Торгово-экономические отношения в 1990-х годах




Доклад на тему

«Отношения России и Франции

В период 90-х годов»

 

 

Выполнила:

Студентка 15(1) группы

Филина Елена Андреевна

Преподаватель:

 

Апатиты

 

Франция была и остается одним из основных политических партнеров России в Европе.

В 1990-е гг. динамика двусторонних отношений была положительной, однако во многом основывалась на личных отношениях Б. Ельцина с президентами Франции Ф. Миттераном (1981—1995) и Ж. Шираком (1995-2007).

Торгово-экономические отношения между Францией и Россией являются второй по значимости после политического взаимодействия основой диалога, ведущегося между Москвой и Парижем.

Характеризуя их, прежде всего следует отметить, что этой сфере присущи три постоянные особенности. Во-первых, это традиционность торгового партнерства между двумя странами, особенно в ХХ в. На протяжении большей части столетия Франция и Россия поддерживали двусторонние экономические связи, тем самым наработав существенный практический опыт, полезный для будущего сотрудничества. Второй особенностью ТЭО в то же время является их определенная ограниченность. Франция и Россия никогда не были основными торговыми партнерами друг для друга, развивая ТЭО в определенных границах. Наконец, третьей особенностью является ярко выраженная зависимость качества ТЭО от состояния политических отношений между Парижем и Москвой. Все три константы не потеряли свою актуальность и в период с 1990-х годах по сей день.

 

 

Торгово-экономические отношения в 1990-х годах

С середины 1980-х гг. развивались новые формы сотрудничества. Так, с 1987 г. в СССР начали создаваться советско-французские совместные предприятия (СП).

На апрель 1990 г. было зарегистрировано 51 таких СП (функционировало около 20% из них), совокупный уставной капитал которых составлял около 300 млн руб., а доля французских партнеров в нем достигала 41%. В сфере услуг было зарегистрировано 30 СП, в промышленности — 17, в агропромышленном комплексе — 4 СП.

Одними из первых были созданы СП Министерства связи СССР и группы «Thomson» (завод по выпуску цветных телевизоров) и СП Министерства металлургии СССР и компании «Pechiney» (завод по производству упаковочных материалов на основе тонких сплавов).

В 1989 г. во время визита М.С. Горбачева во Францию был подписан пакет документов по вопросам развития экономического и научно-технического сотрудничества между Францией и СССР, в том числе Декларация об основных принципах развития и совершенствования экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества. Ее целью было приведение деловых связей двух стран в соответствие с изменившимися экономическими, политическими и социальными условиями.

Последним значимым актом в истории советско-французских ТЭО стало подписание в 1990 г. двумя странами Программы экономического, промышленного, научного и технического сотрудничества на период 1991-1995 гг. Программа была масштабной: она предполагала развитие отношений в 10 секторах экономики в связи с переходом Советского Союза к рыночной экономике. Тогда же Ф. Миттеран выделил М. Горбачеву кредит на 5 млрд франков для финансового обеспечения рыночных реформ и закупки во Франции зерна и промышленной продукции. Другие 5 млрд франков Франция обещала выделить чуть позже. Исходя из этого, можно предположить, что у советско-французского экономического сотрудничества, несомненно, были благоприятные перспективы, однако распад СССР и появление на мировой арене Российской Федерации положили начало новому периоду в истории ТЭО между Парижем и Москвой.

С начала 1990-х годов по сей день характер российско-французских ТЭО существенно изменился. Несмотря на то что для новой России Европейский Союз сразу стал главным экономическим партнёром, на долю ЕС в 1992-1998 гг. приходилось не менее 30% российского товарооборота, именно для Франции период 1990-х годах оказался неблагоприятным в плане развития ТЭО с Россией. Французские промышленники, привыкшие к налаженному взаимодействию с госпредприятиями СССР, не сумели быстро адаптироваться к новым условиям. Структура ТЭО между Францией и Россией изменилась: теперь в России были востребованы не французская продукция тяжелого машиностроения под ключ, а товары бытового потребления и изделия легкой промышленности. Французские предприятия потеряли опорные точки на российском рынке. С 1992 по 1997 гг. российско-французская торговля сократилась: если в 1992 г. товарооборот России с Францией составлял 3,3 млрд долл., то в 1993 г. он упал до 2,4 млрд, и в 1997 г. достиг лишь 3,2 млрд долл. В то же время объем товарооборота России с Германией с 1992 по 1997 гг. вырос с 12,9 млрд до 13,2 млрд долл., России с Италией с 6 млрд до 6,2 млрд, а России с США с 3,6 млрд до 8,8 млрд долл.

Очевидно, во Франции чувствовали, что необходимо предпринимать шаги для исправления ситуации, но в 1998-1999 гг. по российско-французским ТЭО ощутимо ударили как экономический кризис в России, так и ухудшение политических отношений России с Западом. В связи с экономическим кризисом серьезно пострадала торговля, в результате замораживания Москвой выплаты долгов и девальвации рубля французские банки, опасаясь рисков, сократили свое присутствие на российском рынке. Во-вторых, политический кризис 1999 г. в отношениях России с Францией и с ЕС в целом, вызванный войной НАТО против Югославии и контртеррористической операцией российской армии в Чечне, еще сильнее ударил по диалогу России с Францией. Торговый дефицит Франции в торговле с Россией серьезно увеличился: если в 1997 г. Франция поставляла в РФ товары на 15 млрд франков, то в 2000 г. на 10 млрд. Причина сокращения французского экономического присутствия в России была комплексной: это не только влияние кризиса, но и осторожная позиция, занятая французскими компаниями в отношении развития бизнеса в неспокойной России.

7 февраля 1992 г. Франция признала РФ как страну-правопреемницу СССР. Главным документом, закрепляющим отношения между Россией и Францией, является Договор от 7 февраля 1992 года. Он утверждает стремление обеих стран развивать «новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве». С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно расширилась — заключено более двух десятков соглашений в различных сферах двустороннего сотрудничества.

Развивалось научно-техническое сотрудничество двух стран по ряду направлений, особенно в области исследования космического пространства, в атомной энергетике, медицине, нефтяной, газовой, химической промышленности, в области транспорта и связи. В рамках сотрудничества были налажены связи более чем с 300 научно-исследовательскими организациями и промышленными компаниями Франции.

 

Отношения между РФ и Францией активно развиваются во многих областях, что выражается в регулярных взаимных визитах высших лиц двух государств. Сотрудничество в сфере обороны является одним из приоритетных направлений, его регулируют следующие документы:

 

Соглашение о сотрудничестве в области безопасности (4 февраля 1994);

Декларация о создании Французско-Российской комиссии премьер-министров (15 февраля 1996);

Французско-российско-германское соглашение относительно использования в мирных целях оружейного плутония (02 июня 1998);

Договор относительно защиты прав интеллектуальной собственности в рамках военного и технического сотрудничества (14 февраля 2006)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: