I. Что такое метод проектов?




МЕТОД ПРОЕКТОВ

 

Сегодня нам предстоит более подробно познакомиться с методом проектов. В процессе работы Вам предстоит сделать обоснованный вывод: насколько метод проектов отвечает Вашим представлениям о педагогическом мастерстве и соответствует тем задачам, которые Вы как профессионал ставите перед собой в учебно-воспитательном процессе, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе.

Сегодняшнее занятие мы посвятим двум вопросам:

· небольшая историческая справка о возникновении метода проектов;

· сущность современной трактовки метода проектов;

· что может служить тематикой проектов.

 

Хотя мы и говорим о новых педагогических технологиях, надо иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых педагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в иной интерпретации методов и приёмов обучения. Именно рассмотрение их в новой учебной, культурно-социальной ситуации и дает основание говорить о новых педагогических технологиях.

 

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 20-е годы XX века в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Но для чего и когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, которые ещё предстоит приобрести.

Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников нужном направлении для самостоятельного поиска.

В результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, получает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов протерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Но суть её остается прежней – стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, это движение от теории к практике, представляющее соединение академических званий с прагматическими и соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Метод проектов также привлёк внимание русских педагогов еще в начале XXвека. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством С.Т.Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году этот метод был осуждён постановлением ЦК ВКП(б). С тех пор в России не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике.

Вместе с тем в зарубежной школе он развивался активно и весьма успешно. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Мы уже отмечали, что многие образовательные системы стремятся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениям. Основной тезис современного понимания метода проектов в данном контексте звучит следующим образом: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить ».

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемы», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагают презентацию этих результатов.

Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковый, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: