Теория религиозных иллюзий




ХАМЗА МУСТАФА НИЯЗИ

ИСТОЧНИКИ КОРАНА

БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕЛКА

Эта теория, возможно, основана на следующих двух хадисах Сахиха Аль-Бухари, который описал состояние Мухаммада во время откровений. Оба хадиса рассказаны его женой Айшей.

Рассказывает его жена Аиша: Аль-Хариз бин-Хишам спросил Посланника Аллаха:, да благословит его Аллах и приветствует, «О Посланник Аллаха, как Божественное вдохновение открывается тебе?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Иногда это похоже на звук звонка, эта форма вдохновения самая тяжелая из всех, и затем это состояние проходит после того, как я уловлю, что мне внушается. Иногда приходит Ангел в человеческом обличье, говорит, и я понимаю, что он мне говорит». Аиша добавила: «Во время божественного вдохновения в очень холодный день я замечала капли пота на его лбу».

Другой хадис говорит: рассказывает Аиша, мать правоверных: «Божественное откровение начиналось с хороших слов, потом у него появлялась тяга к уединению. Он обычно ходил для уединения в пещеру горы Хира для поклонения единому Аллаху в течение нескольких дней, перед тем, как снова увидеть свою семью. Обычно он брал с собой немного еды, затем возвращался к Хадидже взять еды и снова уходил, пока вдруг Истина не снизошла на него, когда он был в пещере Хира. К нему пришел Ангел и велел ему читать. Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Я не знаю, как читать».

Филип Хитти в своей книге «Ислам и Запад: историческое обозрение» говорит: «Пророк испытывал состояние экстаза, когда получал откровение, этим усиливая обвинение в том, что он был эпилептиком».

В книге «Ислам и Запад: действительность и выдумки» Норман Даниель цитирует несколько взглядов: «По некоторым версиям, Мухаммад убедил Хадиджу в своем «скрытом превосходстве в искусстве магии», в других он выдвинул идею откровения после его первого эпилептического удара; описывая позицию Марка, Норман Даниель пишет: «Кроме эпилептической теории существует то, что мы можем назвать теорией религиозной иллюзии. В соответствии с этой теорией, человек глубоко религиозный может иметь видения, приводящие его к мысли, что все его мысли от Бога, в то время как это не так».

Д.М. Родвелл ссылается на высказывание: «Он, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, в течение всего жизненного пути был в большей или меньшей степени жертвой самообмана. Мать его была довольно нервозной женщиной, поэтому он мог быть подвержен болезненным и фантастическим галлюцинациям, чередование возбуждения и депрессий в глазах невежественных людей подтверждало его утверждения».

Как пишет Врайан С. Тарнер: «Традиционные описания жизни Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, или утверждают, что он был психически здоров, но выдумывал, что является Посланником Аллаха или что Мухаммад был психически нездоров и был уверен в своей миссии пророка». Точка зрения признанного атеиста Робинсона такова, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и не лицемер, и здоровый человек. Он полагает, что Коран является продуктом подсознания Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Коран не является божественным откровением, а лишь бессознательным воспроизведением знаний и опыта Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ошибочно присваиваемое Богу.

Описывая в общем теорию бессознательного создания Корана, можно выделить 3 главных пути ее развития: эпилептическая, религиозных иллюзий и подсознательная. Их роднит то, что в них есть предположение, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, создал Коран сам и создал его вопреки себе самому.

Теория религиозных иллюзий

И теория религиозных иллюзий, и теория бессознательного создания предполагают, что Коран действительно происходит от Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его знаний, воображения, опыта и окружающей обстановки, хотя он сам и не знал этого. Но в Коране есть многочисленные утверждения, которые не могли происходить от сознания Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, или его подсознания. Мы приведем примеры, связанные с историческими событиями, событиями будущего и некоторые психологические ситуации. Один из примеров в главе 18 Корана, которая была ниспослана в ответ на три вопроса мушриков (многобожников), которые, посоветовавшись с «людьми книги» (христианами и иудеями), задали Святому Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, вопросы, чтобы протестировать его. Их вопросами были:

1) Кто были «спящие в пещере»?

2) Какова реальная история Хидр?

3) Что ты знаешь о Зулькарнайне? Эти три вопроса, связанные с историей христианства и евреев, неизвестные в Хиджазе. Их выбор был продиктован желанием узнать, обладал ли Святой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, каким-либо источником знаний о невидимых и неизвестных вещах.

Когда три вопроса были заданы, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Завтра я расскажу вам», но не сказал: «Если Господу будет угодно». И когда они пришли к нему за ответом, он отложил встречу, и так продолжалось день за днем, пока на 15-ю ночь откровение не пришло.

Люди Мекки насмехались над ним, он терзался и печалился из-за того, что он не получил помощь, на которую так надеялся. Но Джибрил принес ему откровение, упрекающее его за его терзания и дающее ответы на вопросы. Долгое его ожидание объясняется в суре 18, аятах 23 и 24: «Не говори ни о чем: «Я это сделаю завтра» без того, что пожелает Аллах, и вспомни твоего Господа, когда ты забудешь, и скажи: «Может быть, выведет меня мой Господь к более близкому, чем это, по прямоте».

Обсуждая значение этой достаточно долгой задержки, Мартин Линде пишет: «Хотя промедление с откровением и было мучительно для Пророка и его последователей, но в действительности оно лишь добавило им силы. Его худшие враги отказались от каких-либо заключений, но для курайшитов, у которых было два вида мнений, это было мощным подтверждением его претензий и доказательством того, что откровения приходят к нему с небес и отрицанием его участия или какого-либо контроля за откровениями. Можно ли понять его, ведь если Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, выдумал ранние откровения, он не мог иметь задержку и в этот раз, особенно, когда риск был столь велик. Также заслуживает рассмотрения то, что Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, спрашивали и о необычных событиях. Трудно объяснить, как религиозные иллюзии могли бы помочь ему правильно ответить на вопросы, заставляющие молчать его критиков. Когда Коран говорит о продолжительности спящих в пещере: «И оставались они в пещере своей триста лет и прибавили еще девять» (18:25), у слов есть ясное значение. Аят не говорит: «300 и 9 лет», а использует явно более громоздкую форму «300 лет и плюс 9 лет». Почему прибавить 9 лет? Из-за того, что для использующих солнечный календарь этот промежуток — 300 лет, а лунный — 309 лет, т.к. лунный год на 11 дней короче.

За 300 лет добавка составила 9 лет. Доводы, что эта изумительная точность вычислений имеет своим источником подсознание Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, или, более того, галлюцинации, не кажутся удовлетворительными. Другой пример может быть взят в главе 89, которая имеет аяты 6—8, в которых упоминается древний город Ирам: «Разве ты не видел, как поступил твой Господь с Адом, Ирамом, обладателем колонн, подобного которому не было создано в странах». Если не использовать Коран, то других сведений об этом городе не было со времен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Это породило множество спекуляций о возможности его географического местонахождения. Поиски исследователей, опубликованные в официальных журналах национального географического общества Америки в декабре 1978 г., показали, что город Ирам был. В 1975 г. доктор Римского университета Паоло Мтиал, директор итальянской археологической миссии в Сирии, на руинах дворца, разрушенного примерно в 23 веке до нашей эры, нашел величайший когда-либо найденный архив. Было обнаружено более 15000 дощечек с надписями, из которых и стало известно об обширных связях этого города Элба с городом Ирам.

Трудно вообразить, что подсознание или религиозные иллюзии могли помочь Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, описать в Коране физические черты, архитектуру города, разрушенного за 3 тыс. лет до его рождения! Более того. Коран в нескольких местах утверждает, что ни Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ни другие люди не знали этих историй до ниспослания: «Это — из рассказов про сокровенное. Мы открываем их тебе, не знал их ты и твой народ до этого. Терпи же! Поистине, конец — богобоязненным!» (11:49). Необходимо напомнить, что ни один из современников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не встал на его пути, сказав: «Ты грубо ошибаешься, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Я такой же араб, как и ты, и знал об этом повествовании до тебя». Зачем Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, брал на себя губительный риск, декламируя. Даже если мы предположим, что он знал эти истории и ранее, но просто притворялся невежественным (в этом случае он мог быть не единственным из знающих эту историю), как он мог быть столь уверен в незнании других. Даже если бы он говорил правду, его враги могли бы использовать удобную ситуацию, т. к. утверждение пришло после ниспослания истории. Ни один из них не использовал эту возможность. По словарю современного английского языка подсознание определяется как «скрытый уровень разума и мыслей за пределами сознательных знаний».

Тот факт, что в Коране содержатся определенные утверждениях о будущих событиях, говорит такой пример: аяты 30:1— 7 были ниспосланы в 615 г. нашей эры. Здесь открыто утверждается, что хотя Римская империя разгромлена персами, но в ближайшее время она будет победителем. Здесь используется арабское слово «бидh'и», обозначающее период от 3 до 9 лет. И через 7 лет после пророчества римляне победили персов. И что может быть изумительнее того, что пророчество говорит: «И в этот день верующие победят». Как пишет Хингора в книге «Снизведение священного Корана»: «Пророчество исполнилось точно, и когда Гераклеус победил персов в решающей битве Иссус в 624 году, в этот же год мусульмане достигли победы над язычниками Мекки при Бадре и уверовавшие «веселились в этот день», как и предсказано в Коране.

Другой пример можно найти в аятах 111:1—4, где утверждается, что Абу Лахаб, дядя Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, умрет неверным. Описывая Абу Лахаба, Томас Патрик Хадес пишет: «Он был наиболее озлобленным врагом Пророка и становления Ислама всей своей властью. Когда Мухаммад получил приказ предостерегать окружающих, он призывал их всех вместе и говорил им, что он получил предостерегающее послание к ним перед мучительным Адом. Абу Лахаб отверг его миссию и закричал: «Ты сам умираешь! Неужели ты позвал нас сюда лишь ради этого?» и взял камень, чтобы бросить в Мухаммада.

Абу Лахаб умер 11 лет спустя начала проповеди Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Зная, что он был худшим врагом Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, было бы неблагоразумно делать такие заявления, ведь Абу Лахабу могло быть очень легко попытаться унизить Коран, уверовав. Почему Абу Лахаб отверг этот золотой шанс? Что дало Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, такую определенность, что даже за 10 лет Абу Лахаб не использовал эту соблазнительную возможность? В любом случае, опыт человека не может включать знания о будущем.

Также существуют некоторые психологические моменты, ослабляющие теорию о подсознательном создании Корана: в Коране нет таких вещей, как обвинение, подавление других, непотребные чувства, но есть назидания самому Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. К примеру, первые десять аятов 80 суры упрекают Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за обхождение с Умм Мактум. Описывая этот случай, Сайед Кутб говорит: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был занят с несколькими благородными людьми из рода Курайш, объясняя им Ислам, когда Умм Мактум, бедный слепой человек, остановил его. Не зная, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, занят с другими людьми, слепой мужчина попросил научить его нескольким аятам из Корана. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не был рад этой заминке. Он нахмурился и отвернулся от Мактума. Критикой по этому поводу начинается сура 80.

В аятах 8:67—68 Коран также осуждает Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за решение о 70 пленниках, взятых в бою при Бадре. И этим примеры не кончаются. Невероятно, чтобы порицания были продуктом подсознания Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Есть много других примеров. Вот один из них. Лицемеры распространяли злобные слухи, подвергающие сомнению целомудренность и честность жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Лиши. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был очень огорчен этими слухами. Но терпел месяц, ни разу не высказавшись. Потом пришло откровение и разоблачило мерзкие цели лицемеров и оправдало Лишу. (48:1—6). Кораническое откровение не могло бы уменьшить горе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, если бы он сам был его автором. К тому же, если бы Коран был продуктом его подсознания, его творение не заняло бы так много времени.

Другой трудностью, которая не может быть решена в рамках теории о подсознании, является тот факт, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, создал большое количество утверждений, не являющихся частью Корана. И очень важно, что сам он делал большое различие между ними, они действительно несравнимы. Тогда как Коран содержит вызов человечеству создать что-либо похожее, хадисы этого не делают. Хотя хадисы очень красноречивы, но их можно воспроизвести.

Мы попытались показать, что первое логическое предположение, рассматривающее Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, как создателя Корана — вольно или вопреки своим желаниям несостоятельно. Теперь перейдем ко второму логическому предположению, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не автор Корана, а просто копировщик других книг и других авторов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: