Структура урока сообщения новых знаний
1.Подготовка к усвоению нового (повторение теоретических сведений и практическое освоение тех или иных приемов работы, на которых базируется новый материал.
2.Объяснение нового:
-этап анализа языкового материала, с целью выделения существенных признаков нового понятия);
-этап обобщения признаков изучаемого понятия (делают выводы, строят формулировку понятия);
-этап знакомства сданным понятием по учебнику и осознание формулировки на примерах учебника;
-первичное закрепление нового материала на упражнениях учебника и других заданиях (выработка умения и затем навыка пользования данным понятием на практике).
Структура урока закрепления знаний и выработки умений и навыков.
Главными компонентами такой структуры является практическое освоение полученных знаний, т.е. проверка знаний и тренировочные упражнения.
Проверка знаний: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, проверка дом/задания, проводимая различными способами:
-проверка всего задания с развернутым пояснением;
-проверка всего задания с частичным пояснением;
-выборочная проверка с развернутым пояснением;
-проверка отдельных фрагментов задания.
тренировочные упражнения:
-на одном уроке надо стараться дать максимум заданий разного рода по изучаемой теме, чтобы избежать утомительного для детей однообразия;
-количество упражнений д.б. необходимым и достаточным для усвоения материала (предусматривать дополнительные упражнения);
-постепенно увеличивать долю самостоятельных работ;
-чередовать устные и письменные упражнения(при этом письменные должны преобладать);
-полезно использовать алгоритмы, составление таблиц, памятки разного рода.
Урок повторения и систематизации знаний включает в себя опрос и тренировочные упражнения. Эти этапы чередуются, варьируются, повторяются.
Следует помнить, что чистые типы уроков в школе встречаются редко. Обычно это комбинированный урок, куда входит и повторение и проверка дом/зад., объявление темы и задач урока; изучение нового, и разного рода упражнения и сам/работы для закрепления и систематизации знаний и выработки УН
Требования к современному уроку в начальной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»В.А. Сухомлинский
• анализировать свои действия;• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;• быть способными к сотрудничеству;• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут саморазвиваться, искать, находить и применять пути решения сложных задач в любых ситуациях, оптимизировать процессы собственной деятельности.
Чаще на современных уроках организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Основные критерии успешного урока:
• хорошее начало и хорошее окончание.
• четко сформулированные тема, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим;
• учитель активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• учет уровня и возможностей учащихся;
• урок должен быть добрым.
• свобода выбора;
• открытость;
• деятельностный подход, т.е. все, что могут сделать сами дети, надо позволять им самим и делать, но, естественно, под контролем и руководством учителя;
• идеальность (высокий КПД – успевают много сделать за урок);
• обратная связь (учитель должен составлять урок так, чтобы в ответах детей или в беседах понимать, что именно они поняли в материале и насколько глубоко его осознали. Для этого есть специальные приемы работы на уроке.
Готовя урок, учитель ставит так называемые ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ(предполагает, каких результатов он должен добиться к концу урока), которые входят в три основные группы:
ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоуважение и самооценка (насколько хорошо я работал на уроке)
Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» (что я могу, чего не могу, над чем надо еще поработать)
Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм;
Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность
Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества
Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний: конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Он имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Цель деятельностного подхода заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
• предъявить противоречивые факты, теории;
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
• использовать такие приемы, как «яркое пятно», «актуальность».
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• уровня сформированности УУД (универсальных учебных действий) обучающихся.
В отличие от стандарта 2004 года новый ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ, обеспечивающего ее.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА.
-урок должен носить целостный характер, т.е.обеспечивать связь всех его этапов на основе подчинения каждого из них теме и целям урока,
-на уроке необходимо сообщать тему и цели, т. е. мотивировать необходимость работы с теми или иными знаниями;
-изучаемый материал должен опираться на ранее изученный и иметь связь с ним, то есть сначала надо повторить уже изученное и потом давать новое, опираясь на повторенный материал,
-необходимо разнообразие видов и форм работы с целью закрепления умений и навыков,
-учитель должен всемерно активизировать деятельность учащихся, побуждать интерес к уроку и изучению языка,
-урок должен быть воспитывающим и развивающим, а также формировать навыки самостоятельной работы,
-необходима работа по развитию связной речи,
-обязательно должно быть развитие орфографической зоркости, не менее двух видов грамматического разбора,
-должны применяться методы и приемы индивидуальной работы и дифференцированного обучения,
должны реализовываться основные дидактические и методические принципы обучения.
Современный урок должен быть ТЕХНОЛОГИЧНЫМ, ДИНАМИЧНЫМ, ВАРИАТИВНЫМ, РЕЗУЛЬТАТИВНЫМ, АКТУАЛЬНЫМ. Учитель на таком уроке выполняет роль координатора учебных действий. Ученик выполняет функцию деятеля, т.е. человека, способного к самостоятельной постановке учебной задачи и поиску путей решения данной задачи (это и есть деятельностный подход).
Новое в уроке на современном этапе процесса обучения:
-усиление коммуникативной направленности;
-увеличение информационной составляющей;
-изменение системы оценивания;
-увеличение значимости технологической составляющей;
-увеличение формирования и развития практических навыков;
-увеличение доли самостоятельной работы на любом этапе (проблемно-диалогические технологии, проектная и исследовательская деятельность);
-индивидуализация процесса обучения («достучаться до каждого »)
-трехуровневый подход к оцениванию: 1) обязательный минимум, 2) программные требования, 3) индивидуальный максимум; рефлексия;
-сотрудничество, а не подчинение (учитель должен уважать мнение детей, а не подавлять неправильные ответы);
-формы работы: фронтальные и коллективные.