Рабочая программа дисциплины (модуля)
_ Современные информационные технологии _
Направление подготовки
__ 050400.62 Психолого-педагогическое образование __
Профиль подготовки
__ Психология образования __
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
____ Очная ____
Улан-Удэ
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области информационных технологий, формирование представления о роли и месте информатизации образования в информационном обществе.
Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина относится к математическому и естественнонаучному циклу. Освоенные знания будут использоваться студентами при изучении дисциплины «Методика обучения компьютерной грамотности».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих специальных компетенций:
- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9)
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- современные приемы и методы использования ИТ при проведении разного рода занятий, в различных видах учебной и воспитательной деятельности;
- возможности практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности ученика в условиях использования технологий мультимедиа, информационных систем, функционирующих на базе вычислительной техники, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;
уметь:
- анализировать и проводить квалифицированную экспертную оценку качества электронных образовательных ресурсов и программно-технологического обеспечения для их внедрения в учебно-образовательный процесс
- использовать информационные технологии в процессе изучения других предметов начальной школы
владеть:
- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
«Основы математической обработки информации»
Общая трудоемкость дисциплины составляет _ 4 _ зачетные единицы, _ 144 _ часа.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов, и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лек. | Сем. | СРС | Всего | |||||
Основы современных информационных технологий | ||||||||
Система адресации Интернет | ||||||||
Поиск информации в Интернет | ||||||||
Сетевые приложения Интернет | ||||||||
Формирование собственной Web-страницы | ||||||||
Всего: |
Лекционные занятия
Название раздела | Содержание |
Основы современных информационных технологий | 1.1. Назначение и структура курса, его цели и задачи, связь с другими информационными дисциплинами. 1.2. Основы построения компьютерных сетей 1.3. Информационно-вычислительные сети 1.4 Возникновение и развитие глобальной информационной сети Internet |
Система адресации Интернет | 2.1. Определение основных понятий 2.2.Адрес в глобальной сети 2.3. Общение в сети Интернет |
Поиск информации в Интернет | 3.1. Характеристика WWW-индустрии 3.2. Поисковые средства информации Интернет 3.3. Информационные ресурсы Интернет по науке и образованию 3.4 Библиотечные ресурсы Интернет |
Сетевые приложения Интернет | 4.1. Базовые пользовательские технологии работы в Интернет 4.2. Электронная почта 4.3. Работа с почтовой программой «Outlook Express» 4.4 Телеконференции: назначение, разновидности, специфика работы |
Формирование собственной Web-страницы | 5.1. Методика создания home page 5.2. Работа с Web-страницей 5.3 Антивирусная безопасность 5.4 Нормы пользования Интернет. |
4.2. Лабораторные занятия
Название раздела | Содержание |
Основы современных информационных технологий | Знакомство с локальными сетями |
Система адресации Интернет | Изменение имени компьютера, IP-адреса Работа с программами Skype, ICQ. |
Поиск информации в Интернет | Мониторинг ресурсов Интернет |
Сетевые приложения Интернет | Работа с электронной почтой, Настройка почтового сервера |
Формирование собственной Web-страницы | Создание собственной Web-страницы |
4.3. Самостоятельная работа студентов
Название раздела | Содержание СРС |
Основы современных информационных технологий | 1.1. Поиск информации по теме «История возникновения сети Интернет». Составление списков литературы, использованных IT-ресурсов. 1.2. Подготовка докладов. |
Система адресации Интернет | 2.1. Анализ моделей системы аксиом Пеано. 2.2. Поиск литературы по теме «Методы математики». 2.3. Составление конспектов найденных источников по теме. |
Поиск информации в Интернет | Поиск и составление презентаций по выбранным темам |
Сетевые приложения Интернет | Составление рассылок по почтовым адресам друзей, родственников |
Формирование собственной Web-страницы | Поиск шаблонов, фонов для создания web-страниц |
IV.Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса
4.1. Образовательные технологии (в том числе на занятиях, проводимых в интерактивных формах).
Проектная деятельность | |
Создание электронных презентаций | |
Мозговой штурм | |
Деловые игры |
4.2. Контрольно-измерительные (диагностические) материалы для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- вопросы для подготовки к экзамену (зачету)
1. История Интернет. Основные службы и услуги Интернет.
2. Подключение к Интернет. Типы подключения к Интернет. Программные и аппаратные требования для подключения к Интернет.
3. Система адресации в Интернет. Понятие доменная система имен. Структура ЬЖЬ.
4. Правовые и эстетические аспекты Интернет.
5. Авторское право в Интернет. Законодательство об Интернет.
6. Виртуальная библиотека: миф или реальность. Дискуссии по проблеме, собственная позиция по данному вопросу.
7. Оперативно-доступный компьютеризированный библиотечный центр ОСЬС
8. Интернет-услуги: назначение и использование в практике библиотек.
9. Проблемы приватизации и коммерциализации Интернет.
10. Общее представление об электронной почте, особенностях работы с ней.
11.Возможности и функции электронной почты.
12.Принципы образования адреса электронной почты.
13.Структура сообщения электронной почты. Списки рассылки. Группы
новостей.
14. Телеконференции: назначение, разновидности, специфика работы и
перспективы.
15.Этика и Интернет, проблемы и пути решения.
16.История создания WWW.
17.Принципы работы WеЬ-сервера.
18.Общие сведения о гипертекстовом протоколе, гипертекстовом языке
НТМЬ, VRMLö универсальном ресурсном локаторе URL.
19.Структура НТМЬ-документа. Форматирование текста.
20.Элементы языка НТМЬ, необходимые для создания списков. Создание
гиперссылок в НТМЬ.
21. Возможности WWWW как гипертекстовой, мультимедийной и
распределяющей системы.
22.Протокол эмуляции удаленного терминала Те1пе1. Протокол FТР.
Основные команды FТР.
23.По исковые средства Интернет. Общие правила работы с поисковыми системами.
24.Способы нахождения информации в электронных каталогах, справочниках, др. базах данных.
25.Место Интернет в структуре мировых информационных ресурсов.
26. Русскоязычные ресурсы Интернет. Он-лайновые полнотекствые издания на русском языке.
27.Информационные ресурсы Интернет в сфере культуры и искусства.
28.Информационные ресурсы Интернет в сфере науки и образования.
29.Информационные ресурсы Интернет в сфере экономики и управления.
30.Информационные ресурсы Интернет в области права и юриспруденции.
31.Информационные ресурсы Интернет в области государственного и муниципального управления.
32.Вопросы дистанционного обучения в Интернет. Интернет-университеты.
33.Библиографический поиск в Интернет.
34. Адресный поиск в Интернет.
35.Фактографический и тематический поиск информации в Интернет.
4.3. Учебно-методические материалы
- методические указания для студентов
4.4. Список литературы
- основная литература
1. Романенко В.Н.. Никитина Г.В. Сетевой поиск в Интернет: Практ. пособие / В.Н. Романенко, Г.В. Никититна; Российская академия естественных наук, Северо-Заподное отделение образования и развития науки. ~ СПб.: «Профессия», 2003. -288с.
2. Степанов В.К. Практические уроки: Интернет для библиотекарей. — М: Либерия, 1998. - 64с. - (С компьютером на «ты». Вып. 2.)
- дополнительная литература
1. ГОСТ 34.003—90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы: Автоматизированные системы: Термины и определения. — М.: Изд-во стандартов, 1992. — 21с.
2. ГОСТ СИБИД. Информационно-библиотечная деятельность, библиография: Термины и определения. — М., 1999. — 16 с.
3. ГОСТ 7.73 96. Поиск и распространение информации. Термины и определения. - Взамен ГОСТ 7.27 - 80; Введ. с 01.01.98. - М: Изд-во стандартов, 1997.-15с.
4. Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» //Российская газета. — 1995. — 22 февр. - С. 2-4
5. Земсков А.И., Шрайберг Я.Я. Электронные библиотеки: Учебник для студентов вузов культуры и искусств и др. высших учеб. заведений -М.: Либерия, 2003.-352 с.
6. Ледов Л.Н Основы информатики и информационные технологии: Учеб. пособие /Л.НЛедов, Б.И. Мызникова, Н.В. Фролова. — Пермь, 2001. — 199с.
7. Попов И.И., Храмцов П.Б. Мировые информационные ресурсы и сети (методы доступа к ним): Учебник / Под общей ред. К.И. Курбакова. -М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1999. - 145с.
8. Шлыкова О.В. Интернет-ресурсы и услуги в социокультурной сфере: Учеб. пособие. / МГУКИ. - М., 2000. - 102с.
Автор Шадаров Б.Г.
Рецензент (ы) _________________________
Программа одобрена на заседании ____________________________________________
(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)
от ___________ года, протокол № ________.