Занятие 4: ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ. ГОСУДАРСТВО КАК УЧАСТНИК ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ




Планы

Практических занятий по курсу «Международное частное право»

Для студентов 4 курса отделения «Правоведение»

(2017-2018учебный год)

Занятие 4: ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ. ГОСУДАРСТВО КАК УЧАСТНИК ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ

(2 часа)

 

1. Юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, как субъекты международного частного права. Определение их государственной принадлежности и личного статуса. Закон юридического лица, сфера его применения.

2. Правовое положение иностранных юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами, в Республике Беларусь.

3. Порядок открытия представительств иностранных организаций. Особенности осуществления деятельности на территории Республики Беларусь через представительства.

4. Создание юридических лиц с участием инвесторов Республики Беларусь за рубежом

5. Государство как субъект имущественных отношений

6. Иммунитет государства: понятие и виды. Теория абсолютного иммунитета государства. Теория ограниченного (функционального) иммунитета государства. Законодательство и судебная практика зарубежных стран об иммунитете иностранного государства. Международно-правовые кодификации по вопросам иммунитета государства. Законодательство Республики Беларусь по вопросам иммунитета иностранного государства

7. Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством

8. Международные организации как участники гражданско-правовых отношений с иностранным элементом.

 

Международные договоры и национальное законодательство:

1. Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (Ашгабат, 24 декабря 1993 г.); ратифицировано постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 17 октября 1994 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.

2. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (г.Москва, 21.04.1995).ратифицировано постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 25.04.1996 N 230-XIII// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.

3. Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Вильнюс, 20 октября 1992 г.); ратифицирован постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 03.02.1993 N 2158-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.

4. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.

5. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.

6. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.

7. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.

8. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. / Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2017.

9. Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 N 63-З "О концессиях" // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.

10. Указ Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 380 «Об утверждении Положения о Посольстве Республики Беларусь» // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.

11. Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.

12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 N 1189 "Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. N 156 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов" // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.

13. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31.10.2011 N 21 "О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц"// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.

14. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 07.12.2012 N 640 "Об утверждении Инструкции о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности" // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.

Литература:

1. Международное частное право: учеб. пособие / В.П. Мороз [ и др.]; под ред. В.П. Мороза. – Минск: Адукацыяiвыхаванне, 2016. – 496 с.

  1. Асосков, А. В. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте / А. В. Асосков. – М.: Статут, 2003.

3. Аухатов, А. Я. Модифицированные теории определения личного закона юридического лица / А. Я. Аухатов // Международное публичное и частное право. – 2005. – № 2. – С. 21-26.

4. Богуславский, М.М. Международное частное право: Учебник для вузов / М.М. Богуславский. – 6-е издание. – М.: Норма, 2011. – 704 с.

5. Брагинский, М. И. О природе международного частного права / М. И. Бра­гинский // Проблемы совершенствования советского законодательства: труды ВНИИСЗ. – М., 1982. – Вып. 24. – С. 146-160.

6. Гетьман-Павлова, И. В. Международное частное право: учебник для бакалавров / И. В. Гетьман-Павлова. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2014. – 207 с.

7. Ерпылева Н. Международное частное право / Н. Ерпылева. – М.: Юрайт, 2010. – 1312 с.

8. Звеков, В. П. Международное частное право: учебник / В. П. Звеков. – М.: Юрист, 2004. – 704 с.

9. Коллизионное право Республики Беларусь: состояние и перспективы / Е.В. Бабкина [и др.]. – Минск: Белпринт: Бизнесофсет, 2014. – 304 с.

10. Лунц, Л. А. Курс международного частного права: в 3 т. / Л. А. Лунц. – М.: Спарк, 2002. – 1007 с.

11. Международное частное право: учебник для бакалавров / отв. ред. Г. К. Дмитриевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2015. – 656 с.

12. Международное частное право: учебник для бакалавров / [Л. В. Андреева и др.]; под общей редакцией Г.В. Петровой; Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации. - Москва: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. – 764 с.

  1. Хлестова, И. О. Юрисдикционный иммунитет государства / И. О. Хлестова; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - Москва: Юриспруденция, 2007. – 213с.
  2. Шабров, Р.В. Actajuregestionis как основание, исключающее признание юрисдикционного иммунитета государства и его собственности / Р.В.Шабров // Закон. – 2010. – № 1. – С.193 – 199.

 

Задачи:

1. В суд Республики Беларусь поступило исковое заявление литовского ЗАО к РУП «Минский тракторный завод» о взыскании с ответчика неустойки за непоставку товара согласно заключенному контракту. Представитель РУП «Минский тракторный завод» просил суд истцу в иске отказать, поскольку договорных отношений между РУП «Минский тракторный завод» и литовским ЗАО не было, а контракт был заключен с РУП «Сморгонский агрегатный завод». Истец настаивал на своих требованиях к РУП «Минский тракторный завод», обосновывая это тем, что РУП «Сморгонский агрегатный завод», так же как и РУП «Минский тракторный завод», входит в состав ПО «Минский тракторный завод», а потому должно нести ответственность по долгам другого юридического лица, входящего в состав объединения.

Какое решение должен вынести суд?

Вариант: иск предъявлен к ПО «Минский тракторный завод».

 

2. Белорусские и австрийские инвесторы намерены создать в Республике Беларусь юридическое лицо в форме общества с ограниченной ответственностью. Между ними возник спор, законодательство какого государства следует использовать для совершения процедуры по созданию этого юридического лица. Белорусские инвесторы полагают, что применить нужно законодательство Республики Беларусь, поскольку юридическое лицо создается на ее территории. Австрийские инвесторы исходят из того, что поскольку их законодательство, регулирующее создание юридических лиц более либерально, его и следует использовать. Белорусские инвесторы согласились создать данное юридическое лицо по законодательству Австрии.

Имеет ли указанное соглашение юридическую силу?

 

3. В Международном арбитражном суде при БелТПП рассматривалось дело по иску компании «M. inc.» к белорусскому предприятию. В ходе рассмотрения дела было установлено, что компания «M. inc.» зарегистрирована на Британских Виргинских Островах в соответствии с Актом о международных коммерческих компаниях, местонахождение ее головного офиса – Осло (Норвегия), а доверенность представителю компании на участие в суде выдана в Лимассоле в соответствии с законодательством Кипра. Представитель ответчика в заседании указал на ненадлежащим образом оформленные полномочия представителя истца, поскольку, по его мнению, доверенность должна быть выдана в соответствии с законом Британских Виргинских Островов.

Прав ли представитель ответчика?

 

4. Руководитель иностранной организации обратился к юристу с просьбой разъяснить порядок открытия представительства его организации в Республике Беларусь.

Дайте квалифицированную консультацию.

Вариант: Проконсультируйте иностранного партнера о возможности и порядке открытия иностранным банком своего представительства в Республике Беларусь.

 

5. ЗАО (Российская Федерация) обратилось в суд Республики Беларусь с заявлением о признании недействительным решения инспекции МНС Республики Беларусь о применении экономических санкций. В судебном заседании установлено, что в результате проведенной проверки налоговый орган констатировал деятельность ЗАО по реализации товаров на территории Республики Беларусь, в силу чего доначислил ему налоги и применил экономические санкции. Вывод о необходимости доначисления налогов был сделан на том основании, что ЗАО арендовало склад на территории Республики Беларусь, на котором хранились товары, ввозимые с территории Российской Федерации и предназначенные для белорусских покупателей. По мнению истца, факт аренды склада для хранения товаров, импортируемых из Российской Федерации, не свидетельствует о факте продажи товаров на территории Республики Беларусь.

Какое решение должен вынести суд? Что понимается под постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, для целей налогообложения?

 

6. В Международном арбитражном суде при БелТПП рассматривался спор между белорусским обществом и немецкой фирмой в связи с неисполнением заключенного между ними договора. Немецкая фирма, ответчик по делу, просила суд истцу в иске отказать, так как, по ее мнению, она не является связанной данным договором, поскольку он был подписан ее представителем в нарушение порядка, установленного законодательством Германии. Как пояснил ответчик, этот порядок предусматривает регистрацию прокуры (генеральной доверенности), на основе которой действовал представитель фирмы, в торговом реестре. В случае отсутствия такой регистрации прокура является недействительной. Поскольку выданная представителю прокура была только подписана, но не была зарегистрирована в торговом реестре, то, по мнению ответчика, договор является недействительным.

Возражая, белорусский истец указал, что в соответствии с договором, заключенным сторонами в Минске, в качестве применимого права было выбрано право Республики Беларусь, поэтому какие-либо ограничения полномочий представителя юридического лица, установленные по германскому законодательству, не являются обязательными для его контрагента.

Какое решение должен вынести суд?

 

7. Между отделением Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации и Нижегородским территориальным управлением Федерального агентства по управлению госимуществом для размещения отделения Посольства в 2002 г. был заключен договор аренды помещения в Нижегородском Кремле. В соответствии с договором арендная плата за помещение площадью 87,3 кв.м. составила 14 122 рубля в месяц. В 2005 г. в результате переоценки арендная ставка была увеличена до 77 600 рублей в месяц, о чем отделение Посольства было официально уведомлено. Однако в течение последующих 5 лет арендная плата уплачивалась по ставке, установленной в 2002 г. На начало 2011 г. у арендатора образовалась задолженность перед арендодателем в размере 3 964 157 рублей.

С целью взыскания образовавшейся задолженности арендодатель обратился в суд Нижегородской области с иском к отделению Посольства Республики Беларусь. Представители Посольства в суд не явились, а в направленном суду письме было указано, что «привлечение отделения посольства к участию в деле в качестве ответчика противоречит нормам международного права, сложившейся в наших государствах практике и подходам к дипломатическим иммунитетам». В связи с этим Посольство просило суд прекратить дело, применив норму о судебном иммунитете. Истец же полагал, что правоотношения, вытекающие из договора аренды, необходимо рассматривать как правоотношения, связанные с коммерческой деятельностью, а не выполнением Посольством «публичных функций носителя власти». Кроме того, в подписанном договоре аренды стороны согласились на рассмотрение возможных споров Арбитражным судом Нижегородской области. В связи с этим, по мнению истца, для данных правоотношений правила о судебном иммунитете применяться не должны.

Какое решение должен вынести суд?

Какие виды иммунитета государства существуют? В чем различие между концепцией абсолютного иммунитета и концепциями ограниченного и функционального иммунитета государства?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: