Начало творческого пути Сергея Бондарчука




 

Сын коммуниста-двадцатипятитысячника, работавшего председателем колхоза, Сергей Бондарчук учился в училище при Ростовском драматическом театре, затем играл на сцене Ейского драматического театра. Участник Великой Отечественной войны. В 1948 окончил актерский факультет ВГИКа (мастерская С.А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой). Дебютировал в кино ролью Валько в фильме Герасимова «Молодая гвардия» (1948). В 1948-59 работал актером, с 1959 — режиссером киностудии «Мосфильм».

Признание и известность Сергея Бондарчука

Известность пришла к Бондарчуку после исполнения им заглавной роли в фильме «Тарас Шевченко» (1951, режиссер И.А. Савченко, Государственная премия СССР, 1952, приз за лучшую мужскую роль на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 1952). Следующей заметной удачей Бондарчука стала роль доктора Дымова в «Попрыгунье» (1955, по рассказу А.П. Чехова, режиссер С.И. Самсонов), где проявилась лирическая сторона дарования актера. Романтически яркое исполнение классической трагедийной роли Отелло в одноименном фильме С. Ю. Юткевича (1956) принесло Бондарчуку признание не только на Родине, но и за рубежом.

Снимаясь много и успешно преимущественно в главных ролях, Бондарчук все же стремился к режиссуре. Его режиссерским дебютом стал фильм «Судьба человека» (1959, по одноименному рассказу М.А. Шолохова; Ленинская премия, 1960, Большой Золотой приз Международного кинофестиваля в Москве, 1959 и др. награды). Работа Бондарчука в качестве постановщика свидетельствовала о его выдающемся режиссерском таланте. Рассказ о жизни простого человека, воевавшего, попавшего в плен, потерявшего на войне семью, но сохранившего достоинство и человеческое тепло, обретал в фильме эпическое звучание. Сыграв главную роль Андрея Соколова, Бондарчук подчеркнул приверженность актерскому кинематографу, где судьба, характер, душа человека являются смысловым центром и основной художественной ценностью.

«Война и мир» Сергея Бондарчука

«Война и мир» (1965-67, по одноименному роману Л.Н. Толстого, почетный диплом Международного кинофестиваля в Венеции, 1965, Большой приз Международного кинофестиваля в Москве, 1965, премия «Оскар» за лучший иностранный фильм года, 1968 и др. награды) стала одной из самых масштабных экранизаций в истории кино. В четырехсерийной киноэпопее режиссер старался максимально сохранить сюжетные линии романа и его персонажей. По-прежнему делая основную ставку на актеров (сам режиссер исполнил одну из главных ролей Пьера Безухова), Бондарчук зарекомендовал себя и как талантливый постановщик батальных сцен. В самой же трактовке толстовского романа для режиссера главным стало понимание России как всеобщего дома. Сложнейшая композиция построена на идее органической и нерасторжимой связи отдельных людей с ходом истории.

После успешного зарубежного проката «Войны и мир» Бондарчук получил предложение от итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса поставить фильм «Ватерлоо» (1970), где еще раз подтвердил свое умение сочетать тщательную психологическую проработку характеров с постановочным размахом батальных сцен.

Широта диапазона киноактера и режиссера Сергея Бондарчука

Продолжая работать как киноактер, Бондарчук демонстрировал широту диапазона и добротный традиционализм исполнения. Его наиболее заметными ролями стали Астров в «Дяде Ване» (1971, режиссера А.С. Михалкова-Кончаловского), академик Курчатов в «Выборе цели» (1975, режиссера И.В. Таланкина), отец Сергий в одноименном фильме также Таланкина (1979), Монтанелли в «Оводе» (1980, режиссера Н.П. Мащенко). С 1971 Бондарчук руководил во ВГИКе актерско-режиссерской мастерской (профессор с 1974).

Фильм «Они сражались за Родину» (1975, по одноименному роману М.А. Шолохова, Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых, 1977, специальная премия на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 1976) был поставлен к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Бондарчук во многом пошел вразрез с принятым в 1970-х гг. помпезно-официозным изображением войны, показав горький и драматический процесс отступления советских войск. В фильме были собраны прекрасные актерские силы — В.М. Шукшин, И.Г. Лапиков, Н.В. Мордюкова и др. Картина также отличалась техническим совершенством батальных сцен, снятых как бы с точки зрения солдат, находящихся в окопах под ураганным огнем.

В фильме «Степь» (1978, по одноименной повести А. П. Чехова) Бондарчук реализовал свою давнюю мечту — перенести на экран одно из своих любимых литературных произведений.

Фильм «Красные колокола» (1982, по книгам американского писателя Д. Рида «Восставшая Мексика» и «10 дней, которые потрясли мир», совместное мексико-итало-советское производство, Государственная премия СССР, 1984, Главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1982) не стал большой творческой удачей режиссера, как и «Борис Годунов» (1985, по одноименной драме А. С. Пушкина, совместно с Чехословакией, при участии Западного Берлина и Польши), где Бондарчук также исполнил роль царя Бориса.

Последняя работа Сергея Бондарчука

Последней работой режиссера стал фильм «Тихий Дон» (1993, по одноименному роману М.А. Шолохова), поставленный в Италии. Существуют две версии фильма — телевизионная и общеэкранная. Права на обе картины принадлежат Италии и США.


Заключение

 

Весь процесс развития киноискусства говорит о том, что свойства заложенные в нём с первых шагов, - воспроизводить действительность в присущих ей формах и придавать формы действительности любой фантазии, любому вымыслу – будут развиваться и усложняться. Жизнь окружает нас невообразимым океаном впечатлений, образов, воздействий. Все они доступны киноискусству. По этому разнообразие фильмов – их тематики, жанров, видов, размеров, назначений -будет расти. Ничего из уже найденного не будет утрачено. Кое-какие жанры, приёмы, темы могут быть временно отложены, забыты, но потом возродятся в новом качестве, с новой силой.

Можно смело полагать, что основные качества мирового киноискусства укрепятся и возрастут. Кино повысит своё воспитательное и познавательное воздействие: идеи свободы, мира, творческого труда, патриотизма будут всё с большей убедительностью, всё с большем очарованием передаваться зрителям. И не надо открывать воспитательных и познавательных функций киноискусства от его возможности давать отдых, развлечение, удовольствие. Искусство должно приносить людям радость. И чем выше культура, чем богаче мировоззрение, чем взыскательнее вкусы людей – тем эта радость возвышенней и чище.

И национальные черты, выработанные народами в ходе их исторического развития, при помощи фильмов будут взаимно обогащаться, воздействовать друг на друга и становиться интернациональными. И это несказанно обогатит и тематику и художественный язык фильмов.

Искусство раскрывает всё шире прекрасный, многоликий, многозвучный и многокрасочный мир, окружающий нас. Будем же беречь и совершенствовать великое искусство кино, восхищаться и возвышаться им!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: