II. Проверка домашнего задания.




1. Выразительное чтение басни «Обоз» по ролям.

2. Чтение и обсуждение рассказа, заканчивающегося моралью басни «Обоз».

III. Изучение новой темы.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Вступительное слово учителя.

Цели урока: Ознакомить учащихся с творчеством Крылова, научить работать в группе, научить правильной самооценке, взаимооценке.

Ожидаемый результат обучения: Ученики читают басни; стараются уловить мораль басни; выполняют задания.

Подход в преподавании: Использование басен; инсценировка басен учащимися; беседа всего класса по вопросам; работа в группах.

Творчество Крылова, многими нитями связанное с мировой басенной традицией, оставалось неповторимо оригинальным. Это особенно видно, если обратиться к Лафонтену, которому Крылов, как и его русские предшественники, был обязан и некоторыми сюжетами (известно, что басня, которую мы будем изучать в 8 классе, «Лягушки, просящие царя», является переработкой басни этого французского баснописца [Лафонтена]), и внешней архитектоникой (сочетание частей в одном стройном целом, композиция) басни, и разработкой отдельных деталей, и т. п.

Но Крылов, в отличие от Лафонтена, предоставляет каждому персонажу максимальную возможность высказаться по-своему. Он не столько указывает на тот или иной порок, сколько показывает его. Если у Лафонтена басня тяготеет к лирическому стихотворению, то у Крылова басня перерастала в драматическую сценку, становилась «драмою с лицами и характерами, поэтически очеркнутыми» (Белинский).

Давайте посмотрим и послушаем басню Крылова «Лягушки, просящие царя».

3. Инсценировка басни подготовленными учащимися.

4. Беседа по вопросам.

– Что же происходит в басне Крылова? Какие мысли русского баснописца отражены в ней? («От добра добра не ищут» – гласит русская пословица. Не принимая существующий порядок, Крылов стоял за постепенное ненасильственное развитие общества. Баснописец отвергал мнение тех, кто не учитывал народного жизненного опыта, кто исходил только из представлений своего ума.)

– Каким рассказом начинается басня? («... неугодно // Правление народно,... совсем неблагородно // Без службы и на воле жить».)

– В чем заключалось управление Царей, которые были посланы к Лягушкам?

(I. «Не суетлив, не вертопрашен,

Степенен, молчалив и важен...

Одно в царе лишь было худо:

Царь был осиновый чурбан.)

– Что это значит? Как вы объясните это выражение? Перечитайте еще раз «деятельность» этого царя.

(II. Журавль – не чурбан:

«Не любит баловать народа своего;

Он виноватых ест: а на суде его

Нет правых никого...»)

И пришел на жителей «черный год».

– А что значит это выражение? Подтвердите определения-синонимы. (Страшный, тяжелый.)

– В каких словах заключена мораль басни? Кто ее произносит? («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?.. /... тот слишком тих, /... этот очень лих; / Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!» – вещал им с неба глас.)

– В каких случаях в обычной жизни можно использовать слова этого морального вывода?

5. Слово учителя о языке басен Крылова.

С наибольшей отчетливостью крыловский реализм проявляется в языке басен. В языке классицизма торжествовала стихия просторечных выражений. Сентименталисты, «облагородив» грубый язык классицистической басни, не отменили самого требования соблюдать «единство слога» (ориентирующее читателя на «приятную веселость»). Крылов же в своих баснях стал выше всех этих норм. Нет, он не отверг их вовсе: и просторечия, и «облагороженный» язык присутствуют в его творчестве. Образ мысли целого народа не может быть исчерпан речениями только изысканного круга или только «мужиков на Сенной и в харчевнях». Басни Крылова, по словам Белинского, пленяли читателей «какою-то мужиковатою оригинальностью» [5]. У него впервые в русском басенном творчестве убедительно осуществлена нравственно-психологическая дифференциация речи героев. Та или иная сфера человеческой жизни получает доступ в крыловские басни в своей словесной «одежде». Только при таком отношении к языку можно было создать «книгу мудрости самого народа». И самым убедительным подтверждением реалистической народности языка крыловских басен является не то, что в них часто встречаются пословицы и поговорки, а то, что строки, сочиненные самим баснописцем, сделались пословицами и поговорками.

6. Игра «Закончи строчку из басни Крылова».

«А Васька слушает...»

«Чтоб музыкантом быть, / Так надобно...»

«Хоть видит око, да зуб...»

«Ай, Моська, знать, она сильна...»

«Когда в товарищах согласья нет, / На лад их дело...»

IV. Подведение итогов урока.

Викторина.

1. Из каких басен Крылова взяты эти строчки?

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

(«Ворона и Лисица»)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет

И выйдет из него не дело, только мука.

(«Лебедь, Щука и Рак»)

У сильного всегда бессильный виноват.

(«Волк и Ягненок»)

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

(«Кукушка и Петух»)

Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

(«Две собаки»)

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

(«Квартет»)

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

То напроказишь вдвое хуже.

(«Обоз»)

Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

(«Свинья под дубом»)

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит,

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

(«Мартышка и очки»)

Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:

Вы взбунтовались в вашей луже,

Другой вам дан – так этот очень лих;

Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!

(«Лягушки, просящие царя»)

Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит догадаться

За дело просто взяться.

(«Ларчик»)

2. «... Стоит догадаться, // За дело просто взяться», и тогда вам откроется любой «ларчик» и вы сумеете ответить:

1-й вариант: Что такое басня? (Басня – короткий иносказательный рассказ с нравоучением.)

2-й вариант: Как называются процитированные части басен Крылова? Какова их роль в произведении? (Процитированные части басен – мораль, содержит в себе нравоучительный смысл.)

Этап рефлексии: Корзина идей. Учитель просит написать их впечатления на стикере и приклеить в корзину идей. Синий – понял хорошо, зелёный – есть вопросы, красный – совсем не понял.

Домашнее задание: 1) попробуйте, используя в качестве морали народную пословицу, самим придумать басню (в прозе или стихах): 1-й вариант – «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть»; 2-й вариант – «На языке – мед, а на сердце – лед»; 2) подготовить инсценированное чтение басни «Лягушки, просящие Царя».


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное научное исследование по теме «Содержание и принципы построения современной программы по литературе для среднего звена» позволило достигнуть поставленной нами цели исследования: охарактеризовать современные программы по литературе и их развитие на современном этапе.

Исходя из цели исследования, были решены следующие задачи:

1) проведён анализ построения современных учебных программ по литературе;

2) выявлены основные принципы построения современных программ по литературе;

3) показаны тенденции развития современных учебных программ по литературе;

4) рассмотрен урок из современной программы по литературе для среднего звена.

В результате проделанной работы пришли к выводам:

1. Современная школа должна помочь учащемуся творить себя, быть скульптором, архитектором своей судьбы.

2. Для достижения достаточного уровня компетентности каждый специалист должен научиться добывать новую информацию и обновлять знания. При этом надо не только знать и понимать суть проблемы, но и уметь ее разрешать. Компетентность предполагает также способность формировать альтернативные варианты решаемой задачи, выбирать оптимальные решения. Для этого необходимо уметь анализировать, обладать критическим складом ума. Такие свойства творческой личности должна формировать современная технология обучения.

3. Для воспитания творческой личности необходимо создать новую систему образования, которая обеспечивала бы соответствие образовательных потребностей каждого ученика его склонностям, интересам и возможностям. Учащийся должен уметь учиться сам. Преподаватель же должен управлять процессом обучения, т.е. мотивировать, организовывать обучение, консультировать и контролировать ученика.

4. Проведя сравнительный анализ современных программ по литературе для среднего звена, мы выяснили, что все они очень разные. Программой предусмотрены темы, ориентированные на изучение литературы во взаимодействии со смежными видами искусств: изобразительным, сценическим, музыкальным и т.д.

5. Уроки, которые составляются по современным программам для среднего звена, так же могут быть разноплановыми, на данных уроках прослеживается разнообразие методов и приёмов использования презентационного материла: В презентации включаются отрывки художественных произведений, репродукции тематически близких картин, иллюстрации, фотографии, сцены из спектаклей и кинофильмов, поставленных или снятых по драматическим произведениям, музыкальные фрагменты — где в одном медиа-продукте размещена обширная информация, позволяющая рассматривать творчество писателя в широком культурном контексте.

Еще в XIX веке В.Г. Белинский говорил о детях, как о гостях настоящего и хозяевах будущего. Это значит, что, подготавливая специалистов сегодня, преподаватель всегда должен ориентироваться на завтрашний день.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 94.

2. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М, Просвещение, 2005. - с. 56-68.

3. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М, 2005. - с. 56-61.

4. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. - М, Просвещение, 2004. - с.110-117.

5. Полное собрание сочинений, том IV, М., 1954, с. 148

6. Колесниченко Л.Ф. Эффективность образования. - М, 2004. - с. 143-145.

7. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 2006. - № 2.

8. Смирнова З.А. Воспроизводящие и творческие работы учащихся при закреплении материала по литературе//Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся в обучении. Под ред. И.Т. Огородникова. М, 2005. - с.76.

9. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2005. - с. 137.

10. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. Под ред. А.В. Петровского. С-Пб, 2004г., с.22.

11. Вопросы методики преподавания литературы в школе: Сборник статей / Под ред. Н.И.Кудряшева. М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. - 552 с.

12. Панин Б.А. Методика преподавания и изучения литературы: Антология. Саппоро: Центр славянских исследований, ун-т Хоккайдо, 2001.-438 с.

13. Панин Б.А., Стрижекурова Ж.И., Шамчикова В.М. Актуальные проблемы литературного образования в связи с переходом к 12-летней школе // В сб.: На пути к 12-летней школе / Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2000. - С. 98-106.

14. Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. — М.: Высшая школа, 1988. - 128 с.

15. Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я.Рез. М.: Просвещение, 1985. – 368 с.
16. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по литературе: Сборник. V-IX классы / Сост. Э.А.Красновский. М.: Дрофа, 2000. - 64 с.

17. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М.Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

18. Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. М.: Просвещение, 1985. - 192 с.

19. Развитие речи учащихся 5-10 классов в процессе изучения литературы в школе: Пособие для учителя / Сост. В.Я.Коровина. М.: Просвещение, 1985.- 143 с.

20. Скаткин М.Н. О путях повышения эффективности обучения в связи с переходом школы на новые программы. М.: Знание, 1971. - 56 с.

21. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-208 с.

22. Смирнов С.А. Преподавание литературы в V-VIII классах. М.: Учпедгиз, 1962.-208 с.

23. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. - С. 296-317.

24. Зайцева О.Н. Литературное образование: V-VI класс: Методические рекомендации для учителя. М.: Дрофа, 2001. - 121 с.

25. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: V класс: Методические советы. М.: Просвещение, 2002. - 143 с.

26. Зачёсова, Е.В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся Текст. / Е.В. Зачесова // Школьные технологии. 2007. - №2. - С. 167-172.

27. Иванов, Д. А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании Текст. / Д.А. Иванов // Школьные технологии. — 2007. №6. - С. 77-82.

28. Новиков, A.M. Контроль, оценка, рефлексия Текст. / A.M. Новиков // Школьные технологии. 2008. — №1. — С. 143-148.

29. Романов, Ю. Покушение на систему. Какие задачи решает критериальное оценивание Текст. / Ю. Романов, О. Тришневская // Управление школой. 2009. - №3. - С. 15-19.

30. Цукерман, Г. Революция в одной, школе. Как учиться без отметок? Текст. / Г. Цукерман, Д. Гинзбург // Управление школой; — 2009. -№3. С. 24-31.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: