Педагогические качества экскурсовода.




Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (ННГУ)

Арзамасский филиал

Факультет педагогики и психологии

Предмет: «Экскурсоведение»

Тема: «Экскурсия, как педагогический процесс»

Доклад

Выполнила:

Банщикова А.Ю.

Специальность:

Организация экскурсионных услуг

По направлению «Туризм»

Проверила:

Скрябина С.

Арзамас, 2020

Содержание:

1. Введение____________________________________________1

2. Педагогика___________________________________________2

3. Педагогические качества_______________________________3-5

4. Этапы экскурсии_______________________________________6

5. Принципы педагога____________________________________7-9

6. Заключение___________________________________________10

7. Список Литературы_____________________________________11

Стр.1

Введение

В настоящее время экскурсии приобретают все большую популярность. Однако остается открытой проблема эффективности данного мероприятия. Несомненно, экскурсии являются одним из самых информативных способов проведения досуга ребенка или подростка. Но такая форма деятельности не всегда приносит удовольствие от проведенного времени. Многие родители и их дети жалуются, что, к сожалению, им не всегда интересно слушать монотонный рассказ экскурсовода.

Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент - важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с экскурсантами.

Стр.2

Педагогика

Педагогика — наука о воспитании человека. В Древней Греции педагогами называли рабов, в чью обязанность входило домашнее обучение детей. Приблизительно в тот же исторический период зародились представления о педагогике как науке, изучающей вопросы воспитания и обучения детей.

Аристотель еще в IV в. до н.э. определил стороны традиционного образования и воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое.

Экскурсовод, проводящий экскурсию, на практике воплощает в жизнь все четыре стороны педагогики: воспитание, образование, обучение, развитие.

В отличие от обычного урока экскурсия раскрывает все стороны образования (или почти все). Экскурсанты получают навыки сотрудничества в коллективе, на практике воплощают правила поведения в общественных местах, получают умственные, физические, эстетические, а в некоторых экскурсиях и трудовые нагрузки.

Как говорил выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко, «требование и уважение — две стороны одной медали». В ходе экскурсии экскурсовод, с одной стороны, требует от экскурсантов внимания и сотрудничества, а с другой — проявляет уважение и соучастие.

Так как главная цель экскурсии — знакомство ее участников с новой информацией, получение новых знаний и навыков, то экскурсанты должны усвоить все рассказанное и показанное так, чтобы у них остались хорошие воспоминания об экскурсии на долгие годы. Следовательно, для того чтобы экскурсия была эффективной, экскурсовод должен обладать многими качествами, в первую очередь качествами хорошего педагога.

 

 

Стр.3

Педагогические качества экскурсовода.

  • 1. Высокий уровень знаний. Экскурсоводу приходится вести экскурсии на разные темы, что требует высокого уровня подготовки. В отличие от практикующих педагогов, преподающих в школах один или два предмета и изучивших их довольно глубоко, экскурсовод должен иметь хотя бы поверхностные знания не только, например, по истории, но и по тесно связанным с ней наукам и культурным направлениям — искусствоведению, культурологии, этнографии, археологии, архитектуре, литературе. Вопросы экскурсантов могут значительно отклоняться от основной темы экскурсии и касаться истории города или особенностей рассматриваемого исторического события. Экскурсовод должен иметь достаточный запас знаний, чтобы дать ответ практически на любой вопрос по теме.
  • 2. Хорошая профессиональная память. Процесс экскурсии не предполагает постоянное использование записей или карточек, только в редких случаях цитирования. Память экскурсовода должна быть активна и в нужный момент «подавать» необходимую информацию. С целью тренировки памяти многие экскурсоводы стараются постоянно повышать уровень знаний, «укладывая» в голове новую информацию. Лучший способ усвоения информации надолго — выписки ее на карточки и расклад карточек по отдельным темам. В этом случае перед каждой экскурсией достаточно просмотреть нужные карточки, чтобы восстановить в памяти минимум необходимой по данной теме информации.
  • 3. Ораторское искусство. Специалист не может считаться профессиональным экскурсоводом, если не умеет донести информацию до слушателей. Ораторскому искусству нужно учиться, и одна из частей экскурсоведения посвящена именно этой стороне экскурсионного процесса. Искусство оратора — это и поставленный и направленный голос, и правильно выбранный темп и тон, и умение изложить тему так, чтобы рассказ оставил о себе только положительные воспоминания.
  • 4. Умение «держать» внимание группы. Этим искусством следует овладеть прежде, чем начать вести первую в жизни экскурсию. Правильное определение уровня знаний группы, доступность информации, нужный темп речи, умение преподносить информацию одновременно всем экскурсантам и в то же время каждому из них, паузы в нужных местах, использование методических приемов активизации внимания —

Стр.4

вот далеко не все составляющие умения «держать» группу в постоянном активном состоянии.

  • 5. Правильная мимика и жестикуляция. Опытный экскурсовод умеет так направить внимание группы на определенный объект, что не возникает необходимости указывать на него рукой. В то же время людям во время рассказа свойственна жестикуляция, активизирующая зрительное восприятие каких-то аспектов в рассказе и показе объектов. Психологи утверждают, что экскурсовод не должен делать «закрытых» жестов: скрещивать руки на груди, убирать их за спину. Такая жестикуляция может оттолкнуть от экскурсовода самых оптимистично настроенных участников экскурсии. Лицо экскурсовода должно быть «живым», т.е. отражать эмоции, вызываемые собственным рассказом. Такая мимика положительно воздействует на слушателей и создает позитивный психологический настрой.
  • 6. Доброжелательность и уважение по отношению к экскурсантам. С первой минуты экскурсовод показывает свое доброжедательное отношение к группе. Это проще всего выражать с помощью открытой естественной улыбки и направленности рассказа на каждого из экскурсантов (простота в общении, легкость в изложении материала, внимание ко всем просьбам и вопросам экскурсантов). Доброжелательность и уважение, проявленные экскурсоводом, вернутся к нему сторицей, так как большинство людей стараются отвечать на хорошее отношение аналогичным образом.
  • 7. Популяризация информации. Цель экскурсовода — не нагрузить своих слушателей основательным багажом новых знаний, а предоставить необходимый минимум информации по рассматриваемой в экскурсии теме. Все новые сведения должны излагаться в доступной форме, без использования специальных малознакомых большинству людей терминов. Экскурсовод должен уметь в некоторых случаях упростить научную часть экскурсии, чтобы новая информация была понятна всем членам группы. Излишняя научность может рассеять внимание экскурсантов, и они потеряют интерес к теме экскурсии.
  • 8. Актерские качества. Каким бы ни было настроение экскурсовода в день экскурсии, выходя к группе, он должен свои заботы и проблемы оставить в стороне. Экскурсанты имеют право на самое лучшее обслуживание и отношение. Как бы ни устал экскурсовод и как бы он ни был чем-то расстроен, он должен улыбаться. С помощью улыбки гораздо проще расположить к себе группу. Кроме того, экскурсовод должен,

Стр.5

как хороший актер, вовлечь экскурсантов в процесс экскурсии, превратить их в зрителей и одновременно участников спектакля познавательного характера.

  • 9. Педагогический такт. Экскурсовод, выступая в роли педагога, должен отвечать нравственным и моральным требованиям, предъявляемым к личности педагога. Важным качеством становится соблюдение педагогического такта, проявляющееся в уважительном отношении к экскурсантам. Можно выразить недовольство поведением кого-то из членов группы, но тактично, не задевая его личности, тогда как поощрить наблюдательность или другие хорошие качества лучше всего публично.

На экскурсии 2 ч и более внимание экскурсантов приковано к экскурсоводу. Они замечают все: и внешний вид, и правильность речи, и уровень знаний, и умение общаться с людьми, и чисто профессиональные качества по методике ведения экскурсии. Такая работа вполне сравнима с работой педагогов.

 

 

Стр.6

Этапы экскурсии.

Основные этапы экскурсии как педагогического процесса следующие:

подготовка экскурсии — сбор материала, знакомство с объектами показа, написание текста или кратких выписок-комментариев к показу, составление маршрута и плана;

проведение экскурсии — сочетание показа и рассказа с учетом состава группы за время, выделенное на экскурсию;

послеэкскурсионная работа — подведение итогов, рекомендации экскурсантам по участию в других экскурсиях подобной тематики, внесение поправок в планы и маршруты.

 

Стр.7

Принципы педагогики.

Принципы педагогики, составляющие основу экскурсии, рассмотрены ниже.

1. Получение новых знаний и навыков, воспитание положительных качеств личности. В процессе экскурсии, как и в педагогике, решаются две задачи — обучение и воспитание.Участники экскурсии получают новую информацию в областях, вызывающих стойкий интерес у большинства населения, — краеведении, экологии, археологии, палеонтологии и т.д., что значительно расширяет их кругозор.Получая новые знания, экскурсанты одновременно учатся с большим уважением относиться к своей родине, гордиться ее историческими и природными памятниками. В процессе экскурсии воспитываются такие чувства, как патриотизм, понимание насущных проблем родного края, в частности охраны окружающей среды. Наиболее распространенные методы воспитания во время экскурсии — пример и убеждение. В процессе экскурсии вырабатывается эстетический взгляд на окружающую действительность, на предметы искусства. Экскурсанты вслед за экскурсоводом пытаются дать собственную историческую и эстетическую оценку событию, объекту или предмету, в результате чего формируется эстетическое мировоззрение. Кроме того, экскурсанты получают хороший урок коммуникативности и вырабатывают навыки общения с малознакомыми людьми.

  • 2. Наглядность информации. Многие педагоги, проводя занятия в классах, используют различные дидактические материалы, чтобы активизировать зрительное восприятие учеников. Для экскурсовода эта задача упрощается тем, что в процессе экскурсии внимание ее участников постоянно поддерживается осмотром интересных памятников и иных объектов. Делая акцент на показе, экскурсовод способствует более легкому усвоению всего увиденного и услышанного в процессе экскурсии.
  • 3. Доступность информации — необходимое условие успешного педагогического процесса. Экскурсовод должен учитывать уровень подготовки участников группы, их возраст, профессию, социальное положение, особенности места жительства и другие факторы, влияющие на эффективное восприятие. При проведении экскурсии нежелательно использование различных научных и технических терминов, незнакомых экскурсантам.

Стр.8

  • Каждый специфический термин должен четко и кратко поясняться.
  • 4. Пробуждение интереса к рассматриваемой теме — условие успешности педагогического процесса, в том числе экскурсии. Вызвать интерес можно различными способами. Пробудить и развить интерес к теме можно с помощью понятных для экскурсантов сопоставлений, встречных вопросов, проведения аналогий.Показ и рассказ в экскурсии — две стороны общего педагогического процесса, при этом экскурсовод выступает в роли педагога, а экскурсанты — в роли учеников.

Познавательные методы, которые использует экскурсовод, аналогичны тем, которыми пользуется педагог на уроке, лекции или практическом занятии:

словесные — элементы рассказа, объяснения, комментарии, ответы на вопросы, выводы;

наглядные — показ объектов снаружи и изнутри, дидактических пособий из «портфеля экскурсовода»;

тактильные — возможность прикоснуться к архитектурному объекту, геологическим или археологическим находкам, растениям на ботанической экскурсии.

Педагогическое мастерство экскурсовода выражается в его разносторонности, подготовленности, обширных знаниях и таких необходимых качествах, как умение мыслить и говорить логично, умение оценить уровень подготовленности группы к новой информации, активная память, понимание психологии группы, умение мыслить образно, эмоциональность, умение преподносить информацию доступно и кратко, умение найти индивидуальный подход к участникам группы.

Действия экскурсовода как руководителя педагогическим процессом осуществляются в четырех основных направлениях, рассмотренных ниже.

  • 1. Конструктивное. Экскурсовод — автор своего рассказа. Опираясь на методические разработки, он самостоятельно готовит текст рассказа, соединяет его с объектами показа в единое целое, корректирует маршрут. Для качественного и результативного проведения экскурсии экскурсовод должен быть методистом,

Стр.9

умеющим на деле применять теоретические разработки разных специалистов.

  • 2. Организаторское. Экскурсовод, как и его коллега-педагог, выступает профессиональным организатором. Он обязан уметь собрать группу, удерживать ее внимание на объектах показа, одновременно следя за временем и за тем, чтобы водитель автобуса совершал остановки в нужных местах. Экскурсовод руководит и педагогическим процессом, и воспитательным, создает оптимальные организационные условия для работы экскурсантов.
  • 3. Коммуникативное. Экскурсовод как психолог должен уметь учитывать настроения всех участников экскурсии, а также построить общение с методистами, разрабатывающими рекомендации к экскурсиям, с работниками туристских фирм, организующих экскурсии, с водителем автобуса, от которого в значительной мере зависит правильное построение всего экскурсионного процесса, с сотрудниками музеев, которые принимают экскурсантов, и т.д. Коммуникативность экскурсовода — это его уверенность в себе, доброжелательный тон и умение прийти к компромиссам, неизбежным при общении с разными по возрасту, характеру и социальному положению людьми.
  • 4. Познавательное. Экскурсовод в процессе экскурсии проявляет свои лучшие педагогические качества — умение доступно подавать информацию, выражаться одновременно лаконично и эмоционально, иметь запас знаний, четко строить рассказ и умело включать показ объектов в экскурсию. Только благодаря сочетанию всех этих качеств экскурсия станет для экскурсантов не просто приятным времяпрепровождением, но и качественным процессом познания.

В экскурсии есть даже такой важный элемент педагогики, как домашнее задание с целью закрепления материала. Если экскурсия проведена на высоком уровне и вызвала интерес у ее участников, многие из них скорее всего не забудут рассмотренные в экскурсии проблемы и события. Позитивные воспоминания о процессе получения знаний в процессе экскурсии являются побудительным мотивом для участия в новых экскурсионных поездках и расширении своих знаний.

 

 

Стр.10

Заключение.

Хороший экскурсовод, как и хороший педагог, — это еще и импровизатор.

Экскурсия как педагогический процесс представляет собой тщательно подготовленную работу и одновременно оставляет большие возможности для экспромта.

В некоторых взрослых группах часто возникает желание посмотреть памятник, не входящий в основной план подготовленного заранее маршрута. Экскурсовод может удовлетворить это желание, отступив от маршрута, но включив новый объект в общую канву экскурсии. Случается так, что во время экскурсии выясняются некоторые технические сложности, например невозможно подъехать или подойти к какому-либо экскурсионному объекту. Задача экскурсовода — заменить данный объект другим, чтобы не портить настроение экскурсантам, т.е. на ходу сымпровизировать. Иногда экскурсоводу приходится заполнять внеплановые паузы, в этом случае очень пригодятся его знания и умение вести непринужденную беседу. Так поступает педагог, когда на уроках ему задают вопросы, несколько отступающие от основной темы, но имеющие с ней общие проблемы. Экскурсоводу необходимо умение предугадать возможные вопросы, чтобы достойно ответить на них во время экскурсии. Здесь пригодятся навыки экскурсовода как психолога и знание основных психологических особенностей экскурсионной группы.

Стр.11

Список литературы:

  • 1. Белянкова Н.М., Сулейманова Ф.А., Стрижова Е.В. Лесные загадки Зимушки-зимы // Начальная школа. - 2004. - №3. - С.48-58.
  • 2. Блохина С.Н. Экскурсия в природу детей младшего школьного возраста. Методические рекомендации. - Благовещенск, 1991.
  • 3. Богданец Т.Л. Концепция вида в начальном естествознании // Начальная школа. - 2005. - № 10. - С.58-62.
  • 4. Богданец Т.П. Летние наблюдения по природоведению // Начальная школа. - 1991. - № 4. - С.27-29.

Стр.12



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: