От прошлого - к будущему




 

Первые шаги в направлении формирования правового статуса современного незарегистрированного предпринимателя сделаны.

27 января 2017 г. депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ П.В. Крашенинниковым и A.M. Макаровым был внесен законопроект N 87981-7, предусматривающий изменения в ч. 1 Гражданского Кодекса РФ. Суть этих изменений состоит в признании легальной возможности осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

В частности, предполагается дополнить ст. 23 ГК РФ абзацем следующего содержания "В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя". Заметим, что легализация предпринимательской деятельности незарегистрированными лицами не только "декриминализирует" их деятельность, но и освобождает от необходимости подчиняться сопряженным со статусом индивидуального предпринимателя требованиям. Как справедливо отметил Конституционный Суд РФ, проводя разграничение наемного труда и самостоятельной экономической деятельности, "Отдавая предпочтение тому или иному способу, граждане соглашаются с теми юридическими последствиями, которые обусловливаются установленным федеральным законодателем - исходя из существа и целевой направленности соответствующего вида общественно полезной деятельности и фактического положения лица в порождаемых ею отношениях - правовым статусом субъектов этой деятельности, включая права и обязанности, а также государственные гарантии их реализации и меры ответственности".

Из пояснительной записки к рассматриваемому законопроекту узнаём, что он "разработан во исполнение п. 3 Постановления Государственной Думы ФС РФ N 254-7ГД от 16 ноября 2016 года "О проекте федерального закона N 11078-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях определения правового статуса физических лиц, оказывающих на индивидуальной основе по найму некоторые виды услуг физическим лицам без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Предполагается, что при осуществлении некоторых видов приносящей доход деятельности граждане могут быть освобождены от необходимости несения зачастую обременительных обязанностей, установленных для индивидуальных предпринимателей".

Полностью соглашаясь с явной корреляцией положений Гражданского и Налогового кодексов, все же отметим некорректность смешения понятий "предпринимательская деятельность" и "приносящая доход деятельность". Не останавливаясь подробно на соотношении указанных дефиниций*(15), выскажем мнение о необходимости четкого определения позиции государства относительно того, какую же деятельность - предпринимательскую либо приносящую доход - смогут осуществлять незарегистрированные граждане.

Конечно, это не единственный вопрос, требующий однозначного ответа. В законопроекте не предложено определение понятия "самозанятость", хотя на практике оно давно используется. Позволим себе высказать мнение, что отсутствие законодательных дефиниций еще никогда не способствовало определенности правоприменения.

Как представляется, при формировании правового института самозанятости ключевыми также должны стать позиции относительно "набора" разрешенных видов деятельности и стоимости патента (который, по сути, и будет легализовать их деятельность). Принципиальной видится позиция государства в отношении ограничений и запретов для таких лиц - в частности, запрета на привлечение наемного труда. Наконец, немаловажен для вовлекаемых в указанный правовой режим лиц и вопрос распределения полученных государством средств - какая их часть будет направляться в Пенсионный фонд РФ и, следовательно, обеспечивать будущее сегодняшних "самозанятых" граждан.

Безусловно, обозначенными позициями не исчерпывается правовой статус "самозанятых" граждан. Следует обсуждать и другие неотъемлемые его элементы. Но важно отметить следующее. Формирующийся сегодня в России новый правовой режим должен стать максимально стабильным, не подверженным частым и малосистемным изменениям. Только в таком случае сегодняшние нелегальные предприниматели "выйдут из тени" и легализуют свой статус, принося пользу себе, обществу и государству.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Постановление Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. N 34-П "По делу о проверке конституционности положений пункта "в" ч. 1 и ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СЗ РФ. 2013. N 1. Ст. 78.

*(2) См., например: Пункты 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 1.

*(3) См.: Определение Конституционного Суда РФ от 25 ноября 2010 г. N 1523-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сергеева Михаила Ивановича на нарушение его конституционных прав статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации".

*(4) https://ekb.dk.ru/news/putin-poruchil-osvobodit-samozanyatyh-gra zhdan-ot-uplaty-nalogov-237046855.

*(5) Клеандров М.И. О необходимости обретения незарегистрированным предпринимателем легального статуса // Предпринимательское право. 2015. N 3. - С. 9, 12.

*(6) Постановление КС РФ от 11 декабря 2014 г. N 32-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 159.4 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа" // СЗ РФ. 2014. N 52 (часть I). Ст. 7784.

*(7) https://www.kremlin.ru/events/president/news/52929.

*(8) https://www.kremlin.ru/events/president/news/52929.

*(9) Достижения советской власти за 40 лет в цифрах. Статистический сборник. - М., 1957. - С. 43.

*(10) Бессолицын А.А. История российского предпринимательства. 2-е изд. - М.: Маркет ДС, 2010. - С. 261.

*(11) Гражданское законодательство. Сборник нормативных актов. Составитель А.Ю. Кабалкин. - М., 1974. - С. 41-43.

*(12) СП РСФСР. 1965. N 18. Ст. 110.

*(13) Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика. - М., 2003. - С. 80.

*(14) Бюллетень нормативных актов Министерств и ведомств СССР. 1977. N 1.

*(15) Подробнее см.: Ершова И.В. Экономическая деятельность: понятием соотношение со смежными категориями // LEX RUSSICA (Русский закон). 2016. N 9. - С. 46-60: Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация: монография / отв. ред. И.В. Ершова, А.А. Мохов - М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. - С. 12-32.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: