Миф о фиксированном мышлении.




Валентина Пархоменко

Всем добрый день. Сегодня у нас третий урок и я буду рассказывать вам про миф о фиксированном мышлении.

Зачем я вообще поднимаю эту тему? Дело в том, что мы уже успели с вами поговорить про самосаботаж и силу воли. Вы узнали про установки, которые находятся в нашей голове и мешают двигаться к цели.

Так вот, миф о фиксированном мышлени - это самая большая установка, которая как раз зачастую является преградой в нашем обучении, постижении каких-то новых навыков, знаний. Я сегодня в своем уроке расскажу почему это не так, почему наше мышление на самом деле гибкое и докажу вам то, что вы способны на большее.

Итак, начнем с того, что очень долгое время, да и на самом деле и сейчас тоже, очень многие ученые считают, что человек приходит в этот мир, рождается с определенным набором способностей. Вот у вас есть какой-то врожденный интеллект, какие-то способности к этому, к этому, к этому и не более того, и что в течение жизни эти способности не развиваются. Вот если у вас нет склонностей к математике, то и не будет, и никогда вы математику не познаете, и великим математиком не станете - вот так считали ученые.

Но в последние 20 лет нейробиология семимильными шагами изучает мозг. Она добилась огромных результатов в этой области. Мы знаем, что на протяжении всей нашей жизни в мозге происходит нейрогенез. Что это означает? Новые нейроны появляются, новые нейроны связи вырабатываются, и чем больше человек получает информации, обучается, изучает что-то новое, он меняет физически свой мозг, то есть, мозг реально приобретает другую форму, он как бы укрепляется, становится сильнее. Даже внешне и физически мозг становится другим.

Когда наша система образования говорит, что вот этот ребенок не имеет способностей к этому, а этот ребенок не имеет способности к этому, она делает большое внушение, большую установку на уровне общества, можно сказать.

Я сейчас буду приводить примеры по математике, потому что это яркие примеры.

Вы заметили, что у нас в стране, да и во всем мире, женщин математиков очень мало. Почему? Потому что считается, что у женщин нет способности к математике. Почему? Что не так с нашим мозгом?

На самом деле это просто убеждение, это - та самая установка, которая есть в системе образования, и девушкам желание изучать математику просто ставят блоком: ты не способна к математике. Когда девушка делает какую-то ошибку, ей на это указывают, ее тыкают в эту ошибку: вот видишь, у тебя даже нет способности к математике. С мужчинами это не происходит.

Поэтому выдающихся успехов в математике добиваются только те женщины, у которых железная сила воли, которые развили ее и идут к своей цели, несмотря на то, что мозг ей кричит: «Это опасно, выгода неочевидна». Они все равно идут к своей цели.

 

Сейчас уже есть очень много исследований, подтверждающих, что даже дети и люди, не имеющие способности и врожденный талант к каким-то предметам, могут легко их освоить. Например, считалось раньше, да и сейчас считается, что у Моцарта был идеальный слух. Но, почему-то, при этом не говорят, что Моцарт с трех лет очень упорно занимался каждый день, поэтому его идеальный слух - это просто результат его ежедневных усилий.

Были проведены опыты с детьми, эксперименты, где брали детей с идеальным слухом от рождения и детей с неидеальным, обычным слухом.

И за несколько месяцев упорных тренировок из детей с неидеальным слухом делали детей с идеальным слухом. То есть, на самом деле, никаких врожденных ограничений у нас нет. Да, у кого-то способности к этому больше, у кого-то способности к этому меньше, но это не означает, что человек с наименьшими способностями к чему-то, не может их развить. Просто ему вкладывают в голову, что он это не может и человек всю жизнь с этим живет. Хотя каждый из нас может развить в себе любой талант: мы можем начать играть на музыкальных инструментах, можем начать петь.

 

Кстати, мне в детстве говорили, о том, что мне медведь на ухо наступил, чтобы я не пела, потому что у меня нет ни слуха, ни голоса. Но я была достаточно вредным ребенком, мне нравилось петь, и поэтому я продолжала петь. Я пела, когда никого не было дома, я пела, пела, пела и пела. И сейчас, когда мои знакомые и друзья слышат как я пою, говорят, что у меня приятный голос, что я хорошо пою, и предлагают мне заняться вокалом, для того, чтобы развивать голос дальше, потому что у меня есть слух и есть голос. То есть, у меня эта установка не прижилась по какой-то причине, но мне ее давали. Считали, что у меня нет врожденных способностей к пению, поэтому петь мне не стоит.

Для чего я вам это все рассказываю? Чтобы вы понимали, что сейчас у вас в голове могут быть установки на то, что очень сложно, что не сможете освоить материал, большой объем работы, что вы не справитесь, что у вас нет способностей к чему-то. Это все вам вложили в голову.

Вы же помните, я вам говорила, что вы и то что вы о себе думаете - это совершенно разные сущности. Вы не есть то, что вы о себе думаете. Поэтому, пожалуйста, я попрошу вас эту мысль запомнить.

Резюмирую: никакого фиксированного мышления не существует. Наш мозг очень пластичен. Мы на протяжении всей жизни учимся, получаем какую-то информацию, нарабатываем новые нейронные связи и при желании можем достичь всего, чего хотим в обучении, и не только в обучении, но и во многих сферах нашей жизни.

Поэтому, сейчас я вам дам упражнение.

Я попрошу вас вспомнить: а какие установки вам положили в голову в вашем детстве. Они будут связаны с обучением, либо с восприятием себя в этом обучении. То есть, может быть, вам говорили, что у вас нет способностей к математике или русскому языку. Может то, что вам тоже, как и мне, медведь на ухо наступил. Может быть, вам говорили, что у вас плохая память, что вы рассеяны, не запоминаете числа.

Вспомните, пожалуйста, все эти установки, все эти фразы, которые говорили вам родители, или, может быть, вам говорили это в школе. Вы можете прямо выписать это фразами.

Выпишите их, посмотрите на них и поймите, что это всего лишь установка, которую вам положили в голову, и они не имеют никакого отношения к вам, вашей сущности.

Вот и все на сегодня.

Я желаю вам хорошего дня.

Выполняйте домашнее задание, мы с вами встретимся в следующем уроке.

Всего хорошего.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: