Задание 1.
Ответьте на вопросы
1. Какие социальные отношения вы считаете наиболее важными для устойчивого развития общества? Какие – для гармоничного развития человека?
2.Что такое «движущие силы» общественного развития?
3.Какую иерархию выдающихся личностей в мировой истории вы можете предложить? А в истории России?
4.В чем состоит единство и многообразие культурно-исторического опыта человечества?
5.Есть ли общественный прогресс? Каковы его критерии, цели, средства и пределы? В чем, на ваш взгляд, состоит проблема комплексной оценки последствий технического прогресса.
6. Всегда ли ненасилие есть благо?
Задание 2.
На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы поясните:
1. Чем социальная философия отличается от социологии?
2. Какие социально-философские концепции общества существуют?
3. Как проявляется натурализм во взглядах на общество?
4. Что такое технологический детерминизм?
5. Что такое экономический детерминизм?
6. Можно ли в принципе объяснить общественные явления и процессы без учета интересов и действий людей?
7. Проведите сравнение сильных и слабых сторон формационной и цивилизационной концепций общественного развития.
8. В чем сущность и проявления «мягкой силы» в современных «бархатных» революциях?
Задание 3.
Заполните следующую таблицу.
Философские школы | Представления об обществе |
Задание 4.
Ответьте на вопросы теста.
1.Социальная философия и социология...
а) не имеют между собой границ;
б) раздел философии и конкретная наука;
в) зародились на разных континентах: первая – в Европе, вторая – в Америке;
г) синонимы
2. Установите соответствие между сферами общественной жизни и их целевыми установками
Экономическая | Воспроизводство человека человеком |
Социальная | Воспроизводство материальных благ и услуг |
Политическая | Производство идей, ценностей, знаний |
Духовная | Организация и применение власти |
3. Какое определение общества наиболее соответствует представлению о нем, как о процессе?
а) общество – система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной деятельности;
б) общество – совокупность людей, связанных определенными отношениями;
в) общество – определенный этап в историческом развитии человечества;
г) общество – организация людей, объединенных общими ценностями.
4.. Понятие «традиционное общество» означает:
а) восточное общество;
б) общество, где господствующей религией является буддизм;
в) докапиталистическое общество;
г) примитивное общество.
5.Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, в теории К.Маркса называется:
а) надстройкой;
б) общественно-экономической формацией;
в) цивилизацией;
г) базисом.
6. Общество как саморазвивающаяся система эволюционирует благодаря
а) воздействию географической среды;
б) научным знаниям,
в) смене религиозных верований;
г) противоречиям материального производства и столкновениям интересов людей
7. Общество с высоким уровнем политической культуры,.состоящее из независимых от государства общественных организаций: профсоюзов, гильдий, корпораций, партий, органов информации и др. называется _______
8.Государство, где есть разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), верховенство законов, взаимная ответственность государства и каждой личности называется _____________________
9.Целесообразную деятельность людей, направленную на освоение природы в целях удовлетворения человеческих и общественных потребностей именуют
а) работой,
б)энергией
в)трудом
г) энтропией
10. Социальное средство хранения и передачи знаний, информации –это
а) практика
б) язык
в) труд
г) теория
11.«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», - писал
а) Ленин
б) Сократ
в) Цицерон
г) Бердяев
12.Идея сферного подхода к обществу принадлежит
а) Диогену
б) Марксу
в) Конту
г) Шпенглеру
13. Установите последовательность формационных этапов общественного развития
-- рабовладельческое общество
— капиталистическое общество
— первобытное общество
— социалистическое общество
--- феодальное общество
14.Критерием исторического прогресса в теории «стадий роста» является:
а) состояние морали;
б) способ производства;
в) уровень демократии в государстве;
г) развитие науки и техники.
15. Приверженцем цивилизационной концепции общественного развития является:
а) К.Маркс;
б) У.Ростоу;
в) Н.Данилевский;
г) А.Тойнби
16. Приверженцем формационной концепции общественной развития является:
а) Н.Бердяев;
б) К.Маркс;
в) О.Шпенглер;
г) К.Ясперс.
17. В понятии насилия существенно важным является
а) то, что одна воля пресекает другую волю или подчиняет ее себе;
б) то, что это осуществляется путем внешне ограничивающего воздействия, физического принуждения;
в)оба момента.
18. Процесс разрыва сословно-иерархических связей и возрастания социальных возможностей человека, описанных Х. Ортегой-и-Гассетом называется
а) космополитизм;
б) восстание масс;
в) бегство от свободы;
г) демократизация.
19.Философом, предложившим понятие «осевой эпохи» для объяснения единства мировой истории, является
а) Ясперс
б) Гоббс
в) Энгельс
г)Тойнби
20. За традиционным обществом следует индустриальное, а за индустриальным _______________
Темы докладов-презентаций
1. Общество как система и исторический процесс.
2.Общество как система социальных отношений и роль человека в их формировании.
3. Связь, отношение, деятельность, их многообразие в общественной жизни человека.
4.Диалектика объективного и субъективного в истории.
5. Насилие и ненасилие в истории.
Темы рефератов
1. Многообразие форм и путей развития общества и проблема адекватности их отражения в научных теориях.
2. Роль народных масс и личности в истории.
3. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей.
4. Социальная типология истории.
Рекомендуемая литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб.-4-е изд., - М.: Изд-во Проспект, 2009. – 595 с
2. Антология мировой философии: В 4-х т. ― М., 1969-1972.
3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Прогресс, 1990
4. Липский Б.И., Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – 495 с.
5. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.
6. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2011. – 240с.
7. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М., 1995. – 400с
8. Тойнби А. Постижение истории. М.: Республика, 1992..
9. Философия: учебник 5-е изд. / под ред. В.Н. Лавриненко. — М.: Юрайт, 2011. – 561 с.
10. Философия: учебник для вузов/ Л. Е. Балашов. - 4-е изд., испр. и доп.. - М.: Дашков и К, 2010. - 612 с.
11. Философия социальных и гуманитарных наук. Учебное пособие для вузов/ Под общ. ред. проф. С.А.Лебедева. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Академический проект, 2008. – 730с.
12. Философия: учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров. Под ред. Ф.Д.Демидова. В 2-х ч. – М.: Изд-во РАГС., 2010. – 432с
13. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Прогресс, 1991.