V1: Методология научного исследования




КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

 

 

ОСНОВЫНАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Тестовые задания обсуждены на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «26» сентября 2012 г. протокол № 2

 

Заведующий кафедрой И.К. Шакиров

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела менеджмента качества Д.Н. Алюшева

ПАСПОРТ

Наименование пункта Значение
1. Кафедра Гуманитарные дисциплины
2. Автор – разработчик Виноградова И.А., доцент, к.н.
3. Наименование дисциплины Основы научных исследований
4. Общая трудоемкость по учебному плану 72/108
5. Вид контроля (нужное подчеркнуть) Предварительный (входной), текущий, промежуточный (зачет )
6. Для специальности(ей)/ направления(й) подготовки Направления подготовки:080502 «Экономика и управление на предприятии», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 «Финансы и кредит», направления 080100 Специальность:036401 «Таможенное дело»
7. Количество тестовых заданий всего по дисциплине, из них  
8. Количество заданий при тестировании студента  
9. Из них правильных ответов (в %):  
10. для оценки «отлично»  
11. для оценки «хорошо»  
12. для оценки «удовлетворительно»  
  или для получения оценки «зачет» не менее 55%
13. Время тестирования (в минутах)  

 

 

 

V1: Методология научного исследования

V1: Источники информации

V1: Научные работы

V1: Язык и стиль научной работы

V1: Оформление научного исследования

V1: Защита научной работы

 

V1: Методология научного исследования

 

I:

S: Отличительными признаками научного исследования являются:

-: целенаправленность

-: поиск нового

-: систематичность

-: строгая доказательность

+: все перечисленные признаки

 

I:

S: Основная функция метода:

+: внутренняя организация и регулирование процесса познания

-: поиск общего у ряда единичных явлений

-: достижение результата

 

I:

S: _____________ - это совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности при достижении определенных результатов.

+: метод

-: принцип

-: эксперимент

-: разработка

 

I:

S: _____________ - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, мышлении.

+: наука

-: апробация

-: концепция

-: теория

 

I:

S: _____________ - это учение о принципах, формах, методах познания и преобразования действительности, применении принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике.

+: методология

-: идеология

-: аналогия

-: морфология

 

I:

S: Все методы научного познания разделяют на группы по степени общности и широте применения. К таким группам методов НЕ относятся:

-: философские

-: общенаучные

-: частнонаучные

-: дисциплинарные

+: определяющие

 

I:

S: В структуре общенаучных методов и приемов выделяют три уровня. Из перечисленного к ним НЕ относится:

-: наблюдение

-: эксперимент

-: сравнение

+: формализация

 

I:

S: Эксперимент имеет две взаимосвязанных функции. Из представленного к ним НЕ относится:

-: опытная проверка гипотез и теорий

-: формирование новых научных концепций

+: заинтересованное отношение к изучаемому предмету

 

I:

S: К общелогическим методам и приемам познания НЕ относится:

-: анализ

-: синтез

-: абстрагирование

+: эксперимент

 

I:

S: Замысел исследования – это…

+: основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы

-: литературное оформление результатов исследования

-:накопление фактического материала

 

 

I:

S: Наука выполняет функции:

-: гносеологическую

-: трансформационную

+: гносеологическую и трансформационную

 

I:

S: При рассмотрении содержания понятия «наука» осуществляется подходы:

-: структурный

-: организационный

-: функциональный

+: структурный, организационный и функциональный

 

I:

S: Исходя из результатов деятельности, наука может быть:

-: фундаментальная

-: прикладная

-: в виде разработок

+: фундаментальная, прикладная и в виде разработок

 

I:

S: Научно-техническая политика в развитии науки может быть:

-: фронтальная

-: селективная

-: ассимиляционная

+: фронтальная, селективная и ассимиляционная

 

I:

S: Главными целями научной политики в системе образования являются:

+: подготовка научно-педагогических кадров

-: совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса

-: совершенствование планирования и финансирования научной деятельности

-: все перечисленные цели

 

I:

S: Главным источником финансирования научно-исследовательских работ в вузах являются:

-: местный бюджет

-: федеральный бюджет

+: внебюджетные средства

 

I:

S: Основное внимание Министерство образования РФ уделяет финансированию научно-исследовательских работ:

+: фундаментальных

-: прикладных

-: разработок

 

I:

S: В системе Министерства образования РФ особое внимание уделяется научно-техническим программам (НТП):

-: федеральным целевым программам

+: программам Министерства образования России

-: программам других министерств

-: региональным программам

 

I:

S: В общем объеме финансирования НИР удельный вес исследований, выполняемых финансово-экономическими вузами:

-: высокий

-: средний

+: незначителен

 

I:

S: Методика научного исследования представляет собой:

-: систему последовательно используемых приемов в соответствии с целью исследования

-: систему и последовательность действий по исследованию явлений и процессов

-: совокупность теоретических принципов и методов исследования реальности

-: способ познания объективного мира при помощи последовательных действий и наблюдений

+: все перечисленные определения

 

I:

S: Экономический эффект определяется по:

-:фундаментальным и поисковым НИР

+: прикладным НИР и научным разработкам

 

I:

S: В формировании научной теории важная роль отводится:

-: индукции и дедукции

-: абдукции

-: моделированию и эксперименту

+: всем перечисленным инструментам

 

I:

S: Существует ли однозначная точка зрения о времени возникновения науки?

-: да

+: нет

 

I:

S: В какой период времени наука возникла как непосредственная производительная сила?

-: в период античности

-: в Новое время

-: с середины XIX в.

+: со второй половины XX.

 

I:

S: В какой период времени наука возникла как социальный институт?

-: в период античности

+: в Новое время

-: с середины XIX в.

-: со второй половины XX.

 

I:

S: В какой период времени наука возникла как форма общественного сознания?

+: в период античности

-: в Новое время

-: с середины XIX в.

-: со второй половины XX.

 

I:

S: _________ - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

+: наука

-: гипотеза

-: теория

-: концепция

 

I:

S: В какой период времени наука возникла как система подготовки кадров?

-: в период античности

-: в Новое время

+: с середины XIX в.

-: со второй половины XX.

 

I:

S: Наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования, это …

+: научное направление

-: научная теория

-: научная концепция

-: научный эксперимент

 

I:

S: Основу любой науки составляет…

+: терминология, профессиональная лексика

-: обычный разговорный язык

 

I:

S: Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета:

 

-: Анализ

+: Синтез

-: Индукция

-: Дедукция

 

I:

S: Метод познания, при котором происходит перенос значения, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый:

 

-: Наблюдение

-: Эксперимент

+: Аналогия

-: Синтез

 

I:

S: Метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей:

 

+: Моделирование

-: Аналогия

-: Эксперимент

-: Синтез

 

I:

S: Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям:

 

-: Анализ

-: Синтез

-: Индукция

+: Дедукция

 

I:

S: Система знаний о природе, обществе и мышлении, накопленных человечеством в ходе общественно-исторической жизни, которая представляет собой особую целенаправленную деятельность по производству новых, объективных знаний – это…

 

-: опыт

+: наука

-: философия

-: естествознание

 

I:

S: Функцией науки в обществе является…

 

-: создание грамотного, «умного» общества

-: построение эффективной работы социума

+: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею (наукой) законов

-: создание базы для дальнейших научных исследований

 

 

I:

S: Наука как форма общественного сознания возникла в…

 

+: Древней Греции

-: Древнем Риме

-: Египте

-: Новое время

 

I:

S: Наука как социальный институт возникла в…

 

-: Древней Греции

-: Древнем Риме

-: Египте

+: Новое время

 

I:

S: Наука как система подготовки кадров существует с…

 

-: 16 века

-: 17 века

+: середины 19 века

-: середины 18 века

 

I:

S: Науки о природе называются…

 

-: общественные науки

-: философские науки

-: технические науки

+: естественные науки

 

I:

S: Науки об обществе называются…

 

+: общественные науки

-: философские науки

-: технические науки

-: естественные науки

 

I:

S: Науки об общих законах развития природы, общества и мышления называются…

 

-: общественные науки

+: философские науки

-: технические науки

-: естественные науки

 

I:

S: Науки, занимающиеся решением технологических, инженерных, экономических и иных проблем, называются…

 

-: общественные науки

-: философские науки

+: технические науки

-: естественные науки

 

I:

S: Физика, механика, химия, биология относятся к…

 

-: общественным наукам

-: философским наукам

-: техническим наукам

+: естественным наукам

 

I:

S: Какие науки направлены на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды?

 

-: прикладные науки

+: фундаментальные науки

-: технические науки

-: естественные науки

 

I:

S: Какие науки направлены на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач?

 

+: прикладные науки

-: фундаментальные науки

-: технические науки

-: естественные науки

 

I:

S: Целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий, называется…

 

-: научная теория

-: научная практика

-: научный метод

+: научное исследование

 

I:

S: Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования?

 

-: целенаправленность

-: поиск нового

+: бессистемность

-: доказательность

 

I:

S: Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования?

 

-: целенаправленность

-: поиск нового

-: систематичность

+: бездоказательность

 

I:

S: Обычно научное исследование состоит из трех основных этапов. Какой из перечисленных ниже этапов лишний?

 

-: подготовительный

+: творческий

-: исследовательский

-: заключительный

 

I:

S: Определение объекта и предмета, цели и задач происходит на _______________ этапе научного исследования.

 

+: подготовительном

-: втором

-: исследовательском

-: заключительном

 

I:

S: Разработка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.

 

-: втором

-: исследовательском

+: подготовительном

-: заключительном

 

I:

S: Проверка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.

 

-: первом

+: исследовательском (втором)

-: подготовительном

-: заключительном

 

I:

S: Формулировка предварительных выводов, их апробирование и уточнение происходит на _______________ этапе научного исследования.

 

-: первом

-: подготовительном

+: исследовательском (втором)

-: заключительном

 

I:

S: Обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций происходит на _______________ этапе научного исследования.

 

-: первом

-: подготовительном

-: заключительном

+: исследовательском (втором)

 

I:

S: Внедрение результатов исследования в практику происходит на _______________ этапе научного исследования.

 

-: первом

-: подготовительном

-: исследовательском (втором)

+: заключительном (третьем)

 

I:

S: Проблема научного исследования – это…

 

+: то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

-: то, что не получается у автора научного исследования

-: источник информации, необходимой для исследования

-: более конкретный источник информации, необходимой для исследования

 

I:

S: Объект научного исследования – это…

 

-: то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

-: то, что не получается у автора научного исследования

+: источник информации, необходимой для исследования

-: более конкретный источник информации, необходимой для исследования

 

I:

S: Предмет научного исследования – это…

 

-: то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

-: то, что не получается у автора научного исследования

-: источник информации, необходимой для исследования

+: более конкретный источник информации, необходимой для исследования; то, что находится в границах предмета

 

I:

S: Тема научного исследования должна быть…

 

-: с размытой формулировкой

+: точно сформулированной

-: сформулирована в конце исследования

-: сформулирована так, чтобы вы могли обоснованно от нее отступать

 

I:

S: Цель научного исследования – это…

 

+: краткая и точная формулировка того, что автор намеревается сделать в рамках исследования

-: уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел

-: источник информации, необходимой для исследования

-: то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

 

I:

S: Тема научного исследования – это…

 

+: уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел

-: то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

-: источник информации, необходимой для исследования

-: более конкретный источник информации, необходимой для исследования

 

I:

S: Гипотеза научного исследования – это…

 

-: уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел

-: то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

+: предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений

-: источник информации, необходимой для исследования

 

I:

S: Рабочая гипотеза – это…

 

-: реальное положение, которое с определенными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию

+: временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала

-: уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел

-: то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

 

I:

S: Метод научного исследования – это…

 

-: система последовательных действий, модель исследования

-: предварительные обобщения и выводы

-: временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала

+: способ исследования, способ деятельности

 

I:

S: Методика научного исследования – это…

 

+: система последовательных действий, модель исследования

-: предварительные обобщения и выводы

-: временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала

-: способ исследования, способ деятельности

 

I:

S: _____________ - это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата.

 

-: гипотеза

+: метод

-: цели

-: задачи

I:

S: Диалектический и метафизический методы относятся к __________________ методам исследования.

 

-: общенаучным

-: частнонаучным

-: междисциплинарным

+: философским

 

I:

S: Методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук относятся к ________________ методам исследования.

 

-: общенаучным

+: частнонаучным

-: междисциплинарным

-: философским

 

I:

S: Наблюдение, эксперимент и сравнение относятся к основным ________________ методам исследования.

 

-: общекультурным

-: общелогическим

+: эмпирическим

-: теоретическим

 

I:

S: Целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление) – это…

 

+: наблюдение

-: эксперимент

-: сравнение

-: теоретизация

 

I:

S: Активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса – это…

 

-: наблюдение

+: эксперимент

-: сравнение

-: теоретизация

 

I:

S: Познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов – это…

 

-: наблюдение

-: эксперимент

+: сравнение

-: теоретизация

 

I:

S: Наблюдение как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…

 

-: активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса

-: познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов

-: мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

+: целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)

 

I:

S: Эксперимент как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…

 

+: активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса

-: познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов

-: мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

-: целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)

 

I:

S: Сравнение как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…

 

-: активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса

+: познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов

-: мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

-: целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)

 

I:

S: Аксиома – это…

 

-: положение, которое в научном исследовании не принимается вне зависимости от того, имеет оно логические доказательства или нет

-: положение, которое в научном исследовании выступает в качестве проблемы

+: положение, которое принимается без логического доказательства

-: положение, которое принимается исключительно с логическими доказательствами

 

I:

S: Конструктивистский метод теоретического исследования применяется в…

 

+: логико-математических науках и информатике

-: естествознании

-: технических и гуманитарных науках

-: математических науках

 

I:

S: Аксиоматический метод теоретического исследования применяется в…

 

-: логико-математических науках и информатике

-: естествознании

-: технических и гуманитарных науках

+: математических науках

 

I:

S: Гипотетико-дедуктивный метод теоретического исследования применяется в…

 

-: логико-математических науках и информатике

+: естествознании

-: технических и гуманитарных науках

-: математических науках

 

I:

S: Прагматический метод теоретического исследования применяется в…

 

-: логико-математических науках и информатике

-: естествознании

+: технических и гуманитарных науках

-: математических науках

 

I:

S: Абстрагирование как общелогический метод исследования – это…

 

-: разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

+: мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

-: прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

-: метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

 

I:

S: Обобщение как общелогический метод исследования – это…

 

-: разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

-: мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

+: прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

-: метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

 

I:

S: Анализ как общелогический метод исследования – это…

 

+: разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

-: мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

-: прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

-: метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

 

 

I:

S: Синтез как общелогический метод исследования – это…

 

-: разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

-: мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

-: прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

+: метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

 

I:

S: Индукция как общелогический метод исследования – это…

 

+: совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим

-: использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений

-: разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

-: метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

 

I:

S: Дедукция как общелогический метод исследования – это…

 

-: совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим

+: использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений

-: разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

-: метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

 

I:

S: Системный подход в научном исследовании – это…

 

-: совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим

-: использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений

-: разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

+: совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем

 

I:

S: Совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем – это…

 

-: синтез

+: системный подход

-: метод индукции

-: метод дедукции

 

I:

S: Использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений – это…

 

-: синтез

-: системный подход

-: метод индукции

+: метод дедукции

 

I:

S: Совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим – это…

 

-: синтез

-: системный подход

+: метод индукции

-: метод дедукции

 

I:

S: Метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое – это…

 

+: синтез

-: системный подход

-: метод индукции

-: метод дедукции

 

I:

S: Метод разделения объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения – это…

 

-: синтез

+: анализ

-: метод индукции

-: метод дедукции

 

I:

S: Прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов – это…

 

-: синтез

-: анализ

+: обобщение

-: абстрагирование

 

I:

S: Мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта – это…

 

-: синтез

-: анализ

-: обобщение

+: абстрагирование

 

I:

S: Опрос, анкета, интервью, анализ документов относятся к _________________ методам исследования.

 

-: общенаучным

-: частнонаучным

+: социологическим

-: философским

 

I:

S: При использовании данного метода исследования источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Что это за метод?

 

+: метод опроса

-: анализ документов

-: социологический эксперимент

-: моделирование

 

I:

S: При использовании данного метода некоторая группа помещается в необычную ситуацию (под воздействие определенного фактора), где можно проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя (контрольных) характеристик. Что это за метод?

 

-: метод опроса

-: анализ документов

+: социологический эксперимент

-: моделирование

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: