Тема 5. «Педагогическое мастерство учителя начальных классов. Педагогическая техника» (2 часа)
Тип урока: комбинированный (сообщение и применение новых знаний).
Цель: содействиеосознанию обучающимися необходимости становления профессионального мастерства учителя начальных классов.
Задачи: 1. Познакомить студентов с основами педагогического мастерства учителя начальных классов.
2. Развивать умение аннотировать статью о профессиональном мастерстве учителя начальных классов.
3. Воспитывать профессионально значимые качества: персональная ответственность, дисциплинированность, самостоятельность; умение работать с периодической печатью.
Оборудование:
· Журналы «Начальная школа» (по кол-ву обучающихся).
· Алгоритм составления аннотации статьи из периодической печати (по кол-ву обучающихся).
Основные методические приемы:
· Мозговой штурм.
· Работа с раздаточный материалом (алгоритм).
· Составление аннотации.
Литература:
1. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.
2. Маркова А.К. Психология труда учителя.
3. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства.
4. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя.
Структура урока:
I часть: приветствие, отметка присутствующих на уроке.
- На прошлом занятии мы знакомились с ФГОС НОО. Сегодня наша задача рассмотреть, что такое методическое мастерство учителя.
Стадия «ВЫЗОВА»
- Что, по вашему мнению, предполагает методическое мастерство учителя начальных классов?
(ответы студентов, запись на доске)
Стадия «СОДЕРЖАНИЯ»
1. Лекция по теме учебного занятия.
2. Работа с журналом «Начальная школа»
Инструкция:
- Выберите статью из журнала, где, по Вашему мнению, описано методическое мастерство учителя.
- Прочитайте статью и составьте к ней аннотацию по предложенному алгоритму.
(запись в тетрадь)
Стадия «РЕФЛЕКСИИ»
- Продолжите предложение «Составление аннотации это - …»
Д./з. Составить презентацию к аннотации статьи и подготовиться к публичному выступлению.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ К ТЕМЕ
Ни для кого не секрет насколько важны личность учителя, его профессионализм, педагогическое и методическое мастерство. Ведь именно от учителей зависит насколько спокойно, качественно, без серьезных проблем пройдет вхождение начальной школы в русло новых образовательных стандартов.
Рассмотрим, в чем же заключается педагогическое мастерство учителя. Итак, педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. Элементами педагогического мастерства учителя являются:
· Гуманистическая направленность личности учителя, которая весьма многогранна: ориентация на себя – самоутверждение, ориентация на детский коллектив, на средства педагогического воздействия, на цели педагогической деятельности.
· Профессиональные знания, которые направлены на науку, методику преподавания, психологию и педагогику. Особенностью профессиональных знаний является их комплексность и личностная окрашенность. На основе профессиональных знаний формируется профессиональное сознание – принципы и правила, лежащие в основе действий и поступков.
· Педагогические способности указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности: коммуникативные (общительность, расположенность к людям), перцептивные (профессиональная зоркость, педагогическая интуиция), динамизм личности (способность к волевому воздействию и логическому убеждению), эмоциональная устойчивость (умение владеть собой), оптимистическое прогнозирование, направленное на становление личности каждого ученика, креативность (способность к творчеству).
· Педагогическая техника – форма организации поведения учителя (умение управлять собой, умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач).
К критериям педагогического мастерства можно отнести: целесообразность, продуктивность, оптимальность, творчество.
Нельзя не отметить тесную связь педагогического мастерства и педагогического творчества. Педагогическое мастерство подразумевает использование учителем хороших образцов педагогического труда, апробированных и отработанных. В свою очередь педагогическое творчество имеет два уровня: 1) использование существующих знаний и расширение области их применения; 2) создание совершенно нового подхода, изменяющего привычный взгляд.
Наиболее распространенный путь – через опыт к мастерству.
Весьма важными являются психолого-педагогические вопросы самообразования и самовоспитания учителя, которые связаны с соответствием предъявляемых учителю качеств с тем, что есть на самом деле. Каждый учитель должен задать себе вопрос: «Соответствую ли я тем требованиям, которые предъявляются к современному учителю». Далее нужно проанализировать это соответствие или несоответствие и разработать программу самообразования и воспитания. В основу работы по самосовершенствованию и самовоспитанию должна быть положена общая подготовка учителя как резерв повышения квалификации и профессионального мастерства. В нее включают: общетеоретическая научная подготовка, общедидактическая и психолого-педагогическая подготовка.
Каждый учитель должен критически смотреть на себя, анализировать свою деятельность и искать пути самосовершенствования.
Рассмотрим методы самосовершенствования педагогов:
· Самопознание (самонаблюдение – фиксация и анализ педагогической деятельности, самоанализ – критическая оценка, сравнение с идеалами, самоиспытание – происходит в учебной или воспитательной деятельности).
· Самооценка (объективность, критика коллег).
· Самостимулирование (необходимы качества: воля, целеустремленность).
· Самопрограммирование (программа самосовершенствования).
· Самовоздействие (приемы: самоинструкция, самоконтроль, самоубеждение, самопринуждение).
Итак, каковы же современные требования к учителю:
· Глубокое знание теории предмета
· Отличное методическое вооружение
· Знание теории воспитания и методики воспитательной работы
· Знание педагогики и психологии
· Знание дидактики
· Нравственно-эстетические качества
· Искусство общения
· Культура речи
· Сформированность педагогических умений
· Владение современными педагогическими технологиями
· Педагогический кругозор
· Высокое качество уроков
· Высокий уровень внеклассной работы
· Творческий подход
· Методический вклад педагога и т. д.
Таким образом, можно сказать, что успешность реализации стандартов второго поколения, в большой степени зависит от учителя, который даст своим ученикам возможность самостоятельно добывать знания, принимать решения, ставить цель, искать пути реализации этих целей, оценивать свои действия и результаты своих действий, то есть сформирует универсальные учебные действия. И, конечно, педагогическое мастерство учителя сыграет в этом далеко не последнюю роль.
Приложение 1
Аспект-маркер
Наименование аспекта | Маркер аспекта |
1. Сведения об авторе 1.1 Профессия | Автор монографии - … Монография известного отечественного исследователя… Автор, доктор технических наук, профессор… |
1.2 Ученая степень, звание | Академик…посвятил свою монографию Статья доцента кафедры профессионального образования…посвящена… |
1.3 Национальность или гражданство | Автор, известный французский математике… Книга видного американского социолога… посвящается… Труды…, родившегося в России и эмигрировавшего в США,…заложили основу нового научного направления - … |
2. Форма (жанр) аннотируемого документа + предмет рассмотрения или тема документа | Издание (монография, статья, учебник, практикум, словарь, руководство и т.п.) посвящено (представляет собой, содержит, дает представление и т.п.)… Сборник включает статьи, посвященные… В справочнике нашли освещение вопросы… |
3. Время исследования | Хронологические рамки исследования -… Анализируемая работа содержит сведения о…за период… |
4. Место исследования | Описывается способ…, разработанный в Московском НИИ радиологии… Рассматривается технология педагогического проекта, разработанная… |
5. Характер подачи материала 5.1 Систематическое изложение | В монографии всесторонне анализируется… Сборник – итог комплексного исследования… Обосновывается и раскрывается сущность проблемы… |
5.2 Постановка проблемы | Рассматривается (обсуждается, ставится, дискутируется.. и т.п.) проблема… |
5.3 Описание методики | Описан принципиально новый метод… Рассматривается метод… |
5.4 Сведения о фактическом материале, положенном в основу исследования | На обширном фактическом материале… показывается… Книга основана на фактических данных… Анализируются реальные события… |
5.5 Обобщение данных по различным источникам | В монографии обобщен научный материал… Приводятся результаты коллективного изучения и обобщения Обобщаются ранее не систематизированные данные по… |
5.6 Рекомендации практического характера | Даются рекомендации по… Описываются рекомендации по практическому применению… На практике рекомендуется… |
5.7 Отличительная особенность, новизна излагаемого материала | Принципиальное отличие подхода…, который отстаивает автор, заключается в… Впервые вводится в научный оборот… Сборник посвящен малоизученной проблеме… В монографии впервые представлен… |
6.Причины переиздания и отличительные особенности данного издания | Третье издание…включает новые разделы по… В переиздании…заново написаны главы о…, изменена структура… Новое издание отличается от предыдущего… В отличие от…, в состав нового издания вошли… |
7. Характеристика справочного аппарата издания | Издание снабжено…(вступительной статьей академика…, предметным и именным указателями…) В состав справочного аппарата монографии вошли… Статья (монография) сопровождается списком литературы, включающим… названий. |
8. Читательский адрес и целевое назначение | Книга, статья адресуется (рассчитана, предназначена для…, представляет интерес для, может быть использована, будет полезна, может быть рекомендована…) |