ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ
ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Направления подготовки: «Журналистика»,
«Философия», «Социология», «Культурология»
I курс 2-й семестр
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Учебно-методические рекомендации
Преподаватель – Владимир Сергеевич ВАРАКИН,
кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики,
рекламы и связей с общественностью
Данная контрольная работа представляет собой научное исследование:
· информационно-коммуникационных процессов и проблем, характеризующих современные общества;
· механизмов организации и самоорганизации социума и человека в условиях коммуникационного изобилия;
· функциональных, организационных и контентных особенностей различных медийных структур, каналов, платформ;
· позиций журналистики в глобальном социоинформационном пространстве.
Необходимо выбрать для исследования одну из следующих тем:
1. «Нажми на кнопку – получишь результат…»: медиазависимость как гуманитарная проблема.
2. «Раз он в море закинул невод…»: веб-комьюнити как конструктор социального и социальная конструкция.
3. «Но прикусываю, как тайну, ностальгию по настающему…»: человеческие воспоминания как медийный контент.
4. «Вот одна из тех историй, о которых люди спорят…»: масс-медиа как (ре)трансляторы катастроф.
Тему необходимо раскрывать с помощью объяснительной модели (научной парадигмы), которую автор контрольной работы создает самостоятельно. Объяснительная модель выстраивается на основе определенного корпуса текстов (прежде всего – научных). Из них автор заимствует научные категории и метафоры, определения и идеи, составляющие методологический базис исследования. Ясная и непротиворечивая методология позволяет описать конкретное явление и представить оригинальную научную идею. При этом предполагается, что автор контрольной работы, во-первых, указывает все задействуемые им опорные источники и их авторов. А во-вторых – приводит конкретные эмпирические данные (статистическая информация, масс-медийные материалы, жизненные истории и проч.), иллюстрирующие какой-либо предъявляемый тезис или высказываемую идею. Разумеется, источники приводимых примеров тоже следует указывать.
Требования к структурно-содержательной стороне текста контрольной работы:
1. титульный лист (с указанием общей темы исследования);
2. раздел «Аннотация» (краткая характеристика исследования – представление используемой объяснительной модели; здесь указываются ключевая авторская идея, опорные научные категории и термины, а также основные исследователи, к трудам которых автор обратился);
3. собственно текст исследования (открывается индивидуальным авторским заголовком; допускается разделение текста на «главки», у каждой из которых должно быть название);
4. соответствие содержания текста указанной теме;
5. сопровождение сообщаемых тезисов и идей эмпирическими данными (статистическая информация, масс-медийные материалы, жизненные истории и проч.);
6. указание исследователей, чьи концепции, категории и термины задействованы автором в основном тексте; возможно и указание трудов, к которым автор обратился напрямую и/или через источники заимствования;
7. указание используемых источников в постраничных сносках;
8. раздел «Выводы» (резюмирование результатов исследования);
9. раздел «Библиография» (все использованные библиографические ресурсы – те, которые автор действительно напрямую освоил, – располагаются в алфавитном порядке и оформляются согласно ГОСТ 7.1-2003, 7.0.5-2008, 7.0.11-2011);
10. [по желанию автора] раздел «Приложения» (иллюстративный материал по теме исследования; при этом у каждого приложения должно быть название);
11. язык Times New Roman; 14-й кегль (сноски – 10-й кегль); интервал 1,5 (для сносок – одинарный интервал); абзацный отступ 1,25 см (сноски – постраничные, без абзацного отступа); выравнивание по ширине (заголовок – по центру); заголовок и названия «главок» набираются полужирным шрифтом (в самом тексте допустимо использование отдельно полужирного шрифта и курсива); нумерация страниц вверху по центру (на титульном листе номер не ставится);
12. стилистико-языковая грамотность;
13. аккуратность исполнения;
14. объем – не менее 8 страниц.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные источники
1. Больц Н. Азбука медиа / пер. с нем. Л. Ионина и А. Черных. М., 2011.
2. Медиа. Введение: учеб. для студ. вузов / под ред. А. Бриггза и П. Кобли; пер. с англ. Ю.В. Никуличева. М., 2012.
3. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2004.
Дополнительные источники
1. Ашкеров А. Экспертократия. Управление знаниями: производство и обращение информации в эпоху ультракапитализма. М., 2013.
2. Андерсон П. Истоки постмодерна / пер. с англ. А. Апполонова под ред. М. Маяцкого. М., 2011.
3. Баксанский О.Е. Когнитивное конструирование реальности: Философия образования / О.Е. Баксанский, Е.Н. Кучер. М., 2013.
4. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. М., 2005.
5. Бард А. Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма / А. Бард, Я. Зодерквист; пер. со швед. СПб., 2004.
6. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман; пер. с англ. Е. Руткевич. М., 1995.
7. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003.
8. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / пер. Н.В. Суслова. Екатеринбург, 2000.
9. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / пер. с франц. А. Качалова. М., 2015.
10. Бурдье П. О телевидении и журналистике / пер. с франц. Т. Анисимовой, Ю. Марковой; отв. ред., предисл. Н. Шматко. М., 2002.
11. Ваттимо Дж. Техника и существование / пер. с итал. Н. Вышинского. М., 2013.
12. Дебрэ Р. Введение в медиологию / пер. с франц. Б.М. Скуратова. М., 2010.
13. Дзялошинский И.М. Современное медиапространство России: учеб. пособие для студ. вузов. М., 2015.
14. Диксон П. Фабрики мысли / пер. с англ. М., 2004.
15. Дугин А. Поп-культура и знаки времени. СПб, 2005.
16. Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов / Е.Г. Дьякова, А.Д. Трахтенберг. Екатеринбург, 1999.
17. Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху / пер. с англ. С. Кормильцева, Е. Бачининой, В. Харитонова. Екатеринбург, 2008.
18. Иваненко Е.А. Созвездие Горгоны (эссе об эффектах медиа) / Е.А. Иваненко, М.А. Корецкая, Е.В. Савенкова. СПб., 2012.
19. Интенциональность и субъективность: труды теор. сем. каф. филос. Вып. 1 / отв. ред. А.В. Личутин; Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск, 2005.
20. Информационное общество: сборник / сост. А. Лактионов. М., 2004.
21. Как превратить знания в стоимость: решения от IBM Institute for Business Value / сост. Э. Лессер, Л. Прусак; пер. с англ. М., 2006.
22. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург, 2004.
23. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000.
24. Кин Д. Демократия и декаданс медиа / пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. А. Смирнова. М., 2015.
25. Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика: учеб. пособие. М., 2008.
26. Кириллова Н.Б. Медиалогия как синтез наук. М., 2013.
27. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М., 2005.
28. К мобильному обществу: утопии и реальность / под ред. Я.Н. Засурского. М., 2009.
29. Курлов А.Б. Методология информационной аналитики / А.Б. Курлов, В.К. Петров. М., 2014.
30. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с франц. Н.А. Шматко. СПб, 1998.
31. Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т.В. Барчуновой; ред. пер. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. М., 2004.
32. Луман Н. Медиа коммуникации / пер. с нем. А. Глухова, О. Никифорова. М., 2005.
33. Луман Н. Реальность массмедиа / пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М., 2012.
34. Маккуайр С. Медийный город: медиа, архитектура и городское пространство / пер. с англ. М. Коробочкина. М., 2014.
35. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В.Г. Николаева; закл. ст. М.К. Вавилова. М., 2007.
36. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего / пер. с англ. И.О. Тюриной. М., 2005.
37. Маклюэн М. Война и мир в глобальной деревне / М. Маклюэн, К. Фиоре; пер. с англ. И. Летберга. М., 2012.
38. Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации: монография. Барнаул, 2002.
39. Маркузе Г. Критическая теория общества. Избранные работы по философии и социальной критике / сост. Э. Финберг и У. Лейсс; пер. с англ. А.А. Юдина. М., 2011.
40. Матисон Д. Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов / пер. с англ. Харьков, 2013.
41. Медиа: между магией и технологией / под ред. Н. Сосна и К. Федоровой. М.; Екатеринбург, 2014.
42. Медиасистема России: учеб. пособие / под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2015.
43. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию и исследования. М., 2003.
44. Нейсбит Д. Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиски смысла / Д. Нейсбит при уч. Н. Нейсбит и Д. Филипса; пер. с англ. А.Н. Анваера. М., 2005.
45. Нейсбит Д. Старт! или Настраиваем ум!: Перестрой мышление и загляни в будущее / пер. с англ. А. Георгиева. М., 2009.
46. Новикова А.А. Телевизионная реальность: экранная интерпретация действительности. М., 2013.
47. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / пер. с нем. Л.Н. Рыбаковой; общ. ред. и предисл. Н.С. Мансуровой. М., 1996.
48. Опенков М.Ю. Хакни будущее: введение в философию общества знаний: курс лекций для студ. филос. фак. М., 2007.
49. Рашкофф Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / пер. с англ. Д. Борисова. М., 2003.
50. Рикер П. Время и рассказ: в 2 т. / пер. с нем. Т.В. Славко. М.; СПб., 1998, 2000.
51. Руднев В.П. Реальность как ошибка. М., 2011.
52. Серл Д.Р. Конструирование социальной реальности / пер. с англ. А. Романовой. СПб, 1999.
53. Сибрук Д. Nowbrow. Культура маркетинга / маркетинг культуры / пер. с англ. В. Козлова. М., 2005.
54. Симмонс А. Сторителлинг: Как использовать силу историй / пер. с англ. А. Анваера. М., 2013.
55. Социальная информатика: Основания, методы, перспективы / В.Б. Бритков [и др.]; отв. ред. Н.И. Лапин. М., 2010.
56. Суджич Д. Язык вещей / пер. с англ. М. Коробочкина. М., 2015.
57. Татару Л.В. Нарратив и культурный контекст. М., 2011.
58. Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология» / пер. с нем. М.Л. Хорькова под ред. О.В. Кильдюшова. М., 2007.
59. Черных А.И. Медиа и демократия. М.; СПб., 2011.
60. Черных А.И. Мир современных медиа. М., 2007.
61. Черных А.И. Ритуалы и мифы медиа. М.; СПб., 2015.
62. Эко У. Сказать почти то же самое. Опыты о переводе / пер. с итал. А.Н. Коваля. СПб., 2006.
63. Яковлев И.П. Современные теории массовой коммуникации. СПб., 2011.
64. Ясавеев И.Г. Социальные проблемы и медиа: конструкционистское прочтение. Саарбрюккен, 2010.
Интернет-ресурсы
1. Авторский проект Екатерины Алеевой EVARTIST (сайт, посвященный журналистике, рекламе и PR): https://evartist.narod.ru
2. Интернет-издание «Частный корреспондент»: https://www.chaskor.ru.
3. Интернет-портал – ежедневное электронное издание о событиях в сфере масс-медиа «ЖурДом»: https://jourdom.ru.
4. Научный журнал «Партнерства факультетов журналистики» «Меди@льманах»: https://mediaalmanah.ru.
5. Портал социологических и философских исследований: https://sociologos.net.
6. «Постнаука» – интернет-проект о современной фундаментальной науке и ученых, которые ее создают: https://postnauka.ru.
7. Проект Mediacrowd (интернет-ресурс, посвященный мультимедиа): https://mediacrowd.org.
8. Сайт «Теории и практики» (интернет-платформа для обмена знаниями): https://theoryandpractice.ru.
9. Сайт Центра экстремальной журналистики: https://www.cjes.ru.
10. Сайт Colta.ru (Все о культуре и духе времени): https://www.colta.ru.
11. Сетевая межуниверситетская площадка «Универсариум» (Мы учим учиться): https://universarium.org.
12. Философский портал: https://www.philosophy.ru.
13. Электронное издание «Журналистика и медиарынок» (сайт одноименного профессионального журнала): https://www.jourmedia.ru.
14. Электронное периодическое издание «Журналист» (сайт одноименного профессионального журнала): https://journalist-virt.ru.
15. Электронное периодическое издание «Интернет-проект «ИноСМИ.Ru» (Все, что достойно перевода): https://inosmi.ru.
16. Электронный журнал «Медиаскоп»: https://www.mediaskope.ru.