СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ ХХ В




Американский юрист Роско Паунд опирался на прагматизм (влиятельное направление в американской философии).

В современной правовой системе он выделяет три стороны:

1) право как порядок и способ управления социальными процессами с помощью силы (источник силы – государство);

2) право как процесс администрирования и судопроизводства;

3) официальные правовые документы

Право – основной регулятор социальных отношений. Оно служит солидаризации членов общества, устраняет между ними конфликты и разногласия.

Ханс Кельзен (1881–1973). Он ввел термин «чистая теория права». Это политико-правовая теория, из которой удалены не присущие юридической науке элементы. Кель-зен подвергает критике современных ему исследователей. По Кельзену, они уделяют излишнее внимание проблемам социологии, психологии и т. д.

Кельзен предполагал очистить юридические науки и от идеологически оценочного пафоса. Истинная наука по своему характеру относительна. Она признает плюрализм идеологий и отрицает превосходство одной из них.

Право – это совокупность норм. Их осуществление базируется на принуждении. При этом право стоит выше государства: оно возникло раньше его.

7. Неотомистская теория права Жака Маритена
Жак Маритен (1882—1973) — французский религиоз ный философ, представитель неотомистской теории права. Вслед за Фомой Аквинским Маритен считал, что естественное право восходит к вечному божественному закону, который является идеальным рациональным планом управления миром, замыслом Бога, которому подчинено все то, что небожественно, но согласно которому мыслящее существо несравнимо выше, чем другие божьи сознания: «Естественное право есть закон лишь потому, что оно сопричастно Вечному закону». Основные работы: «Права человека и естественный закон», «Человек и государство», «Моральная философия», «Интегральный гуманизм». Маритен рассматривает естественное право с онтологической и гносеологической точек зрения. С онтологической точки зрения естественное право — это правила человеческого поведения. Раскрывая понятие человеческой природы, Маритен утверждал: «Человек есть существо, наделенное разумом»; «имеет цели, которые с необходимостью соответствуют его сущностной конституции и которые одинаковы для всех». Естественное право обеспечивает нормальное функционирование человеческого рода. Естественное право с гносеологической точки зрения представляется Маритену познаваемым. Традиция понимать естественный закон как неписаный закон восходит согласно Маритену к античности, а именно, к героине трагедии Софокла Антигоне, которая похоро нила своего брата вопреки приказу царя Креонта: «Антигона, которая осознавала, что, преступая человеческий закон и неся за это кару, она подчиняется высшему повелению, неписаным и непреложным законам, является вечной героиней естественного права, поскольку, как она говорит, этот неписаный закон не был создан доброй волей вчерашнего или сегодняшнего дня». Маритен критически относится к рационалистической школе естественного права: «...Человеческий разум не от крывает предписания естественного права в абстрактной и теоретической форме, в виде последовательности геометри ческих теорем. Понимание естественного права на уровне самоочевидного принципа — «это знание о том, что мы должны делать добро и избегать зла». Но это лишь основной принцип естественного права, а не само естественное право, поскольку оно «являет собой совокупность вещей, которые следует и которые не следует делать, что вытекает из него с необходимостью. Как же тогда познать естественное право, которое имеет лишь неписаную форму? Маритен, следуя рассуждениям Фомы Аквинского о естественном праве, считает, что естественное право познается через склонности человеческой природы, которые и направляют человеческий разум к осознанию предписаний естественного права1 Маритен предложил классификацию прав человека, раз делив их на три группы: права индивида; права гражданина; права трудящегосяФилософия прав человека, развитая французским фило софом, — один из значимых идейных источников Всеоб щей декларации прав человека (1948), в разработке кото рой Маритен принимал непосредственное участие. 8. ПОЗИТИВИСТСКИЙ НОРМАТИВИЗМ КЕЛЬЗЕНА Г. Кельзен (1881–1973) – австрийский философ права, написал работу «Чистая теория права» (1934 г.), где была изложена теория позитивного (т. е. существующего и действующего) права. Предметом изучения теории права, по Кельзену, являются законодательные нормы, их элементы, взаимоотношения, правопорядок и структура, отношения между различными видами правопорядка. Цель теории – снабдить юриста пониманием и описанием позитивного права их страны.. У Кельзена речь идет о степени обособления права от морали и юриспруденции от политики. В отличие от естественных наук, социальная теория, по Кельзену, не ведет к такой прямой выгоде, как это бывает у физиков или химиков. В социальной (и особенно в правовой) науке преобладающий интерес получает политическая идеология. Позитивистский вариант кельзеновского правоведения получает дополнительное объяснение в традиционной для всей позитивистской философии и социологии трактовке соотношения науки и политики. Кельзен исходит из того, что независимость науки от политики является общеизвестным положением.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: