Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Библиотека № 6
Утверждаю:
Директор МБУК «ЦБС»
______________ А.В. Рейнш
«___» ___________2020 г.
Программа по приобщению старших дошкольников
К книжной культуре «Волшебный мир книг»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Руководитель программы:
Бычина В.А. – библиограф библиотеки № 6
Соликамск, 2020
Программа направлена на воспитание интереса к чтению, к книге у дошкольников, гармоничное развитие познавательных, речевых и творческих возможностей.
В программе решаются проблемы:
1. Отсутствие у детей глубокого интереса к печатной книге;
2. Недостаточное знакомство детей с произведениями детской литературы;
3. В меньшей степени развита интонационная выразительность речи у дошкольников.
Актуальность:
• Повышенная чувствительность и высокая обучаемость у дошкольников;
• Речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов и коммуникативных функций;
• Возросшие требования школ к будущим первоклассникам.
Новизна данной программы в качественно измененном отношении к художественной литературе с целью формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству.
Цель программы – формирование интереса и потребности в чтении у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
- прививать детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;
- дать возможность наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;
- помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке и движении;
- научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.
Структура программы.
Программа рассчитана на работу с детьми от 6 лет в группе.
Количество учебных часов в неделю - 1 учебный час. Количество учебных часов в месяц - 3 учебных часа.
Методическое обеспечение программы.
Приемы.
Словесные – использование игровых ситуаций, игры-беседы с персонажами сказок, чтение художественный литературы, сочинение историй.
Практические – кукольные спектакли, игры-инсценировки, игры-забавы, подвижные игры, пальчиковые игры, упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера, рисование, лепка.
Наглядные – рассматривание иллюстраций, выставки книг.
Формы организации: занятие по художественной литературе (16 детей); индивидуальная работа с ребенком; пальчиковая гимнастика; дидактические игры; физкультминутки; драматизация.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы ребёнок должен уметь:
- организовать диалог по поводу проблем затронутых в произведении, выразительности текста, совместное обсуждение прочитанного.
- назвать автора книги, узнать название по иллюстрации, пересказать сюжет.
- назвать любимую книгу и автора, выполнить творческие задания.
- проявлять интерес к литературе, иметь предпочтения в жанрах литературы, темах произведений.
- понимать идею произведения, иметь авторское отношение к героям.
- бережно относиться к книге.
Календарный учебный график с детьми 6-7 лет
№ п/п | Тема | X | XI | XII | I | II | III | Методические приемы |
Ознакомление с новым жанром басней. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей» | Рассматривание иллюстраций к басне, портрета И.А. Крылова. После чтения басни – беседа. Разыгрывание басни по ролям | |||||||
Знакомство с творчеством соликамской писательницы Веры Рычихиной | Ознакомительная беседа о творчестве Веры Рычихиной. Чтение стихотворений, беседа по прочитанному, рисование иллюстраций | |||||||
Беседа о творчестве С.Я. Маршака. Чтение произведений С.Я. Маршака | Зачитывание отрывков из произведений писателя. Разыгрывание по ролям. Рисование иллюстраций | |||||||
Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Про зайца длинные уши» | Вступительная беседа о жанровых особенностях рассказа, стихотворения, сказки. Игровое упражнение «Скажи по другому» - анализ фразеологизмов, составление предложения с этими выражениями. Рисование иллюстраций к сказке | |||||||
Рассказывание русской народной сказки «Царевна лягушка» | Рассматривание иллюстраций к сказке разных художников. Игровое упражнение «Скажи по другому»: подбор синонимов к фразеологизмам | |||||||
Беседа о творчестве А.С. Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» | Вступительная беседа: рассматривание портрета, рассказ о сказочном творчестве поэта. Сравнение с другими сказками. | |||||||
Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег» | Рассматривание иллюстраций с изображением заснеженных лесов, полей Чтение стихотворения. Зачитывание отрывков. | |||||||
Рассказывание сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» | Чтение сказки. Игровое упражнение «Скажи по другому»: подбор синонимов к фразеологизмам | |||||||
Чтение книги М. Евсеевой «Секретная коробочка, или история Нового года» | Вступительная беседа. Рассматривание иллюстраций. Зачитывание отрывков | |||||||
Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза» | Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами. Беседа о зиме. Чтение стихотворение. Зачитывание отрывков. Рисование рисунков. | |||||||
Чтение туркменской сказки «Падчерица». Сравнение с русской народной сказкой «Хаврошечка» | Предварительная беседа. Чтение сказки. Беседа по сказке. | |||||||
Творчество А.Барто. Чтение произведений | Ознакомительная беседа о творчестве. Дидактическая игра «Продолжи строчки» | |||||||
Чтение сказки В.Катаева «Цветик семицветик» | Вступительная беседа, рассматривание иллюстраций. Чтение сказки. Беседа по сказке. Выполнение творческих заданий. | |||||||
Чтение сказки Г.А.Андерсена «Гадкий утенок» | Рассматривание книг Г.Х. Андерсена. Рассказ о биографии писателя. Чтение сказки. Беседа по сказке | |||||||
Чтение книги М Евсеевой «Мой прадед самовар» | Вступительная беседа. Рассматривание иллюстраций. Зачитывание отрывков | |||||||
Чтение сказки М. Михайлова «Лесные хоромы». Сравнение с русской народной сказкой «Теремок» | Беседа по сказке «Теремок». Чтение сказки «Лесные хоромы». Инсценировка сказки. Рисование иллюстраций | |||||||
Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» | Вступительная беседа. Чтение произведения. Беседа по пословицам. | |||||||
Итоговая литературная викторина | Выставка книг, пройденных за год. Викторина |