Черты стиля и музыкального языка. Европейские истоки творчества Генделя.




И. С. Бах и Г. Ф. Гендель: сравнительная характеристика творчества. Черты личности Г. Ф. Генделя.

Творчество Георга Фридриха Генделя, наряду с творчеством И.С. Баха, явилось кульминацией в развитии музыкальной культуры первой половины XVIII века. Многое объединяет этих двух художников, которые, к тому же, были ровесниками и соотечественниками:

· оба синтезировали творческий опыт различных национальных школ, их творчество – это своеобразное подведение итогов в развитии многовековых традиций;

· и Бах, и Гендель явились крупнейшими в истории музыки полифонистами;

· оба композитора тяготели к жанрам хоровой музыки.

· творчество обоих композиторов в той или иной мере опирается на традиции немецкой музыки (полифония как ведущий принцип мышления, протестантский хорал как интонационная основа музыкального языка, образный строй музыки, опирающийся на тексты и сюжеты Библии и Евангелия).

· трудолюбие и сила воли, помогавшие обоим преодолевать жизненные препятствия и способствовавшие активному развитию творчества, созданию большого количества произведений.

Однако в сравнении с Бахом творческая судьба Генделя сложилась совершенно иначе, с самого рождения он воспитывался в других условиях, а впоследствии жил и работал в иной общественной обстановке. Бах был потомственным музыкантом, Гендель же родился в семье довольно богатого цирюльника-хирурга и его ранние музыкальные наклонности не вызвали никакого восторга у его отца, который мечтал видеть сына юристом. Если биография Баха небогата внешними событиями, то Гендель прожил жизнь очень бурную, изведав и блестящие победы, и катастрофические срывы; уже при жизни Гендель добился всеобщего признания, был на виду у всей музыкальной Европы, тогда как творчество Баха было мало известно его современникам. Бах почти всю свою жизнь служил при церкви, огромную часть музыки написал для церкви, сам был очень набожным человеком, прекрасно знающим Священное Писание. Гендель же, будучи также глубоко религиозным протестантом, был исключительно светским композитором, сочинявшим прежде всего для театра и концертной эстрады. Чисто церковные жанры у него занимают небольшое место и сосредоточены в раннем периоде творчества.

С юных лет Гендель не пожелал мириться с зависимым положением провинциального церковного музыканта и при первой возможности переехал в вольный город Гамбург – город немецкой оперы. В эпоху Генделя он был культурным центром Германии. Ни в одном из других немецких городов музыка не пользовалась таким уважением, как там. В Гамбурге композитор впервые обратился к оперному жанру, к которому тяготел всю жизнь (в этом – еще одно его отличие от Баха).

Гендель был в числе выдающихся немецких художников своего времени, воплотивших идеи Просвещения, обратившись в своем творчестве к идеям Человека-борца, преодолевающего силой своего духа непреодолимые препятствия. Это позволяет считать его, наряду с Бахом, одним из великих гуманистов в европейском искусстве.

Периодизация творчества (см. творческий путь).

Черты стиля и музыкального языка. Европейские истоки творчества Генделя.

Стиль Генделя определяется в целом как героический, монументальный как по содержанию, так и по охвату жанров и музыкальному языку. Монументализм музыки Генделя вырос из героической сущности его музыки. Героика – излюбленная сфера этого композитора. Основные темы – величие человека, его способность к подвигу, героическая борьба (Гендель первый затронул тему героической борьбы в музыке, предвосхитив в этом Бетховена). Бах в своих монументальных хоровых произведениях более психологичен, его больше волнуют этические проблемы, в то время как Гендель широко воплотил в своей музыке идеи героико-патриотической борьбы. Драматизм содержания и образов его музыки сочетается с оптимистической верой в торжество человеческого духа.

Сложнее обстоит дело с национальной природой этого стиля. Стремления определить его как исключительно немецкий, или как чисто английский, односторонни. Попытки же рассматривать Генделя как некоего вненационального «гражданина мира» (они имели место не только в зарубежной, но и в нашей литературе) — совершенно ложны и искажают действительный облик его музыки. Гендель — сын немецкого народа, взращенный и воспитанный на немецкой демократической культуре. Интонации протестантского хорала часто звучат в его ораториях. Как полифонист и виртуоз на органе, он — наследник немецких мастеров XVII столетия. Его органные концерты очень близки к Баху, а некоторыми чертами предвещают Бетховена. Его клавирные сюиты написаны в стиле скорее южнонемецкой школы, нежели английских верджиналистов. И после перехода в 1726 году в английское подданство Гендель продолжал хранить преемственные связи с немецкой музыкой. В особенности в ораториях на библейские сюжеты он бывает непосредственно близок к Шютцу, его речитативам и хорам a cappella. Немецкий народ с полным правом считает его своим национальным художником.

Вместе с тем, историческим является тот факт, что для немецкого композитора Генделя Англия была второй родиной и англичане, как и немцы, считают его своим. В самом деле, невозможно отрицать, что его творческая и исполнительская деятельность, по крайней мере, с начала 20-х годов XVIII века стала центром всей английской музыкальной жизни. В антемах, отчасти органных концертах и ораториях, Гендель — единственный законный наследник Пёрселла, величайшего композитора Англии, творчество которого он изучал. Оратории «Мессия», «Иуда Маккавей» и другие были написаны прежде всего для английского народа в связи с событиями его жизни и борьбой. Некоторые арии Генделя стали английскими народными песнями. Гендель сохранил самобытный универсальный стиль, синтезировавший лучшие черты английской, итальянской и французской музыкальной культуры.

Гендель – создатель искусства не только немецкого или английского, но мирового, общечеловеческого значения, поскольку он неизбежно стал наследником не только немецкой, но и всей западноевропейской музыки, действенно и гармонично освоив ее сокровища. Он широко обращался к итальянской опере, концерту, сонате как жанрам, решая их в своем оригинальном стиле. Немалое воздействие оказали на его творчество и традиции французской клавесинной и оркестровой традиции (тип французской увертюры, тяготение к монументальному оркестровому письму). Особое значение имели для формирования его творчества традиции английской музыки.

Музыкальный язык Генделя основывается на характерном для эпохи барокко синтезе полифонического и гомофонно-гармонического начал. Гендель, подобно композиторам своего времени, выступает как яркий новатор, создатель синтетического – гомофонно-гармонического – стиля, ярче всего проявившегося в его монументальных вокально-хоровых произведениях (примеры). В его инструментальной и оперной музыке получил развитие и достиг вершин концертный стиль эпохи, опирающийся на виртуозно-импровизационные типы развития. Он ярко проявился в его оперных ариях, концертах, оркестровых и клавирных сюитах. Мелодический язык произведений композитора, в отличие от баховского, не имеет столь глубокого символического интонационного подтекста. Генделевская мелодика основана на широких, уверенных мелодических и ритмических оборотах (ходы на октаву, кварту, квинту), хотя иногда и в его музыке проявляются характерные для эпохи риторические элементы и фигуры (примеры). С точки зрения формы, Гендель, подобно Баху, достиг совершенства в построении крупных, монументальных композиций (оратории, концерты, сюиты), обобщив и подытожив тем самым достижения эпохи барокко.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: