Орган дознания и дознаватель (ст.ст. 40 и 41 УПК РФ)




Согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Формулировка «...а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности» таит в себе проблему.

Во-первых, наличие в УПК РФ норм, которые отсылают к другим нормативным правовым актам (отсылочные нормы), нельзя признать положительным явлением; в настольной книге судей, прокуроров, следователей, дознавателей и адвокатов желательны исчерпывающие ответы на вопросы и о субъектах уголовно-процессуальных правоотношений, и об их содержании.

Во-вторых, в числе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, исчерпывающий перечень которых установлен ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (он уже приводился нами), имеются и такие, которые к органам дознания отнести никак нельзя, потому что полномочиями возбудить уголовное дело и расследовать его они не наделены и собственной подследственности не имеют. Это оперативные подразделения федеральных органов государственной охраны и Службы внешней разведки Российской Федерации.

В числе органов дознания особое место занимают органы внутренних дел. Не случайно в части первой упомянутой ст. 40 УПК РФ они названы в первую очередь. Именно на эти органы, находящиеся на переднем крае противостояния уголовному миру, приходится основной объем работы по дознанию. Эта деятельность сосредоточена в криминальной полиции и полиции общественной безопасности – двух основных службах, входящих в структуру территориальных и транспортных органов внутренних дел. Процессуальные полномочия органа дознания сосредоточиваются «в руках» начальников этих служб и их заместителей, отвечающих и за оперативно-розыскную деятельность, и за дознание, которое по своей природе является делом «чисто» полицейским.

К органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и по этому признаку к органам дознания, кроме органов внутренних дел, также относятся следующие:

а) органы Федеральной службы безопасности, которые производят дознание по делам о преступлениях, отнесенных к их ведению Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. «О Федеральной службе безопасности». Это, прежде всего, дела о преступлениях против государственной власти, выявленных в ходе контрразведывательной и разведывательной деятельности данного органа, контрабанде, терроризме и некоторых других преступлениях;

б) пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации вправе возбудить уголовное дело и произвести дознание по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Российской Федерации, наиболее распространенным из которых является незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ), а также нарушение законодательства Российской Федераций о континентальном шельфе (ст. 253 УК РФ);

в) таможенные органы, которые имеют своим назначением осуществлять контроль за порядком и условиями перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимать таможенные платежи и производить таможенное оформление (ст. 1 Таможенного кодекса РФ). Эти органы управомочены производить дознание по уголовным делам об уклонении от уплаты таможенных платежей (ч. 1, 2 ст. 194 УК РФ, ч.1 ст. 200.1 УК РФ).

Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» право осуществления такой деятельности предоставлено оперативным подразделениям Федеральной службы исполнения наказаний. В силу этого обстоятельства по буквальному смыслу отсылочного п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ эти подразделения относятся к органам дознания. В других нормах УПК РФ, имеющих характер «непосредственно работающих» (а не просто определяющих понятия), эта идея конкретизируется следующим образом: функцией дознания в системе Минюста России наделены начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, входящих в данную систему (п. 4 ч. 1 ст. 157 УПК РФ)[9]. Прежде всего, здесь имеются в виду начальники исправительных учреждений: колоний-поселений, исправительных колоний общего, строгого и особого режимов; воспитательных колоний, тюремных и лечебных исправительных учреждений (ст. 74 УИК РФ).

Органом дознания является также начальник следственного изолятора, т.е. учреждения, предназначенного для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осужденных) по уголовному делу, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (см. п. 1.1 Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. Утверждено приказом Министерства юстиции РФ от 25 января 1999 г. № 20)*(7). Компетенция органов дознания, о которых идет речь, ограничена делами о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками исправительных учреждений или следственных изоляторов в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами, в том числе, и в первую очередь, отбывающими наказание и лицами, в отношении которых заключение под стражу избрано в качестве меры пресечения.

Согласно ч. 3 ст. 40 УПК РФ возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

– капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

– руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

– глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Причем органами дознания перечисленные участники уголовного процесса даже не называются. Существование такого уголовно-процессуального правила обусловлено необходимостью производства неотложных следственных действий в обстановке полного временного отсутствия физической возможности у правоохранительных органов осуществлять свою юрисдикцию в данном месте и в данное время.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы Федеральной службы судебных приставов. Эти должностные лица находятся в ведении Департамента судебных приставов и Службы судебных приставов Управления военных судов названного министерства и осуществляют свои обязанности на основании Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах». В качестве органов дознания они вправе и обязаны возбуждать уголовные дела и производить дознание по делам об относительно немногочисленной группе преступлений против правосудия, исчерпывающий перечень которых приводится в п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ органами дознания являются:

– начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, т.е. организационно самостоятельных боевых, административных или хозяйственных единиц (полк, отдельный батальон и т.д.), имеющих собственное цифровое наименование (например, войсковая часть 55555);

– командиры соединений воинских частей;

– руководители военных учреждений (например, военного учебного заведения);

– начальники гарнизонов, т.е. воинских частей, военно-учебных заведений и учреждений, расположенных постоянно или временно в определенном населенном пункте или районе с установленными границами.

Причем речь идет о военачальниках не только Вооруженных Сил Министерства обороны РФ, но и других войск, воинских формирований и органов связи, где граждане проходят особый вид государственной службы, которая называется военной, а служащие обладают статусом военнослужащих. Вышеперечисленные военачальники как органы дознания и военная полиция вправе возбудить уголовное дело и произвести по нему неотложные следственные действия, если преступление совершено подчиненными им военнослужащими, а также лицами гражданского персонала в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении данной воинской части, соединении, военно-учебном заведении или гарнизоне (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ), а по уголовным делам о преступлениях, производство предварительного следствия по которым не обязательно (ч. 3 ст. 150 УПК РФ), – возбудить уголовное дело и произвести по нему расследование в форме дознания в полном объеме, руководствуясь правилами главы 32 УПК «Дознание» и главы 32.1 УПК «Дознание в сокращенной форме». Более детально компетенция каждого из этого перечня органов дознания, включая военную полицию, иначе говоря, подследственность, установленная УПК РФ в общем, регламентируется ведомственными нормативными актами, издаваемыми Министерством обороны Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которые вправе возбуждать уголовные дела о преступлениях, непосредственно связанных с их повседневной служебной деятельностью, подчиненной общей задаче защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, осуществления государственного пожарного надзора в Российской Федерации за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Из содержащегося в ст. 40 УПК РФ перечня органов дознания явствует, что функциями и правомочиями такого органа наделены, во-первых, руководящие должностные лица (командиры воинских частей, соединений и военных учреждений, начальники пенитенциарных учреждений, капитаны морских судов и начальники зимовок), а во-вторых, государственные органы (внутренних дел, федеральной службы безопасности, пограничной службы, таможенные органы), которые с преступлением определенной категории, как правило, соприкасаются раньше других по роду своей повседневной деятельности. В первом случае эти правомочия персонифицированы. Осуществлять их может только конкретный государственный служащий, который в настоящее время занимает соответствующую должность, проще говоря, тот, кто может предъявить служебное удостоверение личности, подтверждающее эту должность. В тех случаях, когда функциями дознания наделен орган, а не должностное лицо, такой персонификации нет.

В этой связи действующий УПК РФ ввел в оборот понятие дознавателя, определив его в п. 7 ст. 5 следующим образом: дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные данным Кодексом, прежде всего производить неотложные следственные действия по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия. Правомочными (по должности) производить дознание являются руководители органов дознания (начальники органа и их заместители) и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания может в разовом порядке поручить производство дознания своему подчиненному, делегируя ему свои правомочия. В органах внутренних дел это наиболее подготовленные, юридически грамотные лица начальствующего состава (офицеры полиции) – сотрудники уголовного розыска, подразделений по борьбе с коррупцией, ГИБДД – ГАИ, участковые уполномоченные и другие, для которых такое поручение (по характеру преступления) непосредственно связано с их повседневными служебными обязанностями. Согласно ст. 41 УПК РФ на дознавателя начальником органа дознания возлагаются полномочия органа дознания. При этом возложение полномочий по производству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, не допускается.

Дознаватель уполномочен:

– самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

– осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Согласно п. 1.1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ дознаватель уполномочен «давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановления о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении». В свою очередь полицейский начальник, сосредоточивший власть органа дознания, которому полицейский дознаватель направляет вышеперечисленные директивы, будучи подчиненным исполнителем, вправе, истребовав уголовное дело и изучив его, возвратить дознавателю со своими поручениями, или принять его к своему производству, или поручить дознание другому офицеру, а дознавателя уволить со службы. Когда отечественное правоведение возродится на научной основе и полицейское дознание станет опять полицейским дознанием, современники этого события нынешнюю российскую действительность, наверное, назовут удивительной[10].

В соответствии с п. 1.2 (введен в действие 14.12.2015 г.) может обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном ч. 4. ст. 226 и ч. 4 ст. 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: