Классификация организаций




Все социальные организации можно подвергнуть классификации по определенным признакам. В курсе теории организации рассматриваются преимущественно как социальные системы, где основным связующим элементом является человек. Их особенности раскрываются через реализацию потенциальных возможностей и способностей человека, через формирование единства интересов людей (общественных, коллективных, личных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором.

В зависимости от поставленных целей социальные организации могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель заключается в получении максимальной прибыли; для социально-культурных – в достижении эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.

Социальные организации могут также различаться по
отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.), самостоятельности принятия решений (головные / материнские, дочерние и зависимые) и др.

По степени формализации существующих связей, взаимодействий и отно­шений различаютформальные и неформальные социальные организации. Формальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица. Неформальные организации – это организации, которые в силу своей малочисленности либо по каким-то другим причинам не зарегистрированы в государственном органе. К ним относятся объединения людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли.

В осно­ве формальной организации лежит разделение труда, возникающее как результат необходимой специализации. Раз­деление труда выступает в виде системы статусов, или долж­ностей. Каждая должность наделена специфическими функциями таким образом, что все зада­чи оказываются распределенными между членами органи­зации. По сходству функций должностные статусы упорядочиваются в иерархи­ческую структуру, в раз­личные организационные подразделения по принципу руководящие – подчиненные, в лестницу зависимостей меж­ду низшими (подчиненными) и высшими (руководящими).

Поскольку в основе формальной организации лежит принцип целесообразности, сознательно­го движения к определенной цели, она рациональна по природе. Формальная организация имеет орган власти и аппарат управления, а также различные регуляторы своей деятельности: нормы и модели служебного поведе­ния, принципы вознаграждения и др. Кроме того, она принципиально безлич­на, т.е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми предполагается только слу­жебные отношения.

Формальная организация имеет сильную тенденцию пре­вращаться в бюрократическую систему. Фор­мирование бюрократии, т.е. управленческого аппарата, Вебер считал глав­ным аспектом процесса рационализации и эффективности организации. Для описания характерных особенностей бюрократии он использовал понятие идеального типа, или модели. Идеальный тип – это образец, обладающий существенными качественными признаками объектов определенного класса. Вебер выделилсемь основных черт бюрократии:

1. Разделение труда, обусловленное определенными пра­вилами или законами. На любом предприятии, фирме имеется описание обязанностей директора, управляющего делами, менеджеров, работников, продавцов и т.д.

2. Порядок подчиненности: иерархия выше- и нижестоящих должностных лиц, которые, в свою очередь, являются начальниками других сотрудников. Иными словами, речь идет о системе вер­тикальной зависимости (сверху вниз), имеющейся в любой организации. Например, в со­временной фирме это совет директоров, руководители высшего и средне­го уровней, нижестоящие начальники, осуществляющие кон­троль деятельности рядовых служащих.

3. Публичный офис (канцелярия или «бюро») – основа бюрократии, где собраны все письменные документы, касающиеся деятельности учреждения. (Современная фирма предполагает и электронный вид организационных документов).

4. Официальная процедура подготовки должностных лиц в организации. Требования к рядовому делопроизводи­телю сравнительно просты, тогда как программы подго­товки ряда руководящих работников длинны и сложны.

5. Штатные сотрудники: сотрудники, работающие в организации на постоянной основе и посвятившие все свои силы де­ятельности данной организации, т.е. для них работа в организации – это главное занятие.

6.Достаточно устойчи­вые общие правила, регулирующие режим работы: начало и конец работы, обеденный пере­рыв, отпуска. В некоторых организациях они могут быть детально прописаны, например, в вузе: начало и окончание учебного года, расписание занятий, сроки экзаменационных сессий, каникулы и т.п.

7. Лояльность каждого работника по отношению к орга­низации, стремление следовать установленным правилам. Это не обязательно означает преданность руководите­лю организации или любому другому ее сотруднику.

Все это делает поведение сотрудников организации предсказуемым, помогает руководству коорди­нировать деятельность работников. В свою очередь, пред­сказуемость и координация являются основными факторами, способ­ствующими повышению эффективности и производительности труда. Именно высокая экономическая эффективностьявляется, по Веберу, главным достоинством бюрократии. Она включает постоянство управленчес­кого процесса, единоначалие, субординацию, знание, точность, быстроту, служебную тайну и сведение к минимуму конфликтов.

В то же время социологи, в частности Т. Парсонс, А. Гоулднер и др., отмечали недостатки бюрократии. Ее главный недостаток состоит в игнорирова­нии специфики конфликтных ситуаций, действиях по шабло­ну, отсутствии необходимой гибкости. Другим слабым местом является противоречие двух типов власти, когда власть бюрократа ба­зируется на праве приказа, т.е. подчинение ему не является добровольным, тогда как подчинение авторитетному специалисту добровольно, поскольку связано с признанием его социального и профессионального статуса. Из этого следует, что данное противоречие может стать основой постоянных конф­ликтов. Следующий недостаток бюрократии – противоречие между бюрократической органи­зацией управления и творческой деятельностью, воспри­имчивостью организации к нововведениям. Это противоречие проявляется в том, что характер связей и зависимостей, сложившихся в организации, препятствует ее инновационной дея­тельности: действия подчиненных трактуются как правильные только в том случае, если они соответствуют уставам и приказам начальства. Однако знания и способность к творчеству не могут передаваться в приказном порядке. Система поощре­ния в бюрократических организациях также способствует конформизму поведения и мышления, а не самостоятельно­сти и творчеству, из чего можно заключить, что бюрократия не способна управлять творческим процессом.

Основанием для классификации организаций может также служить некоторая совокупность организационных признаков. Так, социальные организации могут быть:

· правительственные и неправительственные;

· коммерческие и некоммерческие;

· бюджетные и небюджетные;

· общественные и хозяйственные.

Статус правительственной социальной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства. К неправительственным социальным организациям относятся все другие социальные организации, не имеющие такого статуса.

Коммерческие социальные организации главной своей целью считают получение максимальной прибыли в интересах учредителей, тогда как для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие социальной организации.

Бюджетные социальные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Небюджетные социальные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие социальные организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, так и небюджетные средства.

Общественные социальные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде), а хозяйственные – на основе удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде.

Таким образом, можно заключить, что, несмотря на различие классификационных признаков, все ука­занные организационные формы взаимосвязаны и пересе­каются между собой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: