География мировой торговли.




Внешняя торговля – одна из ведущих форм экономических связей. Следует не забывать, что существуют и другие виды экономических связей, такие как оборот капитала, научно-техническое сотрудничество, кредитно-финансовые отношения и др.

 

В настоящее время торговля развивается быстрее, чем промышленное производство. Сейчас определяются три основных «полюса» мирового оборота товаров: США и страны НАФТА, ЕС и страны Восточной и Юго-Восточной Азии (Япония, Китай, Корея, Тайвань и др.). Как изменяется товарная структура внешнеторгового оборота в что определяет эти изменения? Что такое торговый баланс и как он характеризует экономику страны?

 

Необходимо помнить, что одним из видов международной торговли является международная торговля услугами. Этот вид торговли развивается сейчас особенно быстро. К нему относится также и международный туризм. Основной материальной базой международного туризма являются рекреационные ресурсы.

 

· Отраслевая структура экономики и размещение торговли услугами

 

Экономика любой страны представляет собой народнохозяйственный комплекс, возникающий на базе социального и экономического развития, межрегионального разделения труда и процессов интеграции.

 

Отраслевая, или компонентная структура народнохозяйственного комплекса отражает соотношения, связи и пропорции между крупными группами отраслей.

 

Весь народнохозяйственный комплекс подразделяется на группы отраслей:

 

1. отрасли материального производства: промышленность, строительство, сельское хозяйство, а также отрасли, связанные со снабжением населения продукцией, то есть заготовки, материально-техническое снабжение, торговля и общественное питание;

 

2. отрасли непроизводственной сферы: жилищно-комунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связь и т. п.;

 

3. социальное обслуживание населения: здравоохранение, наука, культура и искусство, просвещение, отрасли управления и обороны.

 

Для изучения любого народнохозяйственного комплекса большое значение имеет отраслевая функциональная классификация. Она включает четыре группы отраслей:

1) первичные - добывающая промышленность и сельское хозяйство;

2) вторичные - обрабатывающая промышленность;

3) транспорт, торговля, жилищное строительство, здравоохранение, обслуживающие производство и население;

4) управление, наука и научное обслуживание.

 

Развитие производства приводит к постоянному выделению новых отраслей производства, особенно на базе научно-технического прогресса. При этом идет процесс снижения доли добывающих отраслей за счет роста наукоемких.

 

Для современной структуры народного хозяйства характерной чертой является наличие отраслевых и межотраслевых комплексов. Причем все в большей степени в настоящее время идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Все эти комплексы имеют в свою очередь сложную и дифференцированную структуру.

 

Среди факторов, определяющих эффективность розничных торговых предприятий, их рациональное размещение (выбор места) является одним из самых главных.

 

Среди факторов, определяющих эффективность розничных торговых предприятий, их рациональное размещение (выбор места) является одним из самых главных.

При определении мест дислокации магазинов в городе также возможно выявление зон различной коммерческой активности. Исследования показали, что в качестве ключевого показателя степени активности целесообразно использовать пропускную способность магазина (розничный товарооборот на 1 кв.м торговой площади). Но с успехом могут применяться и другие показатели: количество вновь созданных на данной территории магазинов, в том числе в неприспособленных помещениях; количество мини-рынков и стихийных рынков. Число выделенных зон составило три: повышенной коммерческой активности; средней коммерческой активности; коммерческого риска.

 

В зону повышенной коммерческой активности вошли городской центр; ареалы основных городских магистралей; ареалы транспортных узлов (пересечения центральных улиц) и районы вокзалов; ареалы предприятий и рынков и т.д.

В зону средней коммерческой активности вошли территории, прилегающие к центру и имеющие с ним хорошую транспортную связь; ареалы второстепенных городских магистралей; ареалы магистрального значения.

Зона коммерческого риска включает окраинные районы города.

Основные типы торговых пространств города и размещение розничных торговых предприятий

 

Для успешного выбора месторасположения розничного магазина необходимо знать основные типы торговых пространств города. Экономисты по-разному подходят к классификации типов торговых пространств, выделяя от трех до пяти групп.

 

Например, одна из классификаций включает пять типов:

 

центральный деловой район;

периферийный торговый центр;

главная торговая артерия;

торговая улица местного значения;

обособленные группы магазинов.

Традиционно сложилось представление о том, что приближение торговых предприятий к центральным районам является наиболее выгодным для продавца, поскольку при этом возрастает мощность и интенсивность покупательского потока. Между тем, новейший опыт организации розничной торговли и размещения торговых предприятий дает и весьма убедительные примеры в пользу преимуществ другого подхода к размещению розничных торговых предприятий: на окраине, на значительном удалении их как от центра города, так и от места проживания покупателей.

 

Таким образом, можно сказать, что с точки зрения размещения розничных торговых предприятий можно выделить два подхода:

 

1) тяготение к центральным районам города;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: