-пед. очерк / С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1987.

Корнетов, Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса / Г.Б. Корнетов. – М., 1994.

Кудинов, В.А. Юная Россия. История детского и молодежного движения в России в XX веке / В.А. Кудинов, А.Я. Лейкин. – СПб., 2000.

Левицкая, Е.С. Школа Левицкой //Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. / Е.С. Левицкая; сост. П.А. Лебедев. – М., 1990. – С. 491 – 499.

Никитин, В.А. Начала социальной педагогики: учеб. пособие / В.А. Никитин. – М., 1999.

Просветова, Т.С. Исторические предпосылки становления социальной педагогики в России (начало XX века) / Т.С. Просветова // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 6. – С. 192 – 202.

 

Задания для СРС

Вопросы и задания

Каковы объективные условия развития социальной педагогики в России в начале XX века?

Раскройте основные характеристики социально-педагогической теории России.

Раскрыть сущность понятия «общественность» в концепциях русских педагогов.

Идеи С.Т. Шацкого как социально-педагогическая теория.

Определите социально-педагогические аспекты в педагогических взглядах представителей второй половины XIX в.

Темы для сообщений

Отечественная философия как основа развития социального направления в отечественной педагогике второй половины XIX в.

Идеи скаутизма на российской почве в начале XX в.

Роль педагогики как науки в новых социально-экономических условиях России.

Педагогическая антропология как условие развития социально-педагогических взглядов.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Тема: Развитие педагогики в России до 90-х годов XIX в. (4 часа)

Основные понятия: принцип общественности, вольные школы, скаутинг, клубы, антропоцентризм, внешкольное образование, общественное призрение, свободное воспитание, «педагогика среды», Дом свободного ребенка, «Сеттльмент».

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Создание закрытых учебно-воспитательных заведений (Царскосельский лицей, кадетские корпуса и военные гимназии).

2. Средняя и начальная школа.

3. Женское и педагогическое образование.

4. Развитие научно-педагогических теорий.

5. Н.А.Корф - основатель земских училищ.

6. С.А.Рачинский и сельская школа.

7. Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова.

8. Этапы педагогической деятельности Л.Н.Толстого. Реализация им идеи свободы воспитания в Яснополянской школе. Основные положения его теории.

9. Педагогическая система К.Д.Ушинского. Его дидактические взгляды и учебные книги для первоначального обучения. Идея народности и роли родного языка как ее выразителя.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Лекция.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Анищенко О.А. Символика цвета в школьной среде XIX в. // Русский язык в школе. – 2005. - №1. – С. 101.

2. Брежнев А. Пирогов – М.: Молодая гвардия, 1990.

3. Бутов А.Ю. Проблема кризиса традиции образования и воспитания в общественно-политическом движении России второй половины XIX века // Мир психологии. – 2004. - №1. – С.268.

4. Волосникова Л.М. Университетский устав Российской империи 1804г.: Режим академической свободы // История государства и права. – 2006. - №4. – 33-37.

5. Гизей Ю.Ю. Законодательное регулирование деятельности церковных школ в России в 1884-1917 гг. // Право и образование. – 2006. - №1. – С. 165-178.

6. Гладких З.И. Творческое наследие К.Д. Ушинского как источник художественно-педагогической антропологии // Искусство и образование. – 2005. - №1. – С. 31.

7. Днепров Э.Д. Попытка контрреформы среднего женского образования 1884-1894 гг. // Вопросы образования. – 2006. - №2. – С. 241-247.

8. Ермаков А.В. Корни традиции (Особенности формирования консервативных идей в контексте процесса просвещения в России XVIII – начале XIX в.) // Образование. – 2004. - №8. – С.48.

9. Есенина Е.Ю. Проблема телесных наказаний в дореволюционной российской школе // Педагогические науки. – 2006. - №1. – С. 16-21.

10. Заврзина Л.Э. А.Н. Страннолюбский и женское образование в России // Педагогика. – 2006. - №4. – С.67.

11. Заозерская С.В. Женское образование на Архангельском севере (вторая половина XIX начало ХХв) // Педагогика. – 2005. - №5. – С. 87-90.

12. Колягина Ю.М. Организация народного образования России. Вторая половина XIX в. // Начальная школа. – 2006. - №1. – С. 95 – 101.

13. Кондратьева Г.В. Экзамены на аттестат зрелости в гимназиях (По материалам второй половины XIX в.) // Открытая школа. – 2006. - №2. – С. 40-43.

14. Кошман Л.В. Какое образование нужно народу? (споры на страницах печати 50-х годов XIX в.) // Вестник МГУ. – сер. 8. – История. – 2005. - №1. – С.3.

15. Круглов Ю.Г. и др. Гуманная педагогика Л.Н. толстого // Социально-гуманитарные знания. – 2004. - №5. – С.349.

16. Куликова С.В. Национальная идея как философская основа становления образовательного идеала в России XIX – начала ХХ в. // Философия образования. – 2004. - №3(11). – С.105.

17. Ломакина М.В. Профессиональная подготовка учителей гимназий в первой половине XIX века // Образование в современной школе. – 2006. - №2. – С.58-63.

18. Никольская А.А. Н.И. Пирогов: нравственный человек – цель воспитания. – Советская педагогика. – 1990. - №11. – С.86.

19. Овчинников А.В. Реформирование школы в царствование Александра II // Педагогика. – 2005. - №5. – С. 79-86.

20. Пирогов Н.И. О воспитании / Умом и сердцем. – М.: Политиздат, 1986. – С.173-187.

21. Пирогов Н.И. о памяти и внимании: Из педагогического наследия Н.И. Пирогова // Семья и школа. – 1981. - №12. – С.32-33.

22. Попова О.Д. Психологический климат в женских епархиальных училищах середины XIX – начала ХХ вв. // Педагогика. – 2005. - №2. – С. 62.

23. Савенок Г.Г. Деятельность Н.И. Пирогова по подготовке учительских кадров // Советская педагогика. – 1985. - №8. – С.113-118.

24. Сазонова М.С. Борьба московской интеллигенции за высшее женское образование в конце XIXв. // Школа. – 2004. - №1(58). – С.41.

25. Саломатина Л.С. К.Д. Ушинский о необходимости сезонного построения хрестоматий по чтению и современные книги по литературному чтению // Начальная школа. – 2005. - №1. – С. 16.

26. Салтанов Е.Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского // Педагогика. – 2004. - №4. – С.56.

27. Сматрова И.В. К вопросу о подготовке учителя гимназии в дореволюционной России // Современные гуманитарные исследования. – 2006. - №2. – С. 265-266.

28. Тарасов А.Б. Лев Толстой и современность: диалоги о воспитании // Студенчество. Диалоги о воспитании. – 2004. - №5. – С.7.

29. Толстой Л.Н. Воспитание и образование [из истории педагогической мысли] // Родительское собрание. – 2004. - №4. – С.3.

Дополнительная:

Бадя, Л.В. Исторический путь социальной работы в России / Л.В. Бадя. – М., 1994.

Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М., Академия, 1999.

Отечественная социальная педагогика: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. и авт. предисл. Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX в. / под ред. Э.Д. Днепрова и др. – М.: Педагогика, 1991.

Алиева, Л.В. Детское движение – субъект воспитания: теория, история, практика / Л.В. Алиева. – М.: МАКС Пресс, 2002.

Антология социальной работы: в 3 т. / сост. М.В. Фирсов. – М., 1994 – 1995.

Беляева, Л.И. Учреждения для несовершеннолетних правонарушителей в России / Л.И. Беляева. – Белгород, 1998.

Дриль, Д.А. Тюрьма и принудительное воспитание // Отечественная социальная педагогика: хрестоматия: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. – С. 304 – 315.

Кудинов, В.А. Юная Россия. История детского и молодежного движения в России в XX веке / В.А. Кудинов, А.Я. Лейкин. – СПб., 2000.

Задания для СРС

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основных субъектов социально-педагогической деятельности указанного периода.

2. Общественно-педагогическое движение как форма социально-педагогической деятельности.

3. Исправительно-воспитательная деятельность в России.

4. «Дом свободного ребенка» как социально-педагогический комплекс.

5. Призрение как социально-педагогическая сфера.

Темы для сообщений

1. Клубы и их социально-педагогическая сущность.

2. Зарождение детского движения в России.

3.Социально-педагогические проекты С.Т. Шацкого до 1917 г.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Тема: Теория и практика социальной педагогики в России в конце XIX – нач. ХХ в. (до 1917 года). (4 часа)

Основные понятия: клуб, народный дом, призрение, благотворительность, общественно-педагогическое движение.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Развитие системы образования в начале ХХ века.

2. Состояние педагогической науки на рубеже веков.

3. Разработка П.Ф.Лесгафтом педагогических проблем с позиции антропологизма.

4. Проблемы педагогической теории П.Ф.Каптерева. Его вклад в разработку отечественной дидактики.

5. Теория свободного воспитания и ее направления. Основные положения К.Н. Вентцеля. Принципы организации «Дома свободного ребенка».

6. Христианско-философское направление педагогической мысли рубежа веков (В.С. Соловьёв, В.В. Зеньковский, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, И.А. Ильин).

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Лекция.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Азаров Ю. Пророческая педагогика И.А. Ильина // Родительское собрание. – 2004. - №3. – С.3.

2. Беленчук Л.Н. Просвещение нерусских народов в России (1861 – 1917гг.) // Педагогика. – 2005. - №8. – С. 76-84.

3. Гизей Ю.Ю. Законодательное регулирование деятельности церковных школ в России в 1884-1917 гг. // Право и образование. – 2006. - №1. – С. 165-178.

4. Глухов А.Г. Время великих потрясений (1907-1917) // Высшее образование сегодня. – 2004. - №10. – С.62.

5. Глухов А.Г. На рубеже веков (1895-1905) // Высшее образование сегодня. – 2004. - №3. – С. 72.

6. Иванов Е.В. Проблема свободы и воспитания во взглядах отечественных мыслителей XIX – начала ХХ вв. // Образование и общество. – 2004. - №5. – С.94.

7. Колыхалов Д.В. Типы школ и эволюция сети школ в начале ХХ века // Образование в современной школе. – 2004. № 12. – С. 49.

8. Куликова С.В. Национальная идея как философская основа становления образовательного идеала в России XIX – начала ХХ в. // Философия образования. – 2004. - №3(11). – С.105.

9. Лебедев П.А. Последняя попытка модернизации просвещения в Российской империи (1915-1916 гг.) // Педагогика. – 2006. - №8. – С.79-82.

10. Липник В.Н. Школьные реформы в России – характеристика реформ школы в дореволюционной России // Образование. – 2003. - №7. – С.50.

11. Липник В.Н. Школьные реформы в России. Характеристика реформ школы в дореволюционной России // Образование. – 2003. - №4. – С.46; Образование. – 2003. - №9. – С.12.

12. Максимова С.И. Вопросы формирования творческой личности ребенка в теории и практике семейного воспитания конца XIX – начала ХХ века. // Одаренный ребенок. – 2006. - №2. – С.9-13.

13. Сматрова И.В. Формирование личности гимназиста в дореволюционной России (воспитательный аспект) // Современные гуманитарные исследования. – 2006. - №2. – С. 267.

14. Филоненко Т.В. Материальное положение учителей в дореволюционной России // Педагогика. – 2004. - №7. – С.65.

15. Филоненко Т.В. Развитие школьного образования в России в начале ХХ в. – Вопросы истории. – 2004. - №9. – С.137.

16. Шеховская Н.Л. И.А. Ильин и К.Д. Ушинский «диалог» о духовности // Педагогика. – 2005. - №10. – С. 68-73.

Дополнительная:

1. Алиева, Л.В. Детское движение – субъект воспитания: теория, история, практика / Л.В. Алиева. – М.: МАКС Пресс, 2002.

2. Антология социальной работы: в 3 т. / сост. М.В. Фирсов. – М., 1994 – 1995.

3. Беляева, Л.И. Учреждения для несовершеннолетних правонарушителей в России / Л.И. Беляева. – Белгород, 1998.

4. Дриль, Д.А. Тюрьма и принудительное воспитание // Отечественная социальная педагогика: хрестоматия: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. – С. 304 – 315.

5. Кудинов, В.А. Юная Россия. История детского и молодежного движения в России в XX веке / В.А. Кудинов, А.Я. Лейкин. – СПб., 2000.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: