М. Горький, «Старуха Изергиль».




Доброту проявляет Данко, когда высвобождает свой народ из лесной чащи, освещая путь своим горящим сердцем. Жестокостью отличается его племя, которое лишь упрекало смелого и благородного юношу, а потом один из спасенных людей даже растоптал сердце Данко, боясь его мистической силы. Этот пример доказывает, что жестокость – это слабость, ничего более. Также данное качество присутствует у Ларры, героя другой легенды. Он убивает девушку за отказ от его любви. Последствия его преступления печальны: общество изгоняет убийцу, и он молит Бога о смерти, устав от одиноких скитаний.

4. Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба».

«Тарас Бульба» — одна из самых известных повестей Н. В. Гоголя, которая входит в цикл «Миргород». Писатель рассказывает о казацком нашествии на поляков и о судьбах отдельных казаков, в чьих жизнях тесно переплетаются любовь и ненависть, доброта и жестокость.

 

 

Жестокость всегда имеет ужасные последствия, особенно в семье. Подобный пример описал Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Главный герой, матерый боец Тарас Бульба, встречает своих сыновей, Остапа и Андрия, после учебы. Он практически сразу везет их в Запорожскую Сечь, чтобы они сражались наравне с другими казаками за свою Родину и веру. Это был очень жестокий поступок по отношению к жене Бульбы – она только встретила после долгой разлуки своих детей, а Тарас увозит их из дома на места боев, откуда они не вернутся. Гоголь достаточно подробно описывает жизнь несчастной женщины: она редко видела мужа, который оскорблял и бил ее, быстро постарела, и все ее чувства были направлены на Остапа и Андрия, которые уже выросли и покидают ее. Возможно, материнское сердце чувствовало трагедию: когда они уезжали, она догнала их и остановила лошадей, чтобы обнять в последний раз «с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию». Жестокость отца обернулась трагедией для всей семьи: мать лишилась детей, Андрий предал родину, чтобы найти любовь и доброту в другом месте, а Остап так и не продолжил свой род, так и не изведал счастья, лишившись жизни в цвете лет. Разбив семью ради своих амбиций, Тарас и сам потерял всех своих близких людей. После смерти сыновей его род угас окончательно.

Жестокость всегда наиболее очевидна на войне. Нельзя не отметить ярость и кровопролитие казачьего восстания: Гоголь описывает разрушительные последствия набегов казаков, мертвых животных и людей, способы убийства, пытки. Так, например, поляк описывал казнь воинов, среди которых был Остап, с каким-то удовольствием, без отвращения и жалости. Остапу на глазах толпы ломали кости рук и ног, и только некоторые отвели глаза. А во время битвы один из казаков накинул противнику аркан на шею и волок его по полю. Писатель осуждает подобную жестокость, он называет пытки порождением «свирепого века», когда люди еще не научились гуманности. Но война не оставляла им выбора, она ожесточала участников бойни по обе стороны баррикад. В результате кровопролитные стычки растянулись на месяцы и годы, люди, сошедшие с ума от войны, не могли остановить круговорот гнева и ярости.

Можно ли оправдать жестокость? Едва ли. Однако исторически сложилось так, что наши представления о гуманности не были присущи предкам. Их воспитывали по-другому, поэтому агрессия и ярость не считались у них чем-то аморальным. Поэтому их нельзя осуждать за жестокость. К примеру, одним из самых запоминающихся моментов повести является встреча Бульбы и Андрия на поле боя после предательства, совершенного младшим ребенком. Андрий совершил непростительный поступок – он пошел против своих товарищей, убивал тех, с кем делил кров и еду, из-за любви к полячке. Тарас отказывался верить слухам, но сам увидел сына, который сражался на стороне ляхов. Главный герой быстро понял, как нужно остаться с ним один на один, и его товарищи помогли заманить Андрия к лесу, где больше никого не было. Увидев отца, молодой человек понял, что пришла его смерть. Он испугался, и весь пыл его прошел; ему было стыдно, и он молчал. Бульба же стойко смотрел Андрию в глаза перед тем, как пристрелить его. Он задавал ему вопросы и не надеялся услышать оправдания – да и может разве что-то спасти воина, который предал свою веру, соратников, семью и Родину? Жестокий отец убивает своего сына и оставляет его непогребенным, но иначе Бульба поступить не мог. «Я тебя породил, я тебя и убью!» — сказал он ему перед выстрелом. Для старого казака это стало вопросом чести, долга и верности. Его поступок нельзя осуждать, ведь в его время нравы были другие, и мужчина все сделал правильно, повинуясь тому кодексу чести, который был общепринятым мерилом правильности того или иного поступка.

Роль доброты в человеческих взаимоотношениях нельзя переоценить, она бесценна. Даже на войне это качество спасает людей, возвращает их к идеалам и ценностям мирной жизни, которые были утрачены в пылу кровопролития. К примеру, в одном из эпизодов повести Гоголя мы видим, что не зря Тарас так дорожил казачьим товариществом. Когда в бою его сильно ударили, и он потерял сознание, старый друг Товкач вынес его с поля битвы и, тяжело раненного, довез в одиночку на коне до Сечи. Он обрабатывал его раны, терпел его бред во время горячки, но не бросил и довез до Запорожья. Товкач уважал атамана и не хотел, чтобы над ним «поглумились» враги. И верный товарищ не оставил Бульбу: он лечил его «неутомимо», нашел помощницу, которая ухаживала за казаком, и благодаря преданности и доброте Товкача через два месяца Тарас уже встал на ноги. Таким образом, именно доброта дает и сохраняет жизнь человечеству, которое часто враждует само с собой в жестоких схватках. Без нее мы бы давно уже вымерли.

Доброта даем нам силы жить и достойно преодолевать трудности. Например, подобную ситуацию описал Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Главный герой чувствовал, как угасает его воинский пыл – не было уже в живых его соратников, молодые бились за наживу, а его отважный старший сын был в плену у поляков. Старый казак осознавал, что спасти его уже не удастся, ведь нет у них большого и сильного войска, чтобы идти против ляхов. Но бросить Остапа Тарас не мог, поэтому он договорился со знакомым жидом Янкелем, чтобы он его провез в Варшаву. Там главный герой попытался организовать встречу с сыном в тюрьме, но увидеть его удалось только во время казни Остапа. Жестокие пытки не смогли сломить молодого казака, но больнее всего ему было умирать среди врагов. И в порыве отчаяния он воскликнул: «Батько! где ты! Слышишь ли ты?». И Тарас, рискуя своей жизнью, ответил ему, хотя понимал, насколько это опасно и безрассудно. Скорее всего, благодаря подобной доброте и благородству со стороны атамана, перед последним ударом Остап и другие пленные казаки не чувствовали себя брошенными и не жалели о своей судьбе.

 

Таким образом, Н. В. Гоголь описывает великодушие и ужасы во время казачьего восстания. Известный критик Г. В. Белинский оценил повесть: «Если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам ее высочайший образец, идеал и прототип! ». И его слова справедливы: «Тарас Бульба» — хороший пример произведения, где увековечены ценность верности и сила доброты и ужасные последствия жестокости.

М. А. Булгаков, «Собачье сердце».

Профессор проявил доброту, взяв собаку с улицы, но это благодеяние было обусловлено эгоистическими мотивами. Герой хотел произвести опыт над животным. Поэтому его поступок не принес хорошего результата: его питомец, став человеком, разочаровал Филиппа Филипповича в самой идее эксперимента. Жестокостью может похвастаться сам Шариков, ведь он отвечает своему создателю черной неблагодарностью: грубит, пристает к женщинам, а в финале и вовсе хочет отобрать половину квартиры. Мужчина равнодушен к людям, его волнует только собственное состояние, в этом и проявляется его жестокосердие. Обратите внимание на краткий пересказ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: