Способы развития внимания.




Введение

Внимание– один из тех познавательных процессов человека, в отношениисущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов досих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже многовеков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процессавнимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любогодругого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают,что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояниечеловека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности,несводимые к характеристикам других познавательных процессов.Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особоеположение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает каких необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом»виде не представляется возможным.В данной контрольной работе была сделана попытка, рассмотреть феноменвнимания, его характерные особенности, функции, виды и психологические теориии также привести примеры некоторых тестов на определение качества внимания. Явление и определение внимания. Его характерные особенности. Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мыотмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть.Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяетсянашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становитсясодержанием размышлений.Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние,характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Онивыражаются в ее сосредоточенности на мнительно узком участке внешней иливнутренней действительности, которые на данный момент времени становятсяосознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание — это процесссознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации,поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. Свойства и виды внимания. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью,сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотримкаждое из них. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительноговремени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т. п.),третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, значимостью для личности), четвертые — с внешнимиобстоятельствами осуществления деятельности.Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстроутомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошочувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивымвниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечениювнимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание вповышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке,которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, вниманиебывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающихраздражителей оно колеблется, становится остаточно устойчивым. В жизнихарактеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетаниемвсех этих факторов, вместе взятых. Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность)проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечал ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта надругой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленныхпроцесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, какчеловек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем;второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, помимо прочего, соспециальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность,возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системынепосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, ипоэтому их следует рассматривать в основном как природно обусловленные. Распределение внимания — его следующая характеристика. Она состоит вспособности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельновыполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различныхдействий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.Известно, что память на прерванные действия способна сохраняться в течениеопределенного времени. В течение этого периода человек может без трудавозвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и происходитчаще всего в случаях распределения внимания между несколькими одновременновыполняемыми делами.Распределение внимания зависит от психологического и физиологическогосостояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видовдеятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область егораспределения обычно сужается. Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяетсяколичеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5 – 7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляются большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. Действительно эти феномены тесным образом связаны друг с другом.

Функции и виды внимания

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций.Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические ифизиологические процессы, способствует организованному и целенаправленномуотбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальнымипотребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенностьпсихической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.С вниманием связаны направленность и избирательность познавательныхпроцессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный моментвремени представляется наиболее важным для организма, для реализацииинтересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия,прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивностьмыслительной бдительности – словом, качество и результаты функционированиявсей познавательной активности.Для персептивных процессов внимание является своеобразным усилителем,позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти вниманиевыступает как фактор, способный удерживать нужную информацию вкратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие переводазапоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшемувзаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению исвоевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социальнообусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание,непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальноевнимание. Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденнойспособности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренниестимулы, несущие в себе элемент информационной новизны. Основной механизм,обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны. Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результатеобучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с збирательнымсознательным реагированием на объекты. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, накоторый оно направлено и который соответствует актуальным интересам ипотребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требуетусилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного временисосредоточивать на чем-то внимание, произвольное обладает всеми этимикачествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работойорганов чувств, а второе — с сосредоточенностью направленностью мысли. Причувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственноевпечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Способы развития внимания.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшиеформы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным.Непосредственное внимание — это также более низкая форма его развития, чемопосредствованное. Историю развития внимания, как и многих других психических Функций, пыталсяпроследить Л. С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции ихформирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развитияорганизованности его доведения, что ключ к генетическому пониманию вниманияследует искать не внутри, а вне личности ребенка.Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием».Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослогоребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредствомкоторых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания.При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное вниманиепостепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем этапоследняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех еговидов. Различия в характеристиках произвольного и непроизвольное внимания возрастаютначиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, азатем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз исвязана с тем, что в процессе своего развития система действий,обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается вовнутреннюю.Л. С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие еговнимания происходит в среде, включающей так называемый двойной рядстимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы,которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка. Сдругой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которыепервоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольноевнимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание взначительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем – и в отношении самого себя.Общая последовательность культурного развития внимания по Л. С. Выготскомусостоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем онсам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя... Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет». Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь с ребенком, появляетсяпервоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные признакив предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово всеболее и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений иприводит к образованию абстрактных понятий. Л. С. Выготский считал, что употребление языка как средства направления внимания и указателя к образованию представлений имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферу межличностного общения, где открывается простор для личностного развития. Первоначально процессы произвольноговнимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скореепроцессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно,употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самомусебе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольномувниманию. Попытаемся теперь в виде своеобразного «хронологического» резюме представить последовательность основных этапов развития детского внимания в том виде, как она выглядит по данным соответствующих наблюдений и экспериментальныхисследований: 1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса какобъективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка. 2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательскойдеятельности как средства будущего развития произвольного внимания. 3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названныйвзрослым предмет. 4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной вышепервоначальной формы произвольного внимания. 5. Четыре с половиной – пять лет. Появление способности направлять вниманиепод влиянием сложной инструкции взрослого. 6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного вниманияпод влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательный средства). 7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольноговнимания, включая волевое.Существуют различные тесты на внимания и упражнения на его тренировку, которыеможно использовать при обучении детей, потому что они как интересны, так иполезны для общего развития ребенка. Заключение Таким образом, можно сделать вывод о том, что в задачу формирования вниманиявходит не только развитие его как отдельного психологического процесса, но иформирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольноговнимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувстваответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнениядеятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности.Конкретно поставленные задачи, а также создание благоприятных условий дляактивной, самостоятельной работы.Не смотря на то, что исследования внимания порождают многочисленныенеразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно очень полезны, так какчеловеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научитьсяконцентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональнойдеятельности. И зная основные этапы развития внимания в различные годы жизниребенка, педагог может найти необходимое средство для улучшения внимания. Список использованной литературы 1. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений.В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС,1995. – 576с.2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо,1997. – 336с. Приложение №1 Психологические упражнения по развитию внимания Развить внимание можно с помощью следующих психологических упражнений:1. "Игры индейцев" для развития объема внимания: - двум или несколькимсоревнующимся в течение короткого времени показывают сразу много предметов,после чего каждый отдельно говорит судье, что он видел, стараясь перечислитьи подробно описать возможно большее число предметов. Так, один фокусникдобился того, что, быстро проходя мимо витрины, мог заметить и описать до 40предметов.2. "Печатная машинка" - это классическое театральное упражнение развиваетнавыки сосредоточения. Каждому человеку дается 1-2 буквы из алфавита,преподаватель называет слово и участники должны "выстучать" его на своейпишущей машинке. Называют слово и делают хлопок, затем делает хлопок тотчеловек, с чьей буквы начинается слово, затем хлопок учителя - вторая буква,хлопок ученика и т. д.3. "Кто быстрее?" Людям предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть вколонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например "о" или"е". Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения иколичеству допущенных ошибок - пропущенных букв: чем меньше величина этихпоказателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи истимулировать интерес.Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить:предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую -горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы сзачеркиванием другой. Со временем задание можно усложнить. Например, однубукву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком.Цель такой тренировки - выработка привычных, доведенных до автоматизмадействий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели. Время заданийварьируется в зависимости от возраста (мл. школьники - до 15мин., подростки -до 30мин.).4. "Корректура". Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений спропуском и перестановкой букв в некоторых словах.Человеку разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляяошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику, которыйисправляет оставленные, ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведениесоревнований в парах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: