как завоевать и удержать внимание аудитории




1. Многое зависит от оптимального выбора нужного оратору образа:

- либо роль лидера;

- либо трибуна;

- либо в роли человека, советующегося с аудиторией;

- либо в роли информатора;

- либо в роли комментатора событий и т. п.

2. Привлекает внимание аудитории визуальный контакт (хаотичный, то есть стихийно охватывающий каждого из аудитории), контрастные раздражители (смена громкости речи, ее темпа, паузы, движения в пространстве и т.д.), вовлечение аудитории с помощью вопросов, просьб и т.д.

3. Положительно влияет на аудиторию неизвестная информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

4. Помните, что человек активно может слушать в среднем 15 минут. Затем необходима пауза, или небольшое отступление и т. п.. Очень хорошо здесь работают интересные примеры, переключение каналов восприятия, например, демонстрация презентации, видеофрагмента.

 

Способы привлечения внимания слушателей в первый момент: Речь Риторический вопрос: “До каких пор мы будем это терпеть!” Сопоставление точек зрения: “В объяснении этой проблемы существуют два подхода”. Чтение газетных заголовков, ссылка на Тел. Новости, на новости в Интернете: “Посмотрите сегодняшние “Ведомости”…”. Драматургия: “Представляете, иду я вечером…” Внесение элемента неформальности: “Мой муж обычно говорит…” Цитата известного ученого или писателя: “Академик Ландау писал…”. “Прямое включение”: “А вот Вы что об этом думаете?” Исторический эпизод: “Однажды Наполеон…”. Выступление При коротком выступлении вводная фраза также необходима. Можно воспользоваться теми же способами, сократив время. Эти формы могут быть использованы в начале или в конце выступления для придания большей убедительности Вашей речи. Их ценность в том, что при внешней неожиданности подобные “экспромты” могут быть продуманы и работать на общую задачу выступления. Чего нельзя говорить и делать в начале выступления Я во всем согласен с предыдущим оратором. Ничего нового я не скажу. Я не имел необходимой информации. Я не оратор или Я не умею говорить. Что говорить можно, но рискованно. Я не согласен с предыдущим оратором. Трудно выступать после… Содержание выступления.
Послание аудитории. Цель? — Информация. Поддержка. Действие. В зависимости от определения цели Ваш доклад будет состоять из описаний, примеров и общих выводов (1 вариант), аргументов и предложенного решения (2 вариант), из конкретных предложений со списком мероприятий, сроками и ответственными (3 вариант). Структура выступления: Тема, история вопроса, изложение позиции, доказательство, опровержение противников, воззвание, выводы. Иллюстративность. Примеры: нельзя обходиться без примеров, нельзя объяснять слишком многое на одном примере, нельзя использовать один пример несколько раз. Наглядность-люди запоминают 70 процентов того, что видят и слышат одновременно. Кроме того, любые схемы, диаграммы, таблицы сокращают время выступления и убеждают аудитории в Вашей компетентности. Требования к иллюстративному материалу.Новая проблема – электронная презентация. Обязательность выводов. Наличие выводов в конце. Оформление их в виде цифровой последовательности. Ограниченность выводов (4 – 5) Горбачев и Ельцин. Форма выступления Эмоциональность. 1.форма: Апелляция к чувствам— говорят: если хочешь, чтобы слушатель заплакал — заплачь сам. Эмоциональность оратора завораживает аудиторию, поэтому, если эмоции не чужды Вам, не бойтесь их демонстрировать. 2 форма: Подчеркивание личной позиции. 3 форма: Обращение к ценностям, которые у данной аудитории вызовут необходимые эмоции. Соблюдение регламента: Будьте точны. Не говорите: «Я буду краток», вдруг вы не выдержите регламент, и аудитория воспримет Вас как обманщика. Не говорите, когда напоминают об окончании вашего времени: «А у меня все.» — это звучит смешно. Если Вы не хотите, чтобы Вас прервали, сообщите слушателям: “Я остановлюсь на трех вопросах”, и они будут ждать. Скажите: «И последнее». Риторика. Выбор речевого стиля (высокий, низкий, влиятельный, невлиятельный). Демонстрация профессионализма. Упрощение терминологии и предложений. Интонационный выбор. Уровень категоричности. Обратная связь с аудиторией. Не говорите: «Как всем известно…» (три еще худшие варианты использования данного оборота), «Ничего нового я не скажу.» «Я во всем согласен с предыдущим оратором». «Я не умею говорить». Внешний вид. Состояние. Когда Вы стоите перед аудиторией, ей мгновенно передается Ваше состояние. Поэтому отрепетируйте дома Ваш “бодрый вид”, стойте прямо, не ходите перед аудиторией, не прячьтесь за кафедрой или за столом, улыбайтесь Одежда. Жестикуляция, поза и движение.

Что не зависит от оратора, но может быть сведено к минимуму?
1.Состав аудитории, качественный и количественный, ее квалификация,

2. Состояние и настроение в момент Вашего выступления. Трудная аудитория – тоже самое, что трудный собеседник – о которой мы ничего не знаем; еще хуже – ничего не хотим знать. Тяжелая аудитория – некомпетентные в этом вопросе люди, «не в теме». Тяжелая – настроенная против Вас..

3. Динамика внимания слушающей аудитории.

4. Другие отвлекающие факторы. Если Вы выступаете первым (на совещании по спорному вопросу, на дискуссии, на научной конференции): Сначала докажите свой тезис, а потом постарайтесь посеять сомнения в правильности позиции оппонентов, если Вы ее знаете. В этом случае собеседнику придется сначала опровергать Вас. Начинать надо всегда с того, что всех объединяет. С другой стороны, нельзя убедить того, кто не согласен в принципе. Необходимо договориться об общих началах, на которых ведется спор. Постарайтесь построить свое выступление по схеме: идея –действия – средства — результат Если Вы говорите вторым: Делайте записи по ходу дела, чтобы быть «в теме». Можно сразу начать излагать свою позицию. Это выигрышно, если Вы сильны. Если силы примерно равны, то следует начать с контраргументации. Формы расположения доказательств: сначала сильные и важные. Затем послабее, а в конце самые убедительные; или от слабых к сильным. Не повторяйтесь и не произносите общих фраз, которые уже произнес ведущий или предыдущие выступающие. Упомяните позиции, с которыми Вы согласны. Поименно назвав их авторов (только правильно). Ограничьтесь этим, или четко зафиксируйте, что предлагаете Вы лично. Если Вы чувствуете, что цель достигнута, просите прямой поддержки у аудитории: голосования, аплодисментов. подписей, высказываний.
Участники обсуждения. Вздорный собеседник – пусть его критикуют другие. Если Вы вдвоем, делайте паузы, снисходительно улыбаясь. Говорите: «ну что Вы так волнуетесь» и т.п. Позитивно настроенный собеседник – не давите, пусть выскажется в конце. Демагоги – останавливайте вопросами, уточнениями, указанием на регламент встречи. Робких людей подбодрите: Вот у Сергея есть предложение…» Признанный авторитет – комплимент и просьба помочь советом. Незаинтересованные скептики – мягко кивать, не обращая внимания на их аргументацию Когда Вы выступаете по частным поводам: с поздравлением, на митинге, на поминках лучше выступать третьим – пятым. Тогда можно надеяться, что Вы скажете то, что еще не сказано. И Вас услышат. Разумеется, если Вы очень боитесь, можно выступать десятым – шестнадцатым, тогда Вас наверняка не запомнят. Только Вы-то будете волноваться одинаково. Практические задания: Публичное выступление перед аудиторией. Самопредставление. (Презентация фирмы). Поздравительная речь (Юбилей Значимого лица). Публицистическая или дискуссионная речь (Защита собственной позиции) Требования: продуцирование текста без записи; литературный язык; регламент; обратная связь с аудиторией.
Практически каждый человек в течение жизни неоднократно сталкивается с необходимостью воспринимать критические замечания в свой адрес. Даже в том случае, если критикующий знает и использует соответствующие этические правила, критика воспринимается достаточно болезненно. Это предопределено объективными особенностями человеческой психологии. Поэтому следует порекомендовать некоторые правила восприятия критики (пропуская их через собственное сознание, можно снизить остроту рассматриваемой проблемы). Всегда следует помнить, что:

· нет бесполезной критики, она является формой помощи в решении возникающих ситуаций;

· необходимо деловое восприятие критики вне зависимости оттого, кто критикует и в какой форме;

· центральный принцип восприятия критики — «все, что я делал, я мог бы делать лучше»;

· наиболее ценная критика направлена на несовершенство того, что кажется нормальным;

· отсутствие критики — это показатель пренебрежения или неве­рия в способность ее нормального восприятия;

· критика позволяет выяснить отношение критикующего к другой стороне;

· необходимо поддержать попытку критикующего конструктивно разобраться в деле, даже если он ошибается.

Конструктивное восприятие критики дело довольно сложное, однако, есть области профессиональной деятельности, где это просто необходимо. Для того, чтобы функционировать в этот момент адекватно любому заинтересованному человеку просто необходимо изучить принципы и правила восприятия критики. Начать этот сложный и нелегкий для большинства процесс лучше всего с того, что выяснить позитивные установки на восприятие критики. В любом случае, если вы занялись этим вопросом, то вам предстоит увлекательное путешествие в глубины собственных установок и знакомство с внутренней частью вашей теневой стороны и агрессией.

В жизни очень нечасто можно встретить человека, который относился бы спокойно к критике. Позитивные установки на восприятие критики развиты крайне у небольшого круга людей, а как правило это признаки их профессиональной проработки себя. Обычно критика у людей обуславливает лишь негативные эмоции, что и приводит к конфликтным ситуациям. Хотя она способствует саморазвитию, осознать это сразу же в ходе общения крайне трудно. Критика встречается всюду: на работе, в семье, прямо на улице. Подумайте, адекватно ли вы ее воспринимаете, и была ли возможность избежать негатива и конфликта. Что же стоит предпринять, дабы избежать неблагоприятных последствий личной критики?

Когда человек слышит в свой адрес критику, у его имеется немного времени для ее восприятия. Этот интервал можно применять для анализа ситуации. Нужно немало попрактиковаться, чтобы в себе развить выдержку. Какие моменты нуждаются в анализе? Подумайте, а правильно ли вам удалось понять высказывания своего собеседника?


Правила конструктивной критики и принципы восприятия критики


В некоторых ситуациях люди подразумевают в одних и тех же высказываниях совершенно разные вещи. Потому нужно еще раз спросить у оппонента, так ли вы поняли его, по-другому сформулировав его слова. Может быть, выяснится, что вы неправильно поняли смысл, он оказался не таким негативным, как вам показалось с первого взгляда. В том случае, если с этим уже нет никаких сомнений, переходим к следующему моменту.


Конструктивное восприятие критики: проверяем объективность


Попробуйте представить, что эти критичные слова к вам не имеют никакого отношения. Представьте, что соответствует реальности, и какой конструктивностью обладает критика. Бывает и такое, что люди выражают критики, даже не зная особенностей того или иного дела. В таком случае повод держать обиду попросту отпадает, тут больше ничего не остается, как проигнорировать критику. А в том случае, если у критики есть доводы, то попробуйте поблагодарить оппонента за то, что нашел какое-либо упущение с вашей стороны. Желание критиковать у вашего собеседника быстро улетучится.


Конструктивное восприятие критики: целостность личности


Любой человек имеет право выражать свое личное мнение, которое представляет собой индивидуальное видение той или иной ситуации. Это мнение часто может противоречить другим видениям. Даже в том случае, если у критика есть доля правды, в любом случае имеется два варианта последующего развития событий: принять во внимание или просто забыть. Человек в любое время может оценить нужность полученной информации и принять ее во внимание. А здравая критика – это своеобразная мотивация для личностного саморазвития. Так или иначе, держать обиду или злиться на критикующего вас человека не нужно – это лишь его точка зрения.

Обращая внимание на то, какие негативные переживания может вызвать личная критика у человека, не нужно и самому чрезмерно увлекаться этим. Если видеть в людях лишь хорошее, то у вас не будет никогда врагов. Поддержка является гораздо более мощным стимулом, нежели критичные высказывания. Возможно, что правила конструктивной критики и принципы восприятия критики заложены именно в этом выводе, который заключается в том, чтобы видеть в окружающих только хорошее, обращая внимание именно на эти черты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: