Метро, которого нет – нереализованные проекты




Поезд Читающая Москва

Новый тематический поезд “Читающая Москва” отправится со станции метро “Воробьевы горы” завтра, 31 мая 2008 года, в 10.30. Поезд проедет до станции метро “Кропоткинская”, где находится Московский Дом книги, в котором в полдень начнется концерт, приуроченный к запуску нового поезда. С 1 июня новый поезд будет регулярно курсировать по кольцевой линии.

Как и в других тематический поездах, в “Читающей Москве” не будет рекламы. По словам Дмитрия Рунге (начальника управления книгоиздательских программ Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы) основная идея этого поезда – это экскурс по произведениям детской и юношеской литературы, начиная от сказок, баллад и до произведений современных отечественных и зарубежных авторов.

На стенах поезда будут изображены герои литературных произведений, репродукции иллюстраций из книг, отрывки из литературных произведений.

Первый вагон нового поезда посвящен русским былинам (“Илья Муромец и Соловей-разбойник”, “Добрыня и Змей”), и героям народных сказок (Колобок, Царевна-лягушка, Иван-царевич.)

Второй вагон напомнит нам о произведениях русских классиков: “Ревизор” Николая Гоголя, “Записки охотника” Ивана Тургенева, “Маскарад” Михаила Лермонтова.

Третий вагон отдан под тему “природа”. Здесь можно будет увидеть таких героев, как Лягушка-путешественница, Серая Шейка.

Четвертый вагон “Читающей Москвы” познакомит нас с Айболитом, Мухой-Цокотухой, Стариком Хоттабычем и Незнайкой.

В пятом вагоне будут изображены герои и цитаты из таких книг как “Королевство кривых зеркал”, “Тимур и его команда”.

И, наконец, последний, шестой вагон, создатели поезда посвятили зарубежной литературе. Здесь мы вспомним произведения Антуана де Сент-Экзюпери, Марка Твена, Жюля Верна и других писателей.

Во всех вагонах поезда “Читающая Москва” планируется развесить ящики для буклетов о книжных новинках.

В оформлении поезда участвовали издательский дом “Литературная газета”, издательство “Детская литература”, а также рекламные агентства.

 

В 2003 году был запущен поезд “Курская дуга”, посвященный 60-летию Курской битвы. Пассажиры необычного поезда могут ознакомиться с историей бронепоезда “Московский метрополитен”, который участвовал в исторической битве на Курской дуге.

 

В 2006 году на Сокольнической линии начал курсировать поезд “Красная стрела”, посвященный знаменитому железнодорожному поезду с одноименным названием, ставшему первым на РЖД поездом со спальными вагонами.

 

Также в 2006 году был обновлен знаменитый состав “Народный ополченец”.
В вагонах поезда расклеены плакаты, рассказывающие об участии народного ополчения в битве под Москвой, и об истории метро в военное время.

 

В 2007 году московский метрополитен совместно со школой Сергея Андрияки запустили поезд “Акварель”, ставший картинной галереей на колесах.

 

 

Метро, которого нет – нереализованные проекты

История московского метро начинается задолго до дня его открытия 15 мая 1935 года. Самые первые предложения по строительству внеуличной транспортной системы в Москве появились еще в 70-х годах XIX века. Но тогда дальше предложений дело не сдвинулось.
15 мая 1902 года один из инициаторов отечественного метростроения инженер Петр Балинский и его соавтор Евгений Кнорре подали на имя московского генерал-губернатора докладную записку о необходимости создания в Москве “городских железных дорог большой скорости внеуличного движения”. Авторам впервые в отечественной истории удалось добиться широкого обсуждения своего проекты во влиятельных кругах.
Представление проекта в городской Думе состоялось 7 августа 1902 года. После бурных обсуждений городская Дума вынесла резолюцию, в которой было сказано: “Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…”

Центральный вокзал метрополитена на Васильевском спуске. Москворецкий мост. 1902 год. Рисунок Н.Н.Каразина (по проекту инженеров Е.К.Кнорре и П.И.Балинского) Проект станции “Мясницкие ворота”. Трес МГЖД. 1929 год. Гражданский инжерен А.К.Болдырев, архитектор В.Д.ВладимировПроект станции “Красные ворота”. Трест МГЖД. 1929 год. Гражданский инженер А.К.Болдырев, архитектор В.Д.Владимиров.Проект станции “Советская площадь”. Трест МГЖД. 1927 год. Гражданский инженер А.К.Болдырев, архитектор В.Д.Владимиров/ Проект станции “Площадь Дзержинского”. Трест МГЖД. 1929 год. Гражданский инженер А.К.Болдырев, архитектор В.Д.Владимиров. Проект станции “Триумфальная площадь”. Трест МГЖД. 1929 год. Гражданский инженер А.К.Болдырев, архитектор В.Д.Владимиров. Проект станции “Красная площадь”. Трест МГЖД. 1930 год. Гражданский инженер А.К.Болдырев, архитектор В.Д.Владимиров. Проект станции “Страстная площадь”. Трест МГЖД. 1930 год. Гражданский инженер А.К.Болдырев, архитектор В.Д.Владимиров. Проект станции “Белорусский вокзал”. Трест МГЖД. 1930 год. Гражданский инженер А.К.Болдырев, архитектор В.Д.Владимиров. Проект станции “Казанский вокзал”. Трест МГЖД. 1929 год. Гражданский инженер А.К.Болдырев, архитектор В.Д.Владимиров. Проект станции “Площадь Свердлова”. Трест МГЖД. 1927 год. Гражданский инженер А.К.Болдырев, архитектор В.Д.Владимиров. Проект наземного вестибюля станции метро. Трест МГЖД. 1927 год. Гражданский инженер А.К.Болдырев, архитектор В.Д.Владимиров

С 15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б), посвященному реконструкции и дальнейшему развитию города страны было принято постановление, в которое вошло историческое решение “немедленно приступить к подготовительным работам с тем, чтобы в 1932 году уже начать строительство метро в Москве, как единственного средства быстрых и дешевых людских перевозок”.
те, кто должен был выполнить это решение, начали почти с нуля. Еще до революции Россия могла похвастаться отлично развитым горным делом и железными дорогами, однако в стране трудно было найти человека, который хотя бы раз видел метро своими глазами.
И, если с технической точки зрения, в Московском метрополитене многое было позаимствовано из опыта эксплуатации метрополитена Берлина, Парижа и Нью-Йорка, то архитектуре метро молодого пролетарского государства было уделено особое внимание.

Проект станции “Новокузнецкая”. Центральный зал. (1938 г.)
Архитекторы И.Г.Таранов, Н.А.Быкова. Проект станции “Новокузнецкая”. Центральный зал. (1938 г.) Проект станции “Павелецкий вокзал” (“Павелецкая-радиальная”). Наземный вестибюль. (1938 г.) Архитекторы В.А.Веснин, А.А.ВеснинПроект станции “Павелецкий вокзал” (“Павелецкая-радиальная”). Интерьер наземного вестибюля. (1938 г.) Архитекторы В.А.Веснин, А.А.Веснин/ Проект станции “Павелецкий вокзал” (“Павелецкая-радиальная”). Интерьер наземного вестибюля (1937 г.). Архитекторы И.Г.Таранов, Н.А.Быкова/ Проект станции “Завод имени Сталина” (“Автозаводская”). Центральный зал. (1938 г.) Архитектор Н.Н.АндриканисПроект станции “Завод имени Сталина” (“Автозаводская”). Центральный зал. (1938 г.) Архитектор Л.М.Поляков/ Проект станции “Спартак” (“Бауманская”). Фасад наземного вестибюля. (1938 г.) Архитектор Б.М.Иофан. Проект станции “Электрозавод” (“электрозаводская”). Центральный зал. (1938 г.) Архитекторы В.А.Щука, В.Г.Гельфрейх, И.Е.Рожин

 

К работе над оформлением станций метрополитена была привлечена широкая архитектурная общественность Москвы.
При проектировании станций метро перед всеми архитекторами стояла общая задача: создать наземные павильоны станций, пусть небольшие по размеру, но значительные по своим художественным достоинствам, чтобы они служили ориентирами в городской среде, связывая стилистически новую застройку Москвы с ее продолжением под землей; сделать подземные залы легкими, нарядными и светлыми, чтобы человек, впервые спустившийся в непривычное, подземное пространство, не только не испытывал страха, а, наоборот, переживал ощущение восторга и гордости за свою страну; связать художественное оформление станций метро с топографикой города, тематически отразить характер места, где расположена станция.

 

Станции метрополитена не должны быть только утилитарными сооружениями. Они должны были стать элементами целого подземного города и стать неотделимой частью всего городского ансамбля, продолжением городских улиц и площадей под землей. Это обязывало к поиску такого архитектурного оформления станций, которое не только отвечало бы специфическим требованиям эксплуатации такого сложного технического сооружения, как метро, но и отвечало бы требованиям, предъявляемым к архитектуре самых значимых общественных зданий города.
Первые эскизы оформления станций были выполнены в Метропроекте. Однако вскоре был объявлен конкурс между всеми архитектурно-проектными и некоторыми планировочными мастерскими Моссовета, с таким расчетом, чтобы по каждой станции получить несколько вариантов архитектурного решения задачи.

 

Прект станции “Стадион имени Сталина” (“Партизанская”). Центральный зал. (1939 г.). Архитектор В.М.ТаушкановПроект станции “Стадион имени Сталина” (“Партизанская”). Наземный вестибюль. (1937 г.) Архитектор Б.С.Виленский

 

Несмотря на разнообразие художественных впечатлений, проектирование всех станций исходило из единой творческой установки, которая всеми архитекторами была принята, как основное руководящее начало: подземные сооружения станций не должны быть похожи на подземелья, лишенные света и воздуха, наоборот, они должны нести заряд оптимизма и бодрости, быть просторными, наполненными ярким светом.
Какие-то из представленных проектов станций были осуществлены полностью, другое – частично, но большинство проектов так и остались на бумаге. Однако никто не станет спорить с тем, что станции Московского метрополитена остаются одними из наиболее ярких памятников своей эпохи, не только отразив творческие установки в архитектуре и градостроительстве того времени, но и во многом повлияв на их формирование.

 

Проект станции “Стадион имени Сталина” (“Партизанская”). Наземный вестибюль. (1937 г.) Архитектор Д.Н.ЧечулинПроект станции “Первомайская”. Наземный вестибюль. (1937 г.) Архитекторы Л.М.Поляков, Р.А.ПурингПроект станции “Первомайская”. Центральный зал. (1937 г.) Архитектор В.А. Ершов, Л.А.ШагуринаПроект станции “Первомайская”. Наземный вестибюль. (1937 г.) Архитектор И.Г.ГайнутдиновПроект станции “Серпуховская” (“Добрынинская”). Центральный зал. (1949 г.) Архитекторы Л.Н.Павлов, М.А.Зеленин, М.А.ИльинПроект станции “Таганская-кольцевая”. Центральный зал. (1949 г.). Архиткторы К.С.Рыжков, А.А.МедведевПроект станции “Павелецкая-кольцевая”. Центральный зал. (1949 г.) Архитекторы Н.Я.Колли, И.Н.КастельПроект станции “Парк культуры-кольцевая”, (1949 г.) Архитектор И.Е.РожинПроект станции “курская-кольцевая”, (1949 г.) Архитекторы Г.А.Захаров, З.С.ЧернышёваПроект станции “Калужская” (“Октябрьская-кольцевая”). Центральный зал. (1949 г.) Архитектор Л.М.Поляков

 

Хорошевская

Планируется, что станция метро «Хорошевская», которая откроется в 2014 году, станет первой станцией в московском метро, на которой будут установлены защитные экраны, предотвращающие падение пассажиров на пути.

По данным метрополитена ежегодно более 100 человек падают на рельсы по различным причинам (неосторожность, алкогольное опьянение, попытки суицида). Для того, чтобы обезопасить пассажиров, было решено сделать защитные стеклянные экраны. На старых станциях защитные экраны установить не получится из-за возможного нарушения архитектурного облика станций (44 станции – памятники архитектуры) и из-за того, что на старых линиях ходят поезда с разными расстояниями между дверьми. Поэтому решено начать устанавливать защитные экраны на новой линии, где будут ходить однотипные поезда.Станция «Хорошевская» входит в третий пересадочный контур московского метро наряду со станциями «Нижняя Масловка», «Петровский парк», «Ходынское поле», «Хорошевская», «Мневники», «Пресня», «Шелепиха», «Деловой центр». Все эти станции будут типовыми, причем цвет отделки будет соответствовать линии метро, на которую на этой станции можно сделать пересадку, например: на «Нижней Масловке» — серый, на «Петровском парке» — зеленый, на «Хорошевской» — фиолетовый. Планы по строительству новых станций метро в Москве можно посмотреть на официальном сайте метрополитена.

 

Факты

1. м. Парк Культуры, радиальная – с балкона можно хорошо разглядеть потрепанную крышу старого состава. Обратите внимание на воздухозаборники – в старых составах вентиляция происходит естественным образом по движению поезда, поэтому садиться и стоять стоит с правой стороны относительно движения, проще говоря, садиться ближе к стене, а не спиной к платформе – сквозняк заходит в вагон справа и идет по левой стороне.

2. Все лампы с питанием от отдельного источника обозначены буквой “А” – аварийное освещение.

3. Вот эту вроде простую картину стоит поразглядывать немного подробней. Здесь виден и контактный рельс с напряжением 825 В постоянного тока. Полосатая планка с цифрой 7 показывает край для безопасной остановки первого вагона при использовании состава из 7 вагонов. По цифре можно определить сколько вагонов в составе ходит на данной конкретной ветке. Белый треугольник – начало экстренного торможения помошником машиниста, если основное торможение к этому момент не было применено.Между путями в сложенном виде лежат мостки для гражданской обороны. Если метро будет использоваться как убежище, то эти мостки раскладываются и образуют лестницу для спуска на пути. Во время войны метро, конечно, использовалось как убежище, но на станциях были в основном только женщины и дети, мужчины ночевали и проводили время в менее комфортных условиях тоннеля.Электронные часы появились в метро позже, долгое время использовались стрелочные, отсчитывающие секунды с помощью мигающих точек.Такие часы довольно долго еще висели на ст.Александровский сад.

4. Поскольку метро никогда не останавливает свою работу (в ночной перерыв – его моют, чинят и т.п.), то по возможности многие запчасти и прочий инвентарь хранится на самих станциях и в переходах в железных гофрированных ящиках.

5. В нынешних поездах в кабину машиниста никак не заглянешь, а еще в 1990-х в метро ходило довольно много старых составов, где дверь к машинисту располагалась посредине и имела окрашенное стекло, в котором со временем образовывались процарапанности и можно было из вагона подглядывать за работой машиниста и смотреть в тоннель.

6. м.Киевская, кольцевая, украшена очень красивыми и искуссно сделанными мозаиками.На одной из них изображен красноармеец с мобильным телефоном, КПК и ноутбуком. Хотя, конечно же, это просто полевой телефон, трубка и таблица шифров.

7. м.Октябрьская – совершенно странная станция, построенная в советское время практически полностью как подземный храм. Здесь и центральный неф в виде большого зала с алтарем и боковые нефы - платформы. И апсида в глубине станции. Мугучая решетка украшена фактически древнеримскими имперскими штандартами, только вместо животных-символов легиона здесь красуются звезды. В 1995 году журналист Валерий Хилтунен опираясь на название “Октябрьская” в шутку предложил переименовать остальные 12 станций кольцевой ветки по месяцам.

8. Еще одна станция-храм – Новослободская. Витражи изготовляла группа старых рижских мастеров, изначально занимавшихся оформлением костелов. Если убрать некоторые советские детали, то стилистика полностью католическая.

9. Станции центра – это еще и убежища на случай ядерной и химической атаки. Как ни странно, мало кто из пассажиров даже знает, что вся плита при входе на станцию на этой фотографии – большой гермозатвор, который поднимается и полностью изолирует станцию от проникновения воздуха снаружи. (вроде добрынинская) Еще один вариант гермозатвора, замаскированный облицовкой из квадратов.

10. Панно на Добрынинской изображает праздничный парад сталинских времен, при этом физкультурники (спортивный клуб “Динамо” также увековечен) несут портрет Гагарина.
Напомним, что на момент открытия станции человечество не только еще не успело слетать в космос, но и сам Гагарин был лишь подростком старшего школьного возраста. А все просто! Изначально на портрете красовался Сталин.
Сталина в московском метро вообще было очень много, но при Хрущеве все убрали.
Крайне рекомендуем ознакомиться с разбором исчезнувших изображений Сталина в метро по этой ссылке.

11. По европейскому опыту на парапетах вестибюля понатыкали шипов, чтоб не садились птицы.

12. м.Павелецкая, радиальная. В одном из концов зала можно увидеть, как выглядела станция изначально. В 1943 году, во время войны она открылась именно в таком виде: без просторного центрального зала, с узкими проходами и выходами на платформы, как в Лондоне. Но в 1953 ее радикально переделали, сделали просторный зал, а прежние пилоны оставили только на небольшом участке.

13. м.Новокузнецкая. Картуш, посвященный городу-герою Сталинграду, каким-то чудом никогда не менялся и таким образом остался единственным дожившим до нас упоминанием Сталина в метро (новоделы на Курской не в счет).

14. Бронированная бочка для подозрительных предметов, найденных на станции, выдерживает взрыв.

15. м.Охотный ряд. Изначально при открытии в 1935 г. стены были облицованы плиткой, мрамор появился позднее, но небольшой участок плитки в одном из концов станции оставили на память.
Что интересно, в 1930-х полы на многих станциях были просто заасфальтированы, нынешняя плитка появилась только после войны.

16. м.Александровский сад. Это центральная станция, куда можно привозить интересующихся и показывать, как выглядит контактный рельс.

17. Станция Коминтерн – это и есть Александровский сад – напрямую соединялась с Охотным рядом, куда сейчас по сложной траектории и уходят пути, ныне использующиеся только в служебных целях. Сама станция узкая, с двумя платформами и, вдобавок изогнута потому, что ее приходилось сложно вписывать между фундаментов Манежа и Кутафьи башни Кремля.

 

18.

19. На относительно новой станции Боровицкая (1986 г.) в кирпичных арках для украшения были использованы плитки с незатейливыми рисунками.
В одной, например, рыба – один из символов Христа.

20. м.Лубянка. Как и Павелецкая, изначально станция не имела просторного зала, были лишь проходы на платформы. После войны ее переделали, облицевали белым мрамором, но изначальную часть также оставили в конце станции.

21. м.Комсомольская, радиальная. Одна из станций первой очереди строилась изначально с расчетом на большие потоки. Сейчас движение на ней хаотично, а изначально по крайним лестницам только спускались на станцию, а через центральную покидали ее по балконам. На колоннах стоит сокращение КИМ – коммунистический интернационал молодежи.
В память о том, что на строительстве метро трудилось много комсомольцев. Комсомольскую в 1934 г., открытым способом, разрыв всю площадь трех вокзалов. В красном мраморе м.Комсомольская, кольцевая, очутилось такое чудо: окаменелая раковина аммонита юрского периода.

22. И завершим рассказ той же картинкой, что и начинали. В 1990-х гг. на многий общественный транспорт, отвечающий экологическим требованиям клеили специальные наклейки. Метро не было исключением. Один из таких стендов дожил до наших дней в переходе на Театральную.

23. м.Красные ворота. Обратите внимание, что в нишах установлены урны. После первого террористического акта в метро в 1977 г. (8 января 1977 года в Москве была осуществлена серия террористических актов: в 17:33 в вагоне московского метро на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская» взорвалась бомба. в 18:05 произошёл взрыв в торговом зале продуктового магазина № 15 на улице Дзержинского (ныне Большая Лубянка), неподалеку от зданий КГБ СССР в Бауманском районе. в 18:10 произошёл взрыв около продовольственного магазина № 5 на улице 25 Октября (ныне Никольская). В результате этих терактов погибли 7 человек (все — при первом взрыве в метро), 37 были ранены.) урны решено было убрать в целях безопасности.

24. У вестибюля Кропоткинской (Дворец Советов) были стекла в арке, потом почему-то их глухо заделали

 

 

Сталин в метро https://moya-moskva.livejournal.com/1810220.html

В связи с проведенной реконструкцией наземного вестибюля Курской КЛ разгорелись жаркие споры. Руководство метрополитена приняло решение восстановить все упоминания о Сталине, которые во времена Хрущева были удалены с декоративных элементов внутренней отделки вестибюля. Более того, Дмитрий Гаев заявил, что если бы скульптура Сталина, которая когда-то стояла в этом вестибюле, не была утеряна, то и она вновь заняла бы свое место. Я не собираюсь никак комментировать это с идеологической точки зрения, хочу лишь напомнить, что при такой генеральной линии работы у Гаева осталось еще предостаточно. Представляю вашему вниманию подборку уничтоженных изображений Сталина в московском метро, которую я сделал не так давно.

1. Курская КЛ

Начнем мы с той самой величественной скульптуры работы Н. В. Томского, что находилась в наземном вестибюле Курской. В последние годы ниша была занята аптечным киоском.

2. Арбатская АПЛ

В эскалаторном зале находился огромный мозаичный портрет, выполненный скульптором Г. Опрышко. В одну из ночей 1955 года приехала бригада товарищей в штатском и уничтожила картину. Автор просил отдать ему хотя бы фрагмент с изображением головы Сталина, но получил отказ. Сейчас там просто декоративная рамка.

3. Белорусская КЛ

Среди мозаичных плафонов, выполненных во флорентийской технике, был и такой: труженицы села вышивают портрет Сталина. Теперь его место занял орден Трудового красного знамени (труженицы на месте).

4. Бауманская

В торце центрального зала станции есть мозаичное панно с красным знаменем. Сейчас очень хорошо видны границы новой вставки с Лениным.

Там же, в наземном вестибюле над эскалаторным наклоном высечена в мраморе цитата из приказа №130 Народного комиссара обороны от 1 мая 1942 года: "Фронт и тыл представляют у нас единый и нераздельный боевой лагерь". До нас не дошла только тщательно затертая фамилия ее автора. Но если приглядеться в реале (на фото этого, увы, не видно), то пять букв имени вождя все равно упорно проглядываются.

5. Павелецкая ЗЛ

Над эскалаторным наклоном, ведущим на станцию из здания Павелецкого вокзала, сохранилось оформление первого, позднее разрушенного при реконструкции вокзала наземного вестибюля станции. Тут сильно не заморачивались - просто оставили пустой кружок (фотка полумертвая, но там совсем темно).

6. Павелецкая КЛ

В торце центрального зала был бронзовый барельеф со Сталиным. Теперь там мозаика с гербом СССР и могучими пролетариями обоего полу.

7. Киевская КЛ

Глядя на старое фото, нельзя не заметить, что ранее барельеф был круглый, а не прямоугольный, как сейчас, и изображение на нем было не мозаичным, а гипсовым. Источники говорят, что там были изображены и Сталин, и Ленин. Теперь в смальтовой мозаике увековечен только последний.

Там же, в круглом эскалаторном зале, построенном в 1953 году, по стенам идет мозаичная композиция почти что в египетском стиле - стар и млад делают приношение всяческих даров гербу советской Украины. Не совсем ясно, зачем все эти предметы неживому символу? А вот если представить на его месте знакомый профиль, то все получается вполне логично.

8. Комсомольская КЛ

Тут самая занятная история. Первоначально два последних мозаичных панно, "Вручение гвардейского знамени" и "Парад Победы", выполненные великим художником Павлом Кориным, выглядели так: на первом из них изображен Сталин, передающий знамя солдату (за спиной Генералиссимуса стоят его ближайшие сподвижники: Молотов, Берия, Каганович), а на втором - те же персоны из партийной верхушки выстроились на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошены фашистские знамена. После того, как товарищ Берия потерял доверие, а товарищ Маленков надавал ему пинков (реальный стишок тех времен, мне друг рассказывал, у которого дед работал когда-то в НКВД), на коринских панно с него бесцеремонно сняли очки. Потом пришла очередь Молотова и других верных соколов. В 1963 году настала пора глобальных перемен: вместо "Вручения гвардейского знамени" появилось "Выступление Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт", а "Парад Победы" превратился в "Триумф Победы". Корин, которому поручили подготовить новые эскизы панно, сделал эту композицию такой, чтобы в нее вошло как можно больше фрагментов прежнего "Парада". С картины просто исчезло все сталинское Политбюро (трибуна Мавзолея теперь оказалась пустой), а на переднем плане появилась аллегорическая фигура: Родина-мать с пальмовой ветвью мира и серпом-молотом.

9. Новослободская

Здесь тоже была непростая история. По эскизам того же Павла Корина сделали еще одну мозаику с изображением Родины-матери: навстречу людям идет женщина с ребенком, тянущим ручки к солнцу, только вместо солнца в верхней части мозаики размещался портрет Сталина. Некоторые чиновники находили в коринском панно сходство со знаменитой Сикстинской Мадонной Рафаэля и считали, что подобному изображению в советском метро не место. А Хрущеву, который приезжал осматривать станцию, особенно не понравились ноги Родины.

- Почему она босая?! - возмущался Никита Сергеевич. - Намек на то, что у нас в стране людям обуви не хватает?! Почему дискредитируете советскую власть?!

Пришлось спешно исправлять оплошность: "обувать" аллегорическую фигуру в некое подобие древнеримских сандалий. Тем не менее антипатия к "художествам" на Новослободской у Хрущева все равно сохранилась. Вскоре из ЦК последовало распоряжение: мозаику убрать! Однако авторы проекта Новослободской пошли на риск и решили спасти коринскую работу от уничтожения. Панно загородили снаружи фальшивой стенкой, облицованной мрамором. Родина-мать пребывала "в заточении" вплоть до отстранения Хрущева от власти. Лишь после этого Корину удалось добиться разрешения вернуть мозаику в интерьеры станции. Декоративную стенку сломали, а в верхней части панно взамен портрета Сталина поместили изображение ленты с надписью "Мир во всем мире". Злосчастные сандалии убрали, оставив женщину босоногой - как и было первоначально задумано художником.

10. Площадь Революции

Мало кто знает, что помимо 76 скульптур с пограничниками и спортсменками на станции была еще одна - в торце ЦЗ стояла статуя Сталина, выполненная тем же скульптором - М. Г. Манизером. Называлось это произведение "Сталин и конституция". Но при строительстве второго выхода со станции в 1947 году монумент убрали. Старых фото нет, просто поверьте на слово, информация проверенная.

11. Краснопресненская

В торце центрального зала этой станции стояла небольшая скульптурная группа в полный рост: Сталин и Ленин. Сначала ее просто убрали, а в семидесятые в этом торце построили переход на ТКЛ.

12. Автозаводская

Большая статуя вождя стояла в северном торце ЦЗ станции.

13. Семеновская

Эта станция носила имя самого вождя. На фронтоне наземного вестибюля был барельеф, а в торце ЦЗ - еще один. Если уличный замазали еще более или менее незаметно, то пустой кружок на станции не заметит только слепой.

14. Добрынинская

Поглядите на мозаичное панно в наземном вестибюле станции, где изображены ликующие граждане, которые несут портрет первого космонавта, и подумайте. Ничего не кольнуло? Ну так я подскажу. Станция открыта в 1950 году, когда Юрий Гагарин еще был безусым юнцом. Был Сталин и на мозаике слева, но там его убрали как-то совсем топорно: хоть бы смальту подобрали под цвет, а то сразу в глаза бросается, что Гвардейский знак потом вставлен.

Еще один барельеф находился в торце центрального зала Добрынинской. Сейчас там типичная мозаика в стиле шестидесятых: дородная мамаша с младенцем, вокруг которых роятся искусственные спутники Земли.

15. Партизанская

Ранее на красном мраморе над статуями партизан были слова сталинской конституции: "Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР". Выше этой цитаты располагался бронзовый барельеф ее автора, снятый в 1959 году.

16. Электрозаводская

В торце ЦЗ был мраморный барельеф. Сейчас просто пустой кружок.

17. Таганская КЛ

И, наконец, величественная скульптурная группа "Сталин и молодежь" (скульпторы Е. П. Блинова и П. А. Баландин). Впоследствии ее заменили на панно тех же авторов с портретом В. И. Ленина, гербом СССР, союзных республик и изображениями городов-героев Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы. А сейчас там переход на ТКЛ.

 

Арбатская

Станция Арбатская, находящаяся под зданием Министерства Обороны, на удивление в своем убранстве имеет лишь исключительно мирные мотивы: фрукты, цветочки, виноградинки.Почему же для станции была выбрана именно эта стилистика?

Исторически на месте нынешнего нового здания МинОбороны располагался продуктовый рынок, с которого кормился весь арбатский район.

Арбатская площадь, середина 1920-х. За зданием кинотеатра Художественный ясно видны торговые “палатки”. Сейчас площадь сильно изменилась. При расширении улиц были снесены здания в левой части фото, сейчас здесь Новый Арбат сливается с Воздвиженкой. В начале 1930-х старый рынок разогнали, а для нового выстроили нечто капитальное. При строительстве вестибюля метро Арбатская, Филевской ветки, здание рынка пришлось немного укоротить. Во время войны в здание рынка попала бомба и впоследствии его решили не восстанавливать.

Вернемся к нашей Арбатской. Хоть открыта она была только в 1953 г. т.е. когда здание рынка перестало существовать, но тем не менее несомненно, что проектировалась она с оглядкой. Отсюда до сих пор мы видим на станции яблочки и цветочки. Обратите внимание также на арки и их схожесть с арками рынка на фото выше. В схожей стилистике был оформлен наземный вестибюль, который ныне поглощен зданием МинОбороны. Из трех арок оставили две в торце здания, но пользоваться мы продолжаем все тем же вестибюлем, только сейчас, входя в метро оказываемся как бы на территории МинОбороны. Вестибюль находится в его внутреннем дворе, что можно отчетливо видеть на карте Google. Кстати, когда будете подниматься по эскалатору с этой станции обратите внимание, что до сих пор напротив эскалаторов в стене белеет огромная рама, обрамленная каменными растениями (опять же рынок!): в ней до 1956 г. было изображение Сталина.

 

Новокузнецкая https://moscowwalks.ru/2008/02/18/novokuzneckaya/#more-52

Новокузнецкая – уникальная станция Московского метро. Строилась во время войны и была открыта в 1943 году, что не могло не отразиться на внешнем облике станции.
Внимательный человек может запросто провести час на станции, читая и перечитывая ее как старую идеологическую, но мастерски написанную книгу.

Открытая во время войны станция должна была показать преемственность и единую историю СССР и прошлой России. Удивительно, но русские князья и царские полководцы вдруг изображались героями на барельефах станции. Стоит вспомнить, что в 1920-30-е гг. на волне призыва “Отречемся от старого мира” многие дореволюционные герои ушли в небытие. В частности, те же Александр Невский и Дмитрий Донской стали просто удельными князьями, а про царских военноначальников и вообще в школе могли не упоминать. В частности, мощи Александра Невского какое-то время даже выставлялись в бывшем Страстном монастыре, тогдашнем Антирелигиозном музее на всеобщее обозрение и призваны были наглядно демонстрировать тленность остатков святых. В преддверие войны старых героев стали робко воскрешать. Эйзенштейн, например, снял фильм “Александр Невский” (правда, фильм сразу же перестали демонстрировать после подписания пакта с Германией в 1939 г.). Одним из главных, толчков к пересмотру истории стала речь Сталина 7 ноября 1941 г. перед уходящими на фронт войсками. Новокузнецкая, по сути, является иллюстрацией к этой речи.

Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского….

Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского….

Александра Суворова, Михаила Кутузова
[приведены фотографии не всех барельефов, но именно в порядке перечисления Сталиным они представлены на станции]

 

…. Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, работники интеллигентного труда, братья и сестры в тылу нашего врага, временно попавшие под иго немецких разбойников, наши славные партизаны и партизанки, разрушающие тылы немецких захватчиков!

…Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!
[как видите, все точно по речи, и "знамя Ленина" здесь]

Враг рассчитывал на то, что после первого же удара наша армия будет рассеяна, наша страна будет поставлена на колени. Но враг жестоко просчитался. Несмотря на временные неуспехи, наша армия и наш флот геройски отбивают атаки врага на протяжении всего фронта, нанося ему тяжелый урон, а наша страна, — вся наша страна, — организовалась в единый боевой лагерь, чтобы вместе с нашей армией и нашим флотом осуществить разгром немецких захватчиков.

Помимо героической борьбы советских людей с врагом станция должна была продемонстрировать величие страны и будущую счастливую эпоху мирного созидания. Что хорошо отражено на потолочных мозаиках. Монументальные панно из смальты языком художественной мозаики рассказывают о мирной жизни: люди убирают урожай, строят дома, ведут детей в школу. Эти панно были сделаны в блокадном Ленинграде умиравшим от голода мастером мозаики Владимиром Александровичем Фроловым и с великим риском доставлены в Москву по “дороге жизни” – через Ладогу. В блокадном Ленинграде, голодный и больной, он по эскизам А.Дейнеки выкладывал эти мозаики. Закончил работу совершенно обессиленный. Тем не менее проводил бетонные картуши с мозаикой до Ладоги и проследил за их погрузкой. А после этого умер. Похоронен Фролов в Ленинграде, на Смоленском кладбище, в братской могиле профессоров. Интересные воспоминания о строительстве станции оставила архитектор Надежда Быкова, жена одного из авторов проекта станции Ивана Таранова.

Третьей моей станцией, которую я опять делала с И. Г. Тарановым, была «Новокузнецкая». Консультировал нас академик Иван Владиславович Жолтовский. Это быд художник с необычайно тонким вкусом. Он мог легко согласиться с мнением молодого автора, умел и тактично, не навязывая своего решения, подсказать очень ценное. По предложению Жолтовского появились на «Новокузнецкой» мраморные скамьи с волютами. Он поддержал нашу идею установки ряда торшеров вдоль центральной линии подземного зала, одобрил рисунок свода, тему которого мы позаимствовали из римской гробницы Валериев.

Мы заканчивали «Новокузнецкую» уже во время войны. Заготовленные для нее архитектурные детали были спрятаны в подвал. Муж вернулся в Москву из эвакуации раньше меня. В письме написал мне, что обнаружил оставшиеся не у дел прекрасные мозаичные плафоны А. А. Дейнеки, предназначавшиеся для «Павелецкой» и что намеревается использовать их в нашей станции. Мне не хотелось отягащать мозаикой легкий свод, но я не успела отговорить мужа. Когда приехала в Москву, плафоны уже были установлены…

Стоит отметить, что упомянутые мраморные скамьи с волютами были изготовлены из мрамора, снятого со взорванного Храма Христа Спасителя (что в общем-то было не худшей судьбой для мрамора в то время как часть мемориальных плит с именами героев войны 1812 г. раскрошили и посыпали дорожки в московских парках).

Мозаики https://stalinskoe.ru/novokuzneckaya.php



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: