Основные проблемы развития малого бизнеса в России




Молодежь и малый

Бизнес

Павлова Татьяна Александровна

Институт психологии, социологии и социальных отношений
ГАОУ ВО МГПУ, Москва, Россия

2 курс очной формы обучения

Специальность: Социальная работа

Профиль подготовки: социально-психологическая работа с населением

  Аннотация: В статье рассматривается роль молодежи в развитии малого предпринимательства. Малый и средний бизнес наиболее мобилен в изменяющейся обстановке на рынке по сравнению с крупными предприятиями, переориентировать которые крайне сложно. Основными преимуществами малого бизнеса в отличие от крупного предприятия является относительная простота его организации, возможность принятия более гибких и оперативных решений, меньший объем первоначальных инвестиций, ориентация преимущественно на удовлетворение потребностей регионального рынка. Итоговый вывод: необходимо придать развитию молодежного предпринимательства статус общегосударственной проблемы.

 

Переход российской экономики к рынку в начале 90-х гг. прошлого столетия ознаменовал

возрождение предпринимательства как способа деятельности и формирование нового слоя «предпринимателей» в социальной структуре общества. Малые и средние предприятия в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. В этой сфере бизнеса занято, по различным оценкам, от 46 до 78 % трудоспособного населения.

Малый бизнес – ведущий сектор в рыночной экономике, определяющий темпы экономического роста страны, основу ее стабильности. В России доля малого и среднего бизнеса составляет лишь порядка 21% от объема ВВП, хотя в развитых экономиках этот показатель превышает 50%. В нашей стране малый бизнес обеспечивает рабочими местами лишь 27% населения, в то время как в тех же странах ЕС этот показатель - 67%, а в США - 50%.

Исследования ученых показывают, что предпринимательство успешно развивается, когда ему придается общественное значение на уровне государства (региона), разрабатываются специальные программы содействия, осуществляется адресная помощь и поддержка [2, с. 124].

 

Поддержка малого предпринимательства является приоритетным направлением государственной политики в Российской Федерации. К субъектам малого предпринимательства относят лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и соответствующих ряду условий, указанных в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства являются: обеспечение конкурентоспособности и благоприятных условий для их развития; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении на рынки производимых ими товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта и иные.

Особое внимание уделяется развитию молодежному предпринимательству. Молодежь является наиболее перспективной группой в составе трудоспособного населения, так как ей присуща энергичность, высокая работоспособность, быстрая обучаемость, высокие физические показатели. Через десять-двадцать лет формируемое в современных условиях поколение работников будет определять как направление развития отношений занятости, так и системы экономических отношений в целом. Обеспечение достойного уровня существования молодежи посредством эффективной занятости, поддержки молодых семей и долгосрочных вложений в человеческий капитал позволит стимулировать рост рождаемости и предотвратить демографический кризис. Успешный старт на рынке труда - ключевое условие, которое определяет участие молодежи в жизни общества и ее влияние на общественное развитие. Данное обстоятельство и определяет, главным образом, высокую социальную значимость современного рынка труда, как сферы становления и развития трудового потенциала молодежи - самой экономически активной части общества. В этой связи актуальным и стратегически важным становится формирование действенного механизма обеспечения занятости молодежи в рамках государственной молодежной политики, с одной стороны, и политики занятости, с другой [3, c. 14].

Немаловажным является то, что модернизация всех сфер жизни общества требует новых лидеров, новых идей, эффективных бизнес-моделей и т. д. Поэтому молодежная среда может рассматриваться как стратегически значимый трудовой ресурс общества. Уже сейчас молодежное предпринимательство играет особую роль в решении ряда социально-экономических проблем, таких как создание новых рабочих мест, сокращение уровня безработицы, подготовка квалифицированных кадров и ускорение перехода страны к инновационному экономическому развитию государства [4].

 

Важность развития молодежного предпринимательства, инновационных малых и микро предприятий неоднократно подчеркивалась президентом России, председателем правительства РФ, представителями политических партий и многими общественными деятелями. Государственную политику по поддержке молодых предпринимателей осуществляют Росмолодежь (Федеральное агентство по делам молодежи), Министерство экономического и социального развития РФ и Министерство образования РФ. Для стимулирования и создания благоприятных условий развития молодежного предпринимательства на федеральном и региональном уровнях разработаны различные программы. Например, программа «Ты – предприниматель» направлена на развитие молодежного предпринимательства в России и реализуется в большинстве регионов страны.

 

Основные проблемы развития малого бизнеса в России

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" регулярно публикует отчет о состоянии национального предпринимательского климата, в котором выделяет перечень ключевых проблем, препятствующих развитию малого бизнеса. В этот список входят:

Дефицит кадров. Подготовка персонала для многих сфер деятельности малого бизнеса сегодня зачастую лежит на плечах самих бизнесменов. Только каждая пятая организация сегодня относительно легко может найти квалифицированных рабочих.

Непосильная налоговая нагрузка. Действующая система налогообложения забирает львиную долю прибыли, в результате чего, предприятия остаются на грани банкротства. Под действием налогового давления и помех извне часть предпринимателей вынужденно уходит в «тень», другая и вовсе покидает рынок. Актуальность проблемы правовых пробелов в налогообложении индивидуальных предпринимателей обусловлена следующим: неправильное толкование правовых норм и их противоречие приводят к спорам между ФНС и индивидуальными предпринимателями.

Отсутствие ясности и различное толкование отдельных вопросов применения налогового законодательства в отношении налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей приводит к невозможности обеспечения единообразного подхода. Как результат – увеличение жалоб и судебных споров между индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами.

Низкая доступность финансовых ресурсов. Представители малого бизнеса жалуются, что чем больше период, на который планируется привлечь заемные средства, тем меньше вероятность их получить. При этом каждый второй предприниматель отмечает, что главным препятствием для получения финансирования являются жесткие требования к обеспечению и неподъемно высокие ставки по кредитам.

Низкая доступность земельных участков и недвижимости. Сегодня каждый второй производственный бизнес сталкивается с трудностями в ходе покупки или аренды земельных участков и производственных помещений.

Сложность подключения к объектам энергетической инфраструктуры. Даже при высоких тарифах на энергоресурсы для большинства компаний новые подключения к энергосети недоступны.

Административные барьеры и коррупция. Тут все понятно и без комментариев.

Проблема социальной незащищенности работников. Как мы уже отметили, под действием налогового давления часть предпринимателей пытается уйти от уплаты налогов. Зарплаты в конвертах становятся обыденностью даже при благоприятных экономических условиях, а это серьезная проблема и значительная брешь в бюджете страны. Получая "черную" зарплату, работники лишаются социальных гарантий: получение заслуженной пенсии в старости, выплаты больничного и декретного отпуска.

 

В связи с выше изложенным при открытии нового бизнеса, предприниматель сталкивается с целым рядом проблем, которые зачастую сложно преодолеть самому. Можно сделать вывод, что значительная часть молодежи имеет не малое значение в программе экономического развития, вносит вклад в ее развитие. Это проявляется сквозь не всегда очевидный, но от того не менее значимый результат перемен, которые вносятся в общественные отношения. Молодежь составляет важнейший источник формирования новых структур и слоев негосударственного сектора экономики, в процессе постепенного «омоложения» руководящей элиты общества. Вместе с тем молодые бизнесмены становятся фактором "выращивания" и отбора высшего слоя предпринимателей, роста численности среднего класса. Все в большей степени экономическая активность молодежи реализуется в сфере новых экономических отношений - в торговле, посредничестве, бытовых услугах и т.д.

Анализ существующих проблем развития молодежного предпринимательства на современном этапе, понимание недостаточности числа молодых людей, стремящихся открыть собственное дело, и ограниченности ресурсов муниципальных и региональных бюджетов, позволяет сделать вывод, что добиться успеха в деле развития молодежного предпринимательского движения сможет только применение программно-целевого метода. Системный подход даст возможность четко определить стратегию вовлечения молодых людей в предпринимательскую деятельность во всех субъектах федерации и позволит реализовать основные меры по пропаганде предпринимательства в молодежной среде, отобрать наиболее талантливую молодежь, провести ее обучение и помочь ей в реализации бизнес-проектов.

Ссылки:

1. Доклад «Опыт Великобритании, Германии, США, Японии, Польши и Венгрии в развитии малого предприниматель-ства» [Электронный ресурс]. URL: https://www.giac.ru/content/document_r_564FE1FC-14A2-42CB-AA00-34179DD4DFF3.html (дата обращения: 08.11.2014).

2. Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В. Концептуальные вопросы управления самозанятостью безработных граждан в регионе // Идеи и идеалы. 2013. Т. 1. № 4. С. 120–129.

3. Волкова О., Молодых А., Щипинова О. Молодежное предпринимательство: проблемы и перспективы развития // Ак-туальные вопросы использования интеллектуального потенциала молодежи в инновационном развитии донского региона: сборник материалов симпозиума в рамках Окружного молодежного инновационного конвента ЮФО, 10 октября 2013 г. / под ред. А.М. Старостина, Л.Л. Ивановой. Ростов н/Д., 2013. 96 с.

4. Карпунина М.А., Савинова С.Ю., Шубнякова Н.Г. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России // Современные проблемы науки и образова-ния. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: www.science-education.ru/116-12360 (дата обращения: 08.11.2014).

5. Volovskaya N.M., Plyusnina L.K., Rusina A.V. Self-employment as a form of reintegration of unemployed citizens into society // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 6. № 8. С. 1175–1186.

6. Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В. Активизация занятости отдельных социально-демографических групп населения на рынке труда. Новосибирск, 2004. 152 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: