ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК




Налоговая проверка – основной вид контроля со стороны налогового органа, который проводится путём совершения комплекса последовательных действий, связанных с проверкой соблюдения налогового законодательства и своевременности уплаты налогов, а также с проверкой отчётных данных о финансовом положении предприятия [1].

На сегодняшний день без внимания со стороны налоговых органов не существует ни один субъект предпринимательской деятельности, также как и ни у кого нет полной застрахованности от налоговых проверок.

Последствия проведения налоговой проверки могут быть различными, но чаще всего отмечаются ошибки в деятельности проверяемых организаций в ходе чего налоговый (проверяющий) орган начисляет суммы недоимки, соответствующие пени и штрафы.

Итак, налогоплательщик должен быть ознакомлен с правилами и порядком осуществления проверок, способом оформления итоговых результатов, а также с правами и обязанностями обеих сторон, чтобы прибытие на место налогового инспектора не стало неожиданностью и в случае возникновения ошибок налогоплательщик смог эффективно защитить свои права [1].

Виды налоговых проверок:

1. Камеральная налоговая проверка – проверка, осуществляемая путём предоставления налогоплательщиком налоговых деклараций и прочих документов, на основании которых происходит исчисление и уплата налогов. К камеральной проверке также относится проверка уже имеющихся у налогового органа документов, свидетельствующих о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа [2].

2. Выездная НП – совокупность проверок первичных учётных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, в том числе налоговых деклараций, внутренних приказов и распоряжений. К выездной налоговой проверке также относят обследование различных предметов, позволяющих налогоплательщику извлекать доход или связанных с содержанием налогоплательщиком производственных, торговых или иных помещений, а также других действий налоговых органов, осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика и в иных местах вне места расположения налогового органа.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок выступает осуществление контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью налогов и сборов, соответствующих Налоговому законодательству РФ [2].

Налоговый орган может пребывать в проверяемую организацию не более одного раза в год, а охват проверкой деятельности налогоплательщика может составлять лишь три календарных года, предшествующих данной проверке.

3. Встречная проверка – метод налогового контроля, который в отличии от камеральной и выездной, не является налоговой проверкой. В этом случае осуществляется контроль над подлинностью информации о предприятии, которая характеризует реальное наличие контрагента и совершённых налогоплательщиком операций, а также подтверждение соответствий в данных по финансово-хозяйственным операциям у проверяемой организации, и её соответствующих контрагентов [2].

В большинстве случаев деятельность организаций подвергается именно выездным проверкам в связи с обширностью их рассмотрения на фоне предоставляемых налоговым органам документов.

Основными методами выездных налоговых проверок выступают следующие:

1. Инвентаризация (п. 13 ст. 89 НК РФ).

Данный метод представляет собой проверку наличия имущества организации и состояние её финансовых показателей на определённую дату путём соотношения предоставляемых (фактических) данных с данными бухгалтерского учёта организации [3].

Иными словами, проведение инвентаризации – осуществление проверки достоверности информации, предоставляемой налогоплательщиком, а также нахождение условий, необходимых для исполнения функций налоговых органов.

Проведение инвентаризации имущества охватывает собой проверку основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, готовой продукции, денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженностей и иных активов и регламентируется приказом РФ и МНС РФ NN 20н, ГБ-3-04/39 «Об утверждении положения в порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке».

2. Осмотр (ст. 92 НК РФ).

При выездной налоговой проверке должностное лицо налогового органа, учитывая необходимость установления причин проверки, вправе осуществлять осмотр имущества налогоплательщика, его территорий.

Тем не менее, осмотр должен проводиться, как в присутствии лица, в отношении которого выполняется налоговая проверка, или его представителя, так и в присутствии понятых и специалистов [3].

3. Допрос (п. 3 ст. 90 НК РФ).

Получение необходимых сведений налоговым органом сопровождается предоставлением условий, характеризующих привлечение к ответственности налогоплательщика за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу ложных показаний. Данный момент отмечается в протоколе и удостоверяется подписью свидетеля.

Однако, налогоплательщик должен быть осведомлён о том, что он вправе отказаться от дачи показаний в случае свидетельствования против себя самого, своего супруга и близких родственников.

4. Привлечение переводчика.

Сам по себе переводчик – лицо, которое не является заинтересованным в исходе действия того или иного дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода информации, передаваемой от налогоплательщика [3].

Привлечение данного лица осуществляется на основании договора, в соответствии с которым появление переводчика должно осуществиться по вызову назначившего его должностного лица налогового органа.

Также как и налогоплательщик, переводчик осведомляется об ответственности за отказ от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, что, непосредственно, фиксируется в протоколе, и подтверждается подписью переводчика.

5. Привлечение эксперта (п. 2 т. 129 НК РФ).

Действие эксперта основывается на подведении итогов проверки. По итогам проведённой работы, он даёт заключение в письменной форме от своего имени, указывая в нём:

- проведённые исследования;

- сделанные в результате исследований выводы.

Информация, полученная экспертом, передаётся проверяемому лицу. В случае недостаточности ясности или полноты заключения, налоговый инспектор вправе дать свои объяснения и заявить возражению эксперту. Также может просить о постановке дополнительных вопросов к лицу, поставившему данные заключения, и о назначении дополнительной или повторной экспертизы, которая будет поручаться другому эксперту [3].

По итогам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведении, составляется акт налоговой проверки в соответствии с установленными требованиями.

Данный документ подписывается всеми лицами, участвовавшими при проверке, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка.

Однако, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, отказывается, в подписи делается соответствующая отметка в акте налоговой проверки (п. 2 в ред. Федерального закона от 16.11.2011 №321-ФЗ).

Метод заполнения акта налоговой проверки осуществляется следующим образом:

1. Отображение даты акта налоговой проверки (дата подписания акта лицами, проводившими данную проверку).

2. Полное или сокращённое наименование либо ФИО проверяемого лица. В случае, если проверка осуществляется в организации по месту нахождения её обособленного подразделения, помимо наименования организации также указывается полное или сокращённое наименование обособленного подразделения и место его нахождения (ред. Федерального закона от 16.11.2011 №321-ФЗ).

3. ФИО лиц, участвовавших в проведении проверки, указание их должностей и наименования налогового органа, который они представляют.

4. Дата и номер решения руководителя или заместителя о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки).

5. Дата предоставления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки).

6. Перечень документов, которые предоставляет проверяемое лицо в ходе налоговой проверки.

7. Указание периода, в течение которого была осуществлена проверка.

8. Указание налога, в отношении которого было принято решение о проведении налоговой проверки.

9. Дата начала и окончания налоговой проверки.

10. Указание местонахождения организации или места жительства физического лица.

11. Информация о проведении проверки.

12. Документально подтверждённые выявленные факты нарушений законодательства о налогах и сборах.

13. Выводы по итогам проведения налоговой проверки [3].

В течение пяти дней с момента даты регистрации акта налоговой проверки, он должен быть вручён налогоплательщику (ред. Федерального закона от 26.11.2008 №224-ФЗ, от 24.11.2014 №376-ФЗ).

В ситуациях, когда налогоплательщик отказывается принимать акт налоговой проверки, в акте делается соответствующая отметка, и он направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства физического лица [3].

Подводя итог данной работы, следует ещё раз отметить, что осуществление налоговых проверок является основной формой проведения налогового контроля в отношении лиц, занимающихся той или иной деятельностью.

Статьёй 87 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены камеральные и выездные налоговые проверки.

Важным аспектом первой является самостоятельное предоставление в налоговый орган деклараций и иных документов, свидетельствующих о соблюдении Налогового законодательства.

Выездная проверка же проводится по решению руководителя налогового органа по месту нахождения налогоплательщика и в его присутствии.

Эффективность проведения выездных налоговых проверок во многом зависит от уровня профессиональных навыков самого налогового инспектора, его человеческих качеств.

Учитывая данную проблему, следует обратить особое внимание на проведение регулярного совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров, участвующих в проведение выездных камеральных проверок.

Так как в качестве субъектов налоговых проверок могут выступать налогоплательщики, являющиеся иностранными гражданами и лицами без гражданства, не стоит забывать также и о повышении уровня квалификации у лиц, занимающихся переводом необходимой информации при проверках.

Ещё одним важным моментом, стремящимся к улучшению системы эффективного проведения налогового контроля, является осуществление углублённого камерального анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, которому может поспособствовать создание единой государственной интегрированной информационной базы данных, хранящей в себе информацию об организациях, поступившую из внутренних и внешних источников.

 

Литература

1. В.П. Дубровская, Н.В. Свиридова, Ф.К. Туктарова: Организация и методика проведения налоговых проверок: Учебное пособие [Электронный ресурс] // https://dep_bunia.pnzgu.ru/files/dep_bunia.pnzgu.ru/eb_bunia/17/17_oimpnp_uchebnoe_posobie_2013.pdf (Дата обращения: 14.03.2020);

2. Налоговые проверки: виды налоговых проверок [Электронный ресурс] // https://cde.osu.ru/demoversion/course75/lection/book_11.html (Дата обращения: 18.03.2020);

3. Требования к составлению акта налоговой проверки [Электронный ресурс] // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314075/957572cb06c7dad415ec3f057bb0b5b5b0be36ef/ (Дата обращения: 18.03.2020).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: