Порядок действия нормативных актов




11.

Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Признаками партии являются:

§ функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;

§ наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

§ направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);

§ наличие народной поддержки, добровольность членства;

§ наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

 

Внепарламентские партии считают активность представительных органов власти и борьбу за депутатские мандаты второстепенными. Их происхождение связано с развитием массовых движений и расширением политического участия рабочего класса.

Правительственные партии, победившие на выборах, играют ведущую роль в формировании правительства.

Оппозиционные партии представляют интересы политического меньшинства. Они сосредоточиваются на критике правящих партий, проводимой ими политике. 6 свою очередь, оппозиция подразделяется на системную и внесистемную.

Системная оппозиция не ставит под сомнение существующие базовые ценности, политические нормы и процедуры. Она расходится во взглядах с правительственной партией но вопросам тактики (размер налогов, характер социальных нро1рамм, степень государственного регулирования экономики и т. п.).

Внесистемная оппозиция отрицает существующий политический порядок, характер приоритетов общественного развития в целом. Ее целью, как правило, является смена существующей политической системы.

Кадровая партия — это группа известных людей, созданная для подготовки выборов, проведения избирательных кампаний, контактов с избирателями. 6 нес входят, во- первых, популярные и влиятельные лица, чьи престиж и связи способны оказать кандидату поддержку и привлечь на его сторону избирателей; во-вторых, эксперты, специалисты в области проведения избирательных кампаний и политической рекламы; в-третьих, липа, обеспечивающие финансирование партии.

Массовая партия — это хорошо организованное объединение, основными признаками которого являются: широкое, активное членство; определенная идеология; существование на основе членских взносов.

 

12. Форма государства это совокупность существенных способов организации, устройства и функционирования государственной власти, совокупность внешних признаков государства. Она состоит из трех элементов: формы правления, территориального устройства и государственно-правового режима.

 

 

14.

 

Форма государственного правления это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

Виды: - монархии; - республики.

Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет ЮО. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Богом.

Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

В последнее столетие наиболее распространенными есть ограниченые монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. Из-за таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.

Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут ЮО (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

3 вида: президентская республика, смешанная, парламентская.

Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

Смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, РФ.

Парламентская - центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ, Израиль.

15.

Политический режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Все изменения происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. По мнению одних авторов, политический режим и государственный режим одно и тоже.

 

Виды политических (государственных) режимов:

1. демократический режим:

- наличие оппозиционных власти партий, общественно-политических организаций и объединений;

- критическое отношение к существующим структурам и формирование альтернативных политических институтов;

- осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, призванного обеспечить свободу и безопасность граждан от произвола тех, в чьих руках находится власть;

- требования полного освобождения экономической деятельности от надзора государства, свободы рыночных отношений, частной собственности, личной предпринимательской инициативы;

- развитие гражданских прав и свобод, гласности, значительное увеличение независимых источников информации и др.

2. либеральный (полудемократический) режим: Турция, Египет.

- в основном демократические методы формирования гос. органов;

- исполнительные, а не законодательные органы, выходят на передний план;

- нарушена система сдержек и противовесов;

- плохая защита прав и свобод человека;

- политическая оппозиция не одобряется;

- низкая политическая активность граждан;

- плохая связь общества с государством.

3. авторитарный режим: Тайланд, Сирия

- небольшое число носителей власти (диктатор, военная диктатура, олигархическая группа);

- неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;

- игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;

- монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелостигражданского общества либо недоверия партиям со стороны населения).

4. тоталитарный режим:

- идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же определяется);

- единовластие одной партии (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы);

- организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс);

- монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие);

- централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики);

- милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

 

16.правовое государство – это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет характерные для либеральной идеологии права и свободы граждан

Основными признаками правового государства являются:

1) Верховенство правового закона, которое проявляется, как минимум, в следующем:

- закон, принятый референдумом или парламентом, должен находиться во главе иерархии источников права;

- в правоприменении соблюдается: в случае противоречия нижестоящих и вышестоящих источников права судья должен руководствоваться вышестоящими;

- правовым может быть только закон, не умаляющий права и свободы человека и гражданина.

2) Взаимная ответственность личности и государства.

3) Развитые гарантии прав человека и гражданина. Личности должна быть обеспечена возможность состязания с государством на всем фронте защиты ее прав и свобод. Данный признак особенно популярен в немецких источниках, в которых в набор процессуальных гарантий включают: институт конституционной жалобы; сформированность, четкость, демократизм административного процесса; запрет обратной силы законов, ухудшающих положение привлекаемого к ответственности лица; всеохватывающая судебная защита гражданина от незаконных судебных актов; право на обязательное выслушивание в суде каждого.

4) Различие в типах правового регулирования деятельности личности и государства. Для человека преобладает принцип: «не запрещенное законом, дозволено», для государственных органов и должностных лиц, напротив: «запрещено все, что не разрешено».

5) принципа разделения власти и наличия системы «сдержек» и «противовесов» в устройстве государства.

6) наличие развитого гражданского общества с высоким уровнем социальной мобильности, толерантностью и доверием.

17.

Несмотря на существование разных мнений относительно природы права, возможно назвать три наиболее общих подхода: ценностный, нормативный, социологический.

Согласно ценностному подходу, важнейшим элементом права признается нравственное начало, отвлеченная идея. Юридические нормы могут лишь отражать эту идею, в той или иной степени соответствуя ей или искажая ее. Таким образом, действующее законодательство может противоречить идее права, которая служит ориентиром для исправления недостатков. Примером ценностного подхода является идея прав человека, распространившаяся начиная с XVIII в. Согласно ей, права и свободы личности — предполагаемые естественные нормативы, защищать и поддерживать которые посредством права призвано государство. В рамках ценностного подхода развивается естественно-правовая теория.

Нормативный подход признает то, что право — это исключительно те нормы, которые создаются и санкционируются политической властью. Только государство может обеспечить равенство справедливого общественного устройства, при котором все граждане равны перед силой закона. Одна из влиятельных концепций этого подхода — юридический позитивизм, получивший популярность после утверждения в Западной Европе и Северной Америке современного типа государственности, с начала XIX в. Представители этой концепции делают акцент на абстрактно-формальном характере юридических норм, позволяющих обеспечить равенство возможностей во всех условиях.

Наконец, социологический подход подчеркивает прямую зависимость права от меняющегося общества, связь юридических норм с особенностями общественно-политического строя того или иного общества, в ту или иную историческую эпоху, в том или ином географическом регионе. Среди сторонников этого подхода можно выделить ряд близких направлений, носящих разные названия. Их приверженцы признают исторический, развивающийся характер права, его изменчивость вслед за переменами в обществе. Они выводят юридические нормы из правовых отношений, связывают их возникновение с деятельностью судов, административным процессом, мнениями влиятельных юристов.

Длительное время ученые разных стран пытаются создать интегративную концепцию права, которая бы учитывала все стороны этого сложного явления. Точкой преткновения здесь является проблема соотношения права и закона.

18.

Нормативистская Т (Кельзен): право – совокуп-ть уст-х и охр-х гос-вом норм. Т.о., осн-ой акцент делается на нормативности права, его формальной определ-сти и обеспеч-стигос-нымпринужд-ем. «+»: эта Т ориентирует на соблюд-е законов, дает точные критерии тем, кто применяет право, - они д. соблюдать законы, действующие в дан. момент, лаконичность, четкость. «-»: объяснение права из самого права, т.е. изолир-ть от эк-ки, пол., соц. сферы.; формализм; гос-во объявл-сягл-м ист-ком правовых норм и, след-но, то, что оно создает, и явл-ся правом. Отсюда – игнорир-ние содержания права, степени свободы личности, соотв-вия правовых норм потребностям обществ-го развития. Подход базир-ся на Т позитивного права, кот-я отожд-ет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепл-я этих прав в законе. Соотнош-е права и закона: право = закон.

Т естественного права: Т.Гобс, Д.Локк, Б.Спиноза, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищев и др., в XVII-XIII вв. Г ос-во - рез-т юр-го акта - общественного договора, кот.является порождением разумной воли народа. В силу договора часть своих прав люди делегировали гос-ву, в обмен на его защиту. В работах многих представителей этой школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, кот.нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание своего права на основе Общественного договора, но и на его защиту. Различают два вида права. Одно - естественное, предшествующее общ-ву и гос-ву. Второе - позитивное право - является порождением гос-ва. Естественное право включает в себя такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, свободное развитие, участие в делах общ-ва и гос-ва, частн. собств-ть. Позитивное право основыв-ся на требованиях естественного, это совокупность правовых норм, созданных и охраняемых гос-вом. Соотношение права и закона по данной Т звучит следующим образом: право – идеал, предел в виде подлинных прав и свобод человека, к которому стремится закон, право > закона. «-»: гос.-прав. явл-иярассм-ся как продукт чел. разума и воли (субъективно-идеалистич. трактовка), игнор. объективн. эк. и соц.-полит. факторы. «+»: приоритет естеств. права над позитивным.

Историческая Т (школа) права возникла в Германии в 1-й половине 19 в., гл-е представители этой школы - это Савиньи и его ученик Пухта. Представители этой Т опровергали идею сущ-я естественного права, утверждая, что единое право для всех народов невозможно. У каждого народа складыв-ся свое нац-ное право, в котором выражается народный дух. Источником права является обычай, а дело гос-ва – признать эти обычаи и санкционировать их. По этой Т право зарожд-ся и развив-ся исторически, развиваясь в народном правосознании и проявляясь в виде обычаев и законов. Соотнош-е права и закона можно выразить формулой: право ≠ закон.

32. Классовая (марксистская) Т (основатели - К.Маркс, Ф.Энгельс). Право - это возведённая в закон воля господствующего класса, орудие для подавления угнетённого класса господствующим, по этой Т право обусловлено эк-ми условиями жизни общ-ва и возникло вместе с возникновением классов, т.е. право – часть надстройки над эк-ким базисом. Представители этой Т согласны с философской концепцией в том, что право – это свобода, но в определенных истор-х у-виях. Право явл-ся свободой только в у-виях простого товарного произв-ва (16-17 вв): каждый человек обладал собств-тью и трудился на ней, произв-е продукты обменивал на рынке свободно и эквивалентно на основе договора. Этот договор был воплощением рав-ва и свободы. Кажд. собственник им. право на защиту гос-вом своего права собств-ти и договора. Но с переходом к расширенному тов-мупроизв-ву (от Т-Д-Т к Д-Т-Д’) право из свободы превращается в свою противополож-ть, т.е. в рабство, эксплуатацию, произвол, т.к. основная часть населения теряет собств-ть в рез-те свободной рыночной конкуренции и превращ-ся в пролетариев, а договор как воплощение свободы и рав-ва превращается в труд.договор – договор о купле-продаже раб. силы. Р.с. ост-сяед-ной собств-тью пролетариев, и она продается по меновойст-ти, кот-я равна общему труду, необх-му для произв-ва товаров. Купив р.с., капиталист оплачивает меновую ст-ть, использует потребительскую ст-ть, а разницу кладет себе в карман. Т.о., право перестает быть свободой, а превращ-ся в эксплуатацию. Соотнош-е права и закона: право – воля эк-ки господствующего класса, возведенная в закон.

Социологическая Т трактует право, как регулируемые им обществ-е отношения. Сторонники этой Т считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. Они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею обществ-х отношений, теряет свои регулятивные свойства. Право рассматр-ся не как с-ма абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике. Этот подход не дает четких ориентиров для правоприменителей и таит в себе опасность произвола, "вольного" обращения с законами. Он применим гл. образом в законотворч-ве и служит ориентиром для законодателя, к-ый должен анализ-ть, что реально складыв-ся на практике, какие нормы примен-ся, а какие - нет. Соотнош-е права и закона: закон – тот идеал, к которому стремится реальное право.

Психологическая Т (Л.Петражицкий и др.): право – рез-т психологич-х установок, переживаний, его возникн-ние и действие объясн-ся психологией личности. Суть данной Т состоит в утвержд-и психолог-кой потребности чел-ка жить в рамках организов-госообщ-ва, в чувстве необх-тиколлект-говзаимод-вия. Право - следствие психологич-х закономерностей развития чел-ка. Т.о. интуитивное право – эмоции, кот-е испытывают люди, вступая в отношения между собой, а позитивное право – право, созд-е гос-вом. Соотнош-е права и закона можно выразить так: право ≠ закон.

19. Принципы права:

1) наличие основополагающего характера;

2) отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;

3) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;

4) системность;

5) устойчивость;

6) фиксирование в законодательстве;

7) отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;

8) наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Виды принципов права:

1) общие (общеправовые) принципы;

2) отраслевые принципы;

3) межотраслевые принципы.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

– н а принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;

принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;

принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;

принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:

1) принцип гласности;

2) принцип состязательности;

3) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

Например, противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. В основе права лежит мораль и при отсутствии между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким.

20. Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) в различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) в взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) в противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

21. Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, степени свободы ее поведения и взаимной ответственности личности и государства.

Высокий уровень правовой культуры характерен

для правового государства и гражданского общества.

Структурными элементами правовой культуры являются:

1. право как система норм: нормы права не должны противоречить другу, должны сочетаться с другими социальными нормами (нормами морали, корпоративными нормами), но при господстве правовых норм. Нормативно-правовые акты не должны содержать взаимоисключающих и устаревших норм, не должно быть пробелов в праве;

2. правоотношения: общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, должны быть урегулированы нормами права. К ним относятся такие отношения, которые имеют три признака - типичность, подконтрольность и наличие противоположных интересов. (Например, продавец заинтересован продать просроченный товар, а покупатель рассчитывает купить свежий). Иные отношения не должны регулироваться нормами права (например, не может быть закона «О любви и дружбе»);

3. правосознание: у населения должен быть высокий уровень правовых знаний (сформированная правовая идеология) и уважение к праву (правовая психология). Деформации правосознания должны быть преодолены путем правового образования и правового воспитания;

4. правовые учреждения: эффективная деятельность системы правоохранительных органов (судов, прокуратуры, милиции, нотариата и т.д.), а также развитая система юридических служб на предприятиях, адвокатуры, наличие специализированных средств массовой информации (журналы «Государство и право», «Российская юстиция», передача «Человек и закон» и т.п.);

5.

правовая активность граждан;

6. правовая деятельность: все участники правовых отношений всегда и везде должны соблюдать все правовые предписания, адресованные им.

Виды правовой культуры выделяются в зависимости от ее носителей: 1.индивидуальная (культура отдельного человека); 1.групповая (правовая культура студентов, пешеходов и т.п.); 3. общественная (российская, американская);

22. Норма права – общеобязательное, формально-определенное правило поведения субъектов общественных отношений, установленных (санкционированных) и охраняемых гос-вом.

Признаки норм права: 1. Общие: - общий характер, т.е. рассчитана на упорядоченное поведение не одного, а многих, заранее не персонифицированных лиц. - типичность, т.е. она регулирует поведение, часто встречающееся, распространенное (напр, применение труда, выплата заработной платы, закл-ие договора, неисполнение обязат-тв). - многократная повторяемость, т.е., урегулировав одну ситуацию, она начинает действовать вновь (напр, оплата очередной раз проезда в транспорте, уплата налогов с вновь полученного дохода, несение ответст-ти за вновь совершенное правон-ние).2) Специальные: - отражение наиболее важных общественных отношений, Малозначительные для общества в целом виды поведения ими не регул-ся, (напр, режим дня, межличностные отношения в семье, способы принятия на работу (учебу), использование заработной платы и т.д.). В этих и др. подобных ситуациях действуют нормы морали, традиции, обычаи и другие соц-ые нормы. - общеобязательность, т.е. распространяется на всех лиц и все обязаны следовать правовым предписаниям; - связь с гос-вом: гос-во издает (санкционирует) и гарантирует исполнение норм права. В юр-ой лит-ре называют и иные признаки норм права: норма права имеет предоставительно-обязывающий характер, т.е. с одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав субъекта, а с другой – обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая таким образом свободу отдельных лиц.

23.формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

1) Нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных обществен­ных отношений. Выступает не только источником в юридическом смысле, но и фактическим источником права. К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п

2) Правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям, получив­шее официальное одобрение государства, применение которо­го обеспечивается санкцией государства. Законы Ману, Русская правда - это сборники правовых обычаев.

3) Юридический прецедент — это судебное или административ­ное решение по конкретному юридическому делу, которому прида­ется сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Юридический прецедент распространён в странах общей пра­вовой семьи - Англии, США, Канаде и т.д.

4) нормативный договор — соглашение между правотворчески­ми субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.).

24. НПА – правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовыми актами.

Порядок действия нормативных актов

1.Во времени: - означает период t в течении кот-годей-ует его предприсание.

По общему правилу, нормативно-правовые акты применя­ются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Говоря о пределах действия нормативного акта во време­ни, имеют в виду три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу; прекращение его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (так называемая обратная сила закона).

НПА всту­пают в силу одним из следующих способов:

1) с момента или истечении определенного срока после его офиц-оного опубликования.

Офиц-ым признается опубликование в офиц-ых источниках. Опубликование акта предполагает осведомленность суб-ктовоегосодерджании. Незнание з-на не освобождает от ответ-ти.

(По этим общим правилам законы, другие НПА высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

НПА Президента РФ по истечении 7 дней после их официального опубликования, а акты Правитель­ства РФ - со дня их подписания, акты ФОИВ вступа­ют в силу с момента опубликования)

2) срок предусмотренный самим НПА

3) срок предусмотренный др.актом о введении его в действие.

Прекращение действия нормативного акта происходит в ре­зультате:

1) истечения срока, на который был принят юридический до­кумент;

2) принятия управомоченным органом нового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг обще­ственных отношений;

3) объявление об утрате юр-кой силы НПА (прямое указание на отмену, кот-ое может содержаться в акте более высокой юр.силы или в акте того же уровня)

4) устаревания юридического документа в связи с исчезнове­нием обстоятельств, которые подлежали регулированию (пример, утратили свою актуальность, а потому и прекратили свое действие НПА регламентирующие правовой статус советов народны депутатов т.к. исчезли эти органы).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: