Богочеловек Иисус Христос




Т. А. Борозенец

ПОНЯТИЙНАЯ СИСТЕМА ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ

 

В статье на основании Священного Писания, святоотеческого и догматического наследия Церкви дается целостное описание понятийной системы православного богословия, состоящей из категорий, понятий и терминов. Дается четкое определение таких фундаментальных богословских категорий как сущее, сущность, ипостась, энергия, существование, единство, любовь; раскрывается содержание логически входящих в них основных понятий и терминов. Проводиться критический анализ категории личность, ее приемлемости для православного богословия.

Ключевые слова: категория, понятие, термин, ипостась, сущность, энергия, произведение, существование, единство, любовь.

Понятийный аппарат: категории, понятия, термины

Ключом к пониманию любой науки является ее язык, то есть тот понятийный аппарат, которым она пользуется. Знание понятий той или иной науки является залогом усвоения ее положений, необходимым условием практического использования ее теоретических наработок. Незнание понятийного языка науки закрывает перед человеком ее двери, делает его «глухим и слепым» к ее учению.

Научные понятия в целом можно разделить на фундаментальные и специальные. Фундаментальные – это наиболее общие, универсальные понятия, применяемые во всех областях данной науки, по отношению ко всем изучаемым феноменам. Как таковые они являются основой для формирования специальных понятий. Специальные понятия – это понятия частные, применяемые лишь в отдельных областях или по отношению к отдельным феноменам исследовательского интереса. Специальные понятия в принципе невозможно понять без знания фундаментальных.

Фундаментальные понятия принято называть категориями. Это самые абстрактные, но и самые богатые по содержанию понятия. Категории образуют высший, общетеоретический уровень научного знания. Специальные понятия можно разделить на понятия в узком смысле и термины. Первые входят в состав категорий, конкретизируют их содержание в определенных разделах той или иной науки. Понятия в узком смысле представляют собой средний уровень теоретической абстракции. Термины суть самые простейшие понятийные единицы научного знания, которые входят в состав понятий. Как правило, они имеют твердо установленное, однозначное содержание и используются в узких областях или по отношению к специальным феноменам научного интереса. Термины являют низший, самый элементарный уровень теоретизирования.

Православное научное богословие также обладает разработанным святыми отцами понятийным аппаратом, в котором можно выделить универсальные категории, общие понятия и специальные термины.

Сущее

Первой категорией для опыта и разума является категория сущего, под которой подразумевается все, что есть, все, что бытийствует или существует.

Православное богословие радикально реалистично. Оно доверяет человеческому опыту и его восприятию действительно сущего. Подчеркнем, что человеческий опыт не ограничивается собственно «эмпирическим», то есть чувственным (телесным) опытом. Кроме него существуют другие виды опыта – душевный (эмоциональный и рациональный) и духовный (умный). Духовный, душевный и телесный виды опыта образуют нераздельно-неслиянное триединство человеческого опыта.

Для Православия сущее первично по отношению к бытию и другим его метафизическим характеристикам. Для него неприемлемы любые нигилистические и иллюзионистские теории реальности. Все выдуманное, кажущееся, воображаемое рассматривается как произвольная комбинация элементов действительного, и потому зависит от сущего, паразитирует на нем.

Ипостась и сущность

Сущее состоит из ипостасей. Ипостась – уникальное, конкретное, самостоятельно существующее (самосущее) сущее. Все, что существует, ипостасно; в сущем нет ничего безипостасного. Это первая краеугольная аксиома теории и практики православного богословия.

Каждая ипостась необходимо обладает сущностью как своим содержанием, объединяющим ее с другими ипостасями или отличающим от них. Сущность (природа или естество) – единое общее содержание множества ипостасей, включающее в себя общие, необходимые и неотъемлемые для них свойства. Сущность существует и усматривается в ипостасях. Ипостаси всегда существуют благодаря наличию в них сущности. Они суть уникальный самосущий образ сущности. Все, что существует, обладает сущностью; ничто не существует без сущности. Такова вторая краеугольная аксиома православного богословия.

Ни сущность не существует без ипостасей, ни ипостаси не могут быть без сущности. Ипостась владеет сущностью и тем самым осуществляется на ее основе; сущность пребывает в ипостаси и тем самым осуществляется в ней и через нее. Сущность и ипостась абсолютно взаимозависимы, в одинаковой степени нуждаются друг в друге, равны по своему онтологическому статусу. Не корректно ни разделять сущность и ипостась, ни противопоставлять их, ни редуцировать одну к другой, ни возвышать одну над другой, ни смешивать их. Не допустимо как утверждение первенства сущности по отношению к ипостаси, так и утверждение первенства ипостаси по отношению к сущности. Между ними нет и быть не может никакого субординационализма. Поэтому для православного богословия принципиально не приемлем как субстанциализм, так и персонализм. Ни ипостась не является причиной сущности, ни сущность – источником ипостаси.

Сущности и ипостаси пребывают в нерасторжимом, хотя и различимом, единстве. Несводимое единство сущности и ипостаси является третьей краеугольной аксиомой православного богословия. Это единство ясно просматривается в терминах производных от этих категорий.

Производными терминами от категории сущность являются термины единосущный, ино- или разносущный. Единосущными называют ипостаси, обладающие одной и той же сущностью. Разносущными – ипостаси, обладающие различными сущностями.

Производными терминами от категории ипостась являются термины воипостазирование и воипостасное. Воипостазирование означает восприятие в себя одной ипостасью с более совершенной сущностью менее совершенной сущности от другой ипостаси, а также ее (воспринятой сущности) неслитно-нераздельное присоединение к своей исконной сущности. В результате воипостазирования образуется ипостась с двумя несмешиваемыми и нераздельными, иерархически соотносящимися природами. Под воипостасным понимается сущность, воспринятая в результате воипостазирования. В православном богословии единственным примером воипостазирования является добровольное восприятие и обожение Второй Ипостасью Троицы человеческой природы от ипостаси Девы Марии при Ее добровольном согласии и соучастии (Боговоплощение). А единственным примером воипостасного является сама человеческая природа, воспринятая Сыном Божиим от Богородицы.

Энергия

Третья богословская категория – категория энергии. Энергия есть неотъемлемое действие ипостаси, неотделимо происходящее из сущности. Энергия проистекает из сущности как из своего истока, преломляется и направляется ипостасью как своим руководящим субъектом. Энергия всегда интенциональна, она всегда направлена от одной ипостаси к другой или другим ипостасям.

Энергия являет сущность и ипостась в их нераздельно-неслиянном единстве. Она и сама принципиально неотделима от ипостасно-сущностного единства конкретного сущего. Все существующее обладает энергией; нет и быть не может ничего безэнергийного. Такова четвертая богословская аксиома Православия.

Энергия конституирует все наличные свойства конкретного сущего. Она одновременно выражает его общие (сущностные) и уникальные (ипостасные) свойства. Все эти свойства проявляются «во вне» – по отношению к другим ипостасям. Поэтому энергия является основой выражения, явления или откровения. Явление в свою очередь является основой восприятия, а восприятие ‑ познания, ибо то, что не явлено, то и не познаваемо.

В отличие от энергии, сущность и ипостась не предназначены для того, чтобы непосредственно восприниматься другими. При этом они обладают полной степенью своей актуализации. Однако сами по себе без энергии они принципиально невыражаемы, невоспринимаемы, непричаствуемы и непознаваемы. В этом состоит их онтологическая и гносеологическая специфика.

Непосредственная безэнергийная неявляемость, невоспринимаемость, непознаваемость самого сущностно-ипостасного единства в православном богословии называется понятием апофатика. Непосредственная явленность, воспринимаемость, причаствуемость и познаваемость энергии, то есть энергийно опосредованная явленность ипостасно-сущностного единства, обозначается понятием катафатика.

Благодаря своим энергиями ипостаси открываются друг другу, взаимодействуют и общаются. Производной от энергии является категория синергия (взаимодействие), которое в свою очередь является основой для понятия общение (койнония). Благодаря этим категориям стало возможным объяснение и описание межипостасных взаимосвязей, взаимоотношений, взаимодействий и взаимообмена.

Во взаимодействии и общении ипостаси выражают, являют, открывают, познают друг друга, как неповторимые, уникальные единства. В православном богословии уникальность энергийного явления ипостаси выражается категорией имя. Имя называет именно эту, конкретную ипостась, указывает только на нее, отличает от всех других. Благодаря имени обеспечивается идентификация ипостаси как ею самой (самосознание), так и со стороны других ипостасей. Действие, выражающее идентификацию ипостасей, называется именованием. Именование является принципиально необходимым условием для общения. Однако и общение является таким же необходимым условием для именования. Именование необходимо для общения, так же как и общение для именования. Таким образом, имя есть неотъемлемый аспект энергии, выражающий уникальность ипостаси по отношению к другим ипостасям. Имя есть уникально преломляемая, являемая и направляемая ипостасью энергия для общения с другими ипостасями.

Категория энергия логически содержит в себе понятия силы, дела и сделанного. По отношению к разумным и свободным ипостасям энергия логически предполагает такие понятия как воля (телема) и замысел (логос). Сила (динамис) содержит в себе возможность и заряд, потенцию и потенциал действия. Понятие дело означает конкретный единичный акт действия. Сила и дело имманентно присущи действию, неотделимы от него. Сделанное – то, что сделано, произведено в результате действия. Сделанное существует отдельно от самого действия, характеризуется наличием своей собственной ипостаси, обладающей сущностью и энергиями. Таким образом, энергия является основой для категории произведение.

Произведение

Произведение есть созидание одной ипостасью другой ипостаси. В православном богословии все ипостаси сущего, кроме ипостаси Бога Отца, рассматриваются как произведенные. Все, что существует, является произведенным при единственном исключении Отца; кроме Него нет и быть не может ничего не произведенного. Такова пятая богословская аксиома Православия.

Все ипостаси отличаются между собой по способам своего произведения или происхождения. Способ происхождения определяет сущность, энергию, способ существования и цель ипостаси.

Православная мысль знает три базовых способа произведения – рождение, изведение (исхождение) и творение. Эти способы определяют исходные свойства ипостасей, свойства их сущностей, их онтологический статус. Таким образом, все ипостаси распределяются на рожденные, исходящие и сотворенные.

Рождение – естественное (по сущности и из сущности) произведение одной ипостасью (рождающей) другой ипостаси (рождаемой), тождественной по сущности первой. Рождающая ипостась способна произвести лишь равночестную по сущности, единосущную ей ипостась. Рожденное всегда единосущно рождающему. В православном богословии принципиально различают два вида рождения. Первое – духовное предвечное рождение в Пресвятой Троице Сына от Отца. Второе ‑ телесное рождение во времени и пространстве сотворенных ипостасей одна от другой.

Изведение – отличное от рождения естественное произведение одной ипостасью другой единосущной ей ипостаси. Нам открыто, что изведение отличается от рождения, однако не открыто, в чем конкретно состоит это различие. Единственным примером этого способа происхождения является исхождение ипостаси Бога Духа Святого от ипостаси Бога Отца. Других случаев этого способа ипостасного происхождения в сущем нет.

Творение ‑ произвольное (по воле) произведение одной ипостасью (творцом) другой ипостаси (творения), обладающей иной, менее совершенной сущностью, чем первая. Сотворенная ипостась всегда получает другую, менее совершенную природу, чем та, которой обладает ипостась творящая. Она в принципе не может быть единосущна ей. Творение осуществляется не по сущности и не из сущности, но по доброй воле творящей ипостаси.

Православное богословие различает два вида творения, исходя из критерия необходимости для него вещества. Первое ‑ это творение из ничего, возможное лишь для всемогущего Бога. Второе ‑ творение из предварительно созданного вещества, доступное как для Бога, так и для Его творений, главным образом человека.

По критерию сотворенности сущее распределяется на нетварное и тварное. В последнем можно выделить сущее сотворенное из ничего и сотворенное из уже созданного вещества. Нетварным сущим является один лишь Бог. Все остальное сущее, духовное и материальное, сотворено Им. Все духовные сущие, ангелы и человеческие души, вместе с первовеществом (первоматерией) сотворены Богом из ничего, тогда как все конкретные материальные сущие сотворены Им из первовещества и других произведенных из него веществ.

Как приведение из небытия в бытие творение логично является началом и основой таких фундаментальных онтологических характеристик и категорий как движение, изменение, множественность, сложность, ограниченность, вещество, иерархия, которые в свою очередь являются конституирующими для категорий времени и пространства. То, что сотворено, существование чего начинается с возникновения, с необходимостью будет изменчивым, динамичным, множественным, сложным, ограниченным, вещественным, временным и пространственным, будет всецело зависимым от своего Творца. Несотворенное же необходимо будет неизменным, неподвижным, немножественным (единым), несложным (простым), невременным (вечным), непространственным (вездесущим), неограниченным и независимым (всемогущим). Все нетварное – абсолютно, все тварное – относительно. И наоборот, все абсолютное обязательно не сотворено, все относительное необходимо сотворено. Такова шестая аксиома православного богословия.

Подчеркнем, что отношение произведения во всех его разновидностях является свидетельством и критерием бытийного совершенства. Чем богаче, разнообразнее производящие возможности ипостаси, тем она совершеннее по своей сущности и энергийной самореализации, тем выше она находится в иерархии сущего. По критерию богатства видов произведения наивысшим и наисовершеннейшим существом является Бог-Троица, поскольку в отличие от тварных сущих Он обладает без исключения всеми способами произведения – рождением, изведением и творением – при этом Сам будучи нетварным. Наисовершеннейшей ипостасью тварного сущего, венцом творения является человек, поскольку в отличие от всех других творений он наделен от Бога способностью рождать и творить из предсуществующего вещества.

Образ

Категория произведение логически предполагает наличие производящего и производимого, связывает их между собой. Для православного богословия производящий и производимое необходимо являются ипостасями, произведение же – энергийным отношением между ними. Производящее обязательно выражается, отражается в производимом, поскольку произведение всегда определяется его онтологическим содержанием, насколько возможно передает это содержание производимому. Поэтому производящее – это всегда первообраз (архетип) для производимого; производимое – это всегда образ (икона) для производящего; произведение же – это всегда образование, создание и формирование другой производимой ипостаси по образу ипостаси производящей.

Категория образ одновременно указывает на сходство и различие между производящим и производимым, содержит, объединяет их в себе. Образ – это всегда отличающееся сходство или сходное отличие. По своему содержанию образ занимает срединное положение между крайними понятиями – противоположность (всецелое отличие) и тождество.

Для православного богословия все ипостаси сущего произведены, а, следовательно, и образованы в начале ипостасью Бога Отца ‑ через рождение и изведение, затем Троицей Божественных Ипостасей ‑ через творение, после чего уже самими тварными ипостасями ‑ через рождение и творение. Таким образом, все ипостаси сущего являются сообразными, иконичнымы, все они в разной мере, непосредственно или опосредованно, являются отображениями Божественного Первообраза. Все сущее представляет собой грандиозную иерархию образов, величественный вселенский иконостас. Иконичность – один из основных принципов православного богословия.

В православном богословии различают образы, рожденные и единосущные первообразу, и образы, сотворенные и иносущные первообразу. Например, Бог Сын – рожденный единосущный образ Бога Отца, тогда как человек – тварный и иносущный образ Троицы.

Воля и замысел

У разумно-свободных ипостасей, к которым в православном богословии относятся только Божественные, ангельские и человеческие, энергия обуславливается волей и замыслом. Понятие воля понимается как самостоятельное, независимое управление действием разумной ипостаси. Воля лежит в основании энергии разумных ипостасей, является ее разрешающим, направляющим и дозирующим началом.

Божественные Ипостаси всегда направляют свои божественные энергии в согласии со своей божественной сущностью. Тварные ангельские и человеческие ипостаси в силу своего несовершенства способны направлять свои энергии как в согласии, так и против своей собственной сущности; они способны выбирать направленность своей энергии. Поэтому в православном богословии выделяется воля естественная, воля выбирающая (гномическая) и воля противоестественная.

Естественная воля просто, без выбора направляется ипостасью в согласии со своей природой. Это оптимальный и совершенный тип воли. Воля гномическая (свободный выбор) колеблется и выбирает между двумя противоположными направлениями – естественным и противоестественным. Это ущербный, несовершенный тип воли, который следует преодолеть путем утверждения естественной воли. Воля противоестественная направляется ипостасью против своей сущности. Это разрушительный и гибельный тип воли.

Энергия разумных ипостасей зависит не только от воли, но одновременно и от замысла. Замысел – определяемый волей конечный разумный образ действия ипостаси, мыслимая цель, смысл энергии. Замысел внутренне присущ, имманентен воле и неотделим от нее.

В православном богословии замысел обозначается категорией логос. Он охватывает все структурные аспекты сущего на всех его уровнях – Божественном и тварном. Есть Божественный Логос – ипостасная Мысль или Слово Божие. Есть мысленные образы, смысловые модели, по которым Бог творит все относительные ипостаси и промышляет о них, то есть оберегает от уничтожения и ведет к цели. Это нетварные мысли-слова Божии о всех тварных сущих, логосы с маленькой буквы.

Замысел Троицы Божественных Ипостасей обо всем сотворенном сущем и Своем отношении к нему, состоящий из всех логосов Божиих, называется термином Превечный Совет. Есть замыслы ангельских и человеческих ипостасей, согласно которым они действуют. Как и их воля, их замысел может соответствовать или противоречить их сущности, может быть естественным или противоестественным. Для православного богословия все сущее воплощает в себе Превечный Совет Божий и потому является всецело осмысленным и логичным. Такова седьмая аксиома православного богословия.

У Бога сила, воля, замысел и действие абсолютно бытийно совпадают в связи с вечностью, единством и невещественной духовностью Его всесовершенной сущности и ипостасей. Различаются они лишь для разума и по имени. У тварных же ипостасей сила, воля, замысел и действие не только интеллектуально и номинально различаются, но еще и реально разделяются во времени и пространстве.

Существование

Следующей фундаментальной категорией православного богословия является категория существование. Самостоятельным существованием обладают только ипостаси. Все остальные аспекты существования (сущности и энергии) существуют и усматриваются в ипостасях или в связи с ними. Существовать для ипостаси значит осуществлять, актуализировать, реализовывать, выражать, проявлять, разворачивать содержание своей сущности в своих энергиях по отношению к другим ипостасям. Таким образом, категория существования охватывает энергийные манифестации ипостаси, их направленность, количество и качество. Другими словами, существование – это интенциональная энергийная актуализация сущностного содержания ипостаси в общении с другими ипостасями.

Существование – это всегда движение, процесс, путь. Путь энергийного разворачивания логически предполагает наличие трех структурных элементов ‑ начала, середины и конца. При этом начало соотносится с понятием причины или истока, середина – с понятием действия, явления или свершения, а конец – с понятием цели.

Православное богословие радикально отличает самодостаточное божественное движение в Пресвятой Троице с присущими ему ипостасными Началом (Отец), Серединой (Сын) и Концом (Дух Святой) от несамодостаточного движения тварного сущего с присущими ему началом (творение Божие), серединой (Боговоплощение) и концом (вечное блаженство с Богом). Как видим, все, что существует, обязательно имеет начало, середину и конец своего существования. Такова восьмая аксиома православного богословия.

В зависимости от количества и качества энергийных проявлений ипостасей в сущем наблюдается сложнейшая иерархия типов их существования – от самого элементарного пребывания неодушевленных материальных ипостасей до абсолютной полноты Триединой Божественной Жизни. Между этими полюсами существования по возрастающей идут виды жизни растений, животных, душевно-телесных разумно-свободных людей и бесплотных разумно-свободных ангельских духов.

В зависимости от направленности существование реализуется двумя основными способами – естественным и противоестественным. Естественный способ существования – благое, созидательное направление ипостасью своих энергийных проявлений, согласное со своей собственной сущностью и с Божественным замыслом. Противоестественный способ существования – злое, разрушительное направление ипостасью своих энергийных проявлений, не согласное со своей сущностью и с Божественным замыслом.

Естественный способ существования разумно-свободных ипостасей в православном богословии называется праведностью, святостью, православием, наконец; противоестественный – злом, греховностью, неправославием. Начало православного способа существования – праведный поступок, середина – добродетель, конец – святость и вечная жизнь. Начало неправославного способа существования – грех, середина – греховная страсть, конец – греховная одержимость и вечная гибель.

В силу Своего совершенства Божественные Ипостаси обладают исключительно всесовершенным естественным способом существования. Ангельские и человеческие разумно-свободные ипостаси в силу своей тварности, бытийной ограниченности и несовершенства способны избирать как естественный, так и противоестественный способ своей актуализации.

В связи со своей бесплотностью и духовной простотой ангельские ипостаси совершают свой выбор между способами существования раз и навсегда. Человеческие же ипостаси в силу своей сложной душевно-телесной организации совершают свой выбор во времени и пространстве на протяжении всей земной жизни. Напряженная борьба человеческих ипостасей с противоестественным греховным способом своего существования и тяжелый труд по утверждению себя исключительно в естественном добродетельном способе существования в православном богословии обозначается понятием аскеза или аскетика.

Промысел

Промысел Божий – понятие, выражающее фундаментальное отношение Бога ко всему сотворенному сущему. Промысел проявляется в соответствующем Превечному Совету премудром целеполагании, сохранении, защите, помощи, развитии и приведении к цели всей твари, в согласии с природой и энергией каждой тварной ипостаси. Промысел является естественным продолжением творения. Промысел не возможен без творения. Но и творение полностью лишается смысла без Промысла. Все что сотворено, полностью подлежит Промыслу и благодаря ему существует. Такова девятая аксиома православного богословия.

Все сотворенное и промышляемое Богом абсолютно известно, ведомо Ему изначально и превечно. Полное знание Богом всего сущего обозначается термином всеведение Божие. Исходное вечное знание Богом всех событий существования твари, еще до их исполнения, выражается термином предведение или предвидение Божие. Всеведение и/или предведение Божие является необходимым условием Божественного Промысла.

По отношению к разумно-свободным тварным ипостасям в зависимости от избранного ими способа существования Промысел Божий может выражаться двояким образом – в виде попущения или соизволения. Попущение – термин, указывающий на образ Промысла по отношению к согрешающим ипостасям. Оно выражается в том, что Бог, уважая дарованную Им твари свободу, не препятствует актуализации ее греховного выбора, при этом ограничивает губительные последствия этого выбора и направляет их к конечной благой цели. Соизволение – термин, выражающий образ Промысла по отношению к праведным ипостасям. Оно выражается в благословении и помощи Божией всякому доброму решению и делу, в преумножении их благих последствий для скорейшего достижения конечной благой цели.

Изначальное превечное соизволение Божие всему доброму в тварном сущем называется термином предопределение. Бог все предвидит, но не все предопределяет. Предведение и предопределение не тождественны друг другу. Одно Богом попускается, а другое – соизволяется и предопределяется. Благодаря предведению, основанных на нем предопределении и попущении, осуществляется Промысел Божий.

Подобие

Разумно-свободные ипостаси не только получили образ от произведшего их Первообраза, но благодаря этому могут самостоятельно и самовластно сообразовывать, уподоблять свой способ существования со способом существования своего Творца. В этом состоит их естественная потребность и призвание, следовать которым они могут лишь добровольно. Понятием, обозначающим добровольное согласование ипостасью своего способа существования со способом существования ипостаси первообраза в православном богословии является понятие подобие.

Сотворенный по образу Божию человек по своей онтологической структуре и содержанию призван постепенно уподобляться Ему по способу существования во времени и вечности. Началом бытия человека является данный ему при творении образ Божий, срединой бытия – его добровольное уподобление Богу, концом – его всецелое соединение с Ним. Образ – залог подобия; подобие – залог единения.

Предвечно рожденный по образу Отца единосущный Ему Сын Божий изначально совершенно подобен Ему по способу существования. В отличие от человека, у которого образ и подобие Богу нераздельно различны, образ и подобие Сына Отцу всецело едины и тождественны. Сын всецело сообразен, подобен и един со своим Отцом от века.

Образ задается способом произведения; подобие – способом существования. Способ происхождения и способ существования Сына по отношению к Отцу реально всецело совпадают и различаются лишь для разума. Тогда как энергия, способ происхождения и способ существования тварных ипостасей человека или ангела по отношению к Богу и друг другу нераздельно различаются как реально, так и рационально.

***

Таким образом, способ произведения и способ существования задаются энергией. Энергия же определяется сущностью и ипостасью. Сущность, ипостась, энергия ‑ необходимые онтологические аспекты всякого сущего, от Бога до неодушевленных существ; они всецело конституируют его базовую триединую структуру. Без них в принципе ничто не может ни существовать, ни пониматься. В Боге и твари сущность, ипостась, энергия всегда различаются реально и нераздельно. Они являются базовыми богословскими категориями первого уровня. Существование и произведение вместе с категориями обозначающими способы этих отношений являются базовыми богословскими категориями второго уровня.

Число и порядок

Категорией охватывающей в количественном плане все бытийные аспекты сущего (ипостаси, сущности, энергии, способы произведения, способы существования и проч.) является число. Взаимное положение, отношения и связи всех аспектов сущего между собой обозначаются категорией устроение или порядок (греч. таксис). Категории порядка и числа неразрывно взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимообоснованы. Нет порядка без числа и числа без порядка. Все сущее, от Бога до элементарных сущих, измеряется числом и порядком. Все без исключения является исчисленным и упорядоченным. Это десятая аксиома православного богословия.

Для Бога характерны совершенные число и порядок в их нераздельно-неслиянном единстве. Они обозначаются принципиально взаимосвязанными терминами Единица и Троица. Бог един по сущности и троичен по лицам. Единица указывает на единственность сущности, исходящей из нее энергии, способа существования Бога, единоначалие Отца по отношению к другим ипостасям (монархия), единственность Сына (единородность) и Духа (единоисходность) по отношению к Отцу. Троица указывает на троичность ипостасей и ипостасных свойств, на онтологический (не хронологический) порядок по отношению друг ко другу: Отец – первый или начало, Сын – второй или середина, Дух – третий или конец. Бог равно един и троичен или единотроичен. Единица раскрывается в Троице, Троица воплощается в Единице. В порядково-числовом аспекте Бог мыслиться как абсолютное нераздельно-неслиянное единство трех Божественных ипостасей как по сущности, так и по их всецело взаимопроникновенному способу существования. «Границы» трех Божественных ипостасей абсолютно совпадают между собой, как и с «границами» единой сущности. Поэтому Единица есть Троица, а Троица есть Единица.

Единый Бог Троица при творении устраивает, упорядочивает относительное сущее, то есть созидает его по известному одному Ему определенному числу и порядку. Таким образом, тварь представляет собой упорядоченно-исчисленное множественно-сложное соборное целое, являющееся образом Божественного Триединства.

Единство

Кардинальное место среди категорий православного богословия занимает категория единство или единение (греч. έ'νωσις, ένότης). Эта категория связывает в единую целостную систему все вышеназванные богословские категории, понятия и термины. В свою очередь все они конституируют категорию единства, раскрывают и обосновывают ее. Единство является сердцевиной категориального комплекса православного богословия, ключом к пониманию всех его тем – учения о Боге и Богопознании, о творении и тварном сущем, о грехопадении человека, его спасении и обожении через Богочеловека Иисуса Христа и Его Церковь. В синтезе со всеми другими понятиями единство возводит наш разум к постижению высочайшего богословского понятия, категории категорий, самой сути Православия – категории любви.

В православном богословии единение мыслится как неслитное, неизменное, неразлучное, нераздельное, взаимопроникновенное сопребывание ипостасей друг в друге. По своему содержанию единение противопоставляется взаимному или одностороннему слиянию и растворению, частичному смешению, всецелому разделению и временному разлучению. Вышеназванные апофатические (отрицательные) характеристики единства были высказаны в оросе Халкидонского собора о соединении божественной и человеческой природ во Христе. Однако все они полностью применимы и ко всем прочим разновидностям единения.

Единение логически предполагает наличие таких структурных элементов как субъекты единения, отношение единения, основание единения и конечное состояние единства. Опираясь на них, в православном богословии выделяют следующие типы единства: единство ипостасей по сущности (единосущие или сущностное единение), единство сущностей по ипостаси (единоипостасность или ипостасное единение), единство ипостасей по энергии (приобщенность к энергии), единство ипостасей по способу существования (единство общения, синергии или уподобления), единство ипостасей по причине происхождения (единоначалие), единство ипостасей по способу происхождения, единство ипостасей по цели существования.

Есть два вида единосущия – Божественное и тварное. Единосущие Божественных ипостаей – абсолютное, нераздельное, неизменное, всецелое, взаимопроникновенное, равночестное, в равной мере актуализируемое всеми Тремя Ипостасями. Единосущие тварных ипостасей – относительное, раздельное по телам во времени и пространстве, неравночестное, в разной степени актуализируемое каждой ипостасью.

Важнейшие примеры ипостасного единения ‑ единство душевной и телесной природ в человеческой ипостаси и единство человеческой и божественной сущностей в ипостаси Сына Божия. Последнее произошло в результате воипостазирования – восприятия Сыном Божиим человеческой природы от ипостаси Девы Марии в Его божественную ипостась и ее (человеческой природы) присоединения к Его божественной сущности. При ипостасном единении разные сущности соединяются в ипостаси неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно, иерархически (низшая подчиняется высшей) и односторонне проникновенно (высшая проникает низшую). В человеке тело подчиняется душе, душа проникает тело. Во Христе человечество подчиняется Божеству, Божество проникает человечество. Православное богословие рассматривает иерархическое ипостасное двуединство душевной и телесной сущностей в человеке как прообраз иерархического ипостасного двуединства божественной и человеческой природ во Христе.

Единство по энергии возникает благодаря приобщенности, причастию нескольких ипостасей одной энергии. Причастие это может быть абсолютным или относительным. Божественные Ипостаси обладают единой Божественной энергией в абсолютно равной, безграничной степени. Единая Божественная энергия происходит из единой Божественной сущности и направляется совместно тремя Ипостасями. Отец повелевает и начинает, Сын слушается и совершает, Дух слушается, вспомоществует Сыну и завершает. Отец – начало, Сын – середина, Дух Святой – конец реализации энергии.

Тварные ипостаси творятся Божественной энергией, сохраняются в бытии и направляются к цели благодаря приобщенности к ней. Эта приобщенность всегда частична, не полна, всегда относительна, в принципе не завершаема и бесконечна. Это связано с онтологической ограниченностью тварных ипостасей и бесконечностью самой Божественной энергии.

Единство по энергии является необходимым условием для единения по способу существования ‑ для взаимодействия, сотрудничества, общения ипостасей между собой, для их уподобления друг другу. В зависимости от способа существования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: