Подготовка и написание черновика




1. 1

Помните, что есть два типа статей для школьных газет. Чаще всего в школьных газетах печатают новости и авторские статьи. Там также встречаются личные мнения (к примеру, статьи редактора, рецензии на книги или фильмы). Вам, скорее всего, нужно будет написать новостную статью или очерк.[1]

· В новостных статьях идет речь об основных событиях. В них даются ответы на следующие вопросы: кто, что, где, когда и почему.

· Основные статьи более длинные и глубокие, чем новостные. В них рассматривается какой-либо вопрос с разных точек зрения, и язык таких статей более живой и выразительный.

· Статьи обоих типов требуют проработки материала и умения писать. Если вы работаете над основной статьей, вы сможете более свободно обходиться со структурой статьи. Новостные статьи всегда пишутся по одной и той же схеме, состоящей из трех или пяти частей.

2.

 

Разберитесь в структуре статьи. Структура газетной статьи представляет собой перевернутый треугольник: самая важная информация находится в первом абзаце (то есть в широкой части треугольника), а наименее важная - в последнем (в вершине треугольника). Новостная статья состоит из пяти частей:[2]

· Заголовок. Это краткое высказывание, в котором суммируется новость, написанное так, чтобы привлечь как можно больше внимание. Оно размещается над статьей.

· Строка в подзаголовке статьи с указанием имени автора. Если статью написали вы, здесь будет указано ваше имя.

· Вводный абзац. Это первый абзац, в котором кратко даются ответы на основные вопросы: кто, что, где, когда и почему. Вы должны найти ответы на эти вопросы и поместить их в первые 1-3 предложения этого абзаца.

· Объяснение. Во втором и третьем абзацах должны сообщаться факты или подробности, которые читателю следует узнать. В этой части статьи автор отвечает на важные вопросы, которые могли возникнуть у читателя после прочтения заголовка и вводного абзаца. Здесь можно приводить цитаты свидетелей событий.

· Дополнительная информация. В последнем абзаце содержится наименее важная информация – например, сведения о похожем событии или мероприятии. Если статья окажется слишком длинной, редактор может урезать эту часть, чтобы освободить место для другого материала в газете.

3.

 

Узнайте, что такое подзаголовок и лид. Эти термины активно используются в журналистике. Редактор может попросить вас написать подзаголовок и лид, когда вы набросаете черновик статьи.[3]

· Подзаголовок - это 1-2 предложения, в которых рассказывается, о чем пойдет речь в статье. Он размещается под заголовком. К примеру, у статьи о клетчатке может быть заголовок "Даешь клетчатку!", а подзаголовок - "10 причин есть больше клетчатки".[4]

· Лид - это введение в статью, которое обычно содержится в первом абзаце статьи. Слово "лид" заимствовано из английского языка ("lead"), где им обозначается первый абзац статьи.

· В лиде следует давать ответы на классические вопросы журналиста. Что случилось? Кто это сделал? Где это произошло? Когда это случилось? Каковы причины произошедшего?[5] В некоторых статьях также нужно давать ответ на вопрос "как", однако нередко ответы на предыдущие вопросы объясняют и это.

4.

 

Помните о стиле и типе повествования. В большинстве новостных статей факты излагаются непредвзято и от третьего лица. В отличие от колонки редактора или статьи-мнения, в новостных статьях не должно быть высказываний с местоимением "я" (например, "я считаю", "мне кажется"). Основная цель такой статьи – сообщить читателям факты, связанные с определенным событием. Придерживайтесь нейтрального тона и осветите все стороны события.[6]

· Однако очень часто даже такие статьи пишутся с определенным уклоном. Иными словами, в статье делается акцент на какой-то один элемент истории. Например, в статье о светлячках можно уделить особое внимание проблеме вымирания этих насекомых из-за применения распыляемых пестицидов. Это позволит сделать статью более узконаправленной и выделит ее на фоне других.[7]

· Обычные статьи можно писать от первого лица. В последнее время статьи, написанные от первого лица и отражающие личный стиль автора, приобрели особую популярность в интернете.[8]

5.

 

Почитайте статьи других авторов. Вы уже знаете, какой должна быть структура статьи, поэтому теперь вам следует прочитать несколько статей, чтобы лучше понимать, как структура выглядит в действии:

· "Свиной грипп: о чем стоит знать, чтобы не заболеть", статья о свином гриппе.[9]

· "Премьера последнего «Гарри Поттера» прошла без дождя, но с морем слез", новостная статья о премьере фильма о Гарри Поттере.[10]

· Если вы владеете английским, для вас тоже есть статьи – например, “Fireflies Count!”, отличный пример статьи-очерка, написанный от первого лица.[11]

· "Pregnant at Harvard?" - статья, написанная от первого лица для The Harvard Crimson, университетского издания.[12]

6.

 

Обратите внимание на то, соблюдается ли в приведенных статьях структура пяти частей. Поищите заголовки, подпись автора, лид, абзацы с объяснениями и дополнительную информацию в конце статьи.

· К примеру, в статье про Гарри Поттера есть подпись: "ЛОНДОН, 8 июл - РИА Новости, Елена Пахомова". [13]

· В ней также есть абзац, в котором приводится главная информация: "Впервые за многие годы премьера очередного, на этот раз последнего фильма о Гарри Поттере в Лондоне прошла без дождя, однако собравшиеся на Трафальгарской площади создатели и тысячи фанатов «поттерианы» не смогли сдержать слез".

· Затем следует довольно длинная объяснительная часть, где приводятся слова писательницы Джоан Роулинг, Руперта Гринта и других.

· В конце приводится дополнительная информация: "Создатели киноленты решили разбить последнюю книгу о Поттере британской писательницы Джоан Роулинг на два фильма. Обе части «Даров смерти» снимал Дэвид Йейтс (David Yates) – английский режиссер, создавший в общей сложности четыре последних фильма. В британский прокат вторая часть «Даров смерти» выходит 15 июля".

7.

 

Найдите в статьях заголовок, подзаголовок и лид. Найти заголовок вам не составит труда. Прямо под ним будет подзаголовок (1-2 фразы, в которых говорится, о чем пойдет речь в статье).

· Например, в статье про свиной грипп подзаголовок отсутствует. [14]

· В лиде должны быть даны ответы на основные вопросы. В статье про свиной грипп вся основная информация содержится в первом абзаце: "В России участились заболевания так называемым свиным гриппом. Например, в Дагестане с начала зимы зафиксировано более 60-ти случаев, а в Адыгее за первую неделю нового года – 21 случай. В Ханты-Мансийске закрылась на карантин окружная больница – там 20 пациентов с этим заболеванием. Тем не менее, Минздрав уверяет, что бить тревогу рано и говорить об эпидемии не стоит."

· Затем лид переходит в следующие несколько абзацев: "В Роспотребнадзоре твердо заявляют, что в России эпидемии нет, но количество заболевших действительно растет. Хуже всего ситуация в республиках Северного Кавказа и на юге России. Специалисты связывают это со сложной эпидемиологической обстановкой у соседей – на Украине и в странах Закавказья. По информации, которая приходит из регионов, жертвами H1N1 только за первые две недели года стали не менее 30 человек. Никто из них не был привит от гриппа".

· В лиде даются ответы на вопросы, кто (заболевшие, Роспотребнадзор), что (свиной грипп), где (в России), когда (в настоящее время), как (идут разговоры о свином гриппе, поскольку количество заболевших увеличивается).

8.

 

Обратите внимание на подход к освещению темы и язык каждой из статей. Это важные элементы любой новостной статьи. Как правило, в таких статьях сохраняется нейтральный или объективный подход, однако у статьи должен быть уклон, который позволял бы сконцентрировать внимание читателя на конкретной проблеме.

· К примеру, статья "Pregnant at Harvard?" написана от первого лица, поэтому в ней будет отражен субъективный взгляд автора. Автор использует выражения вроде "I look happy. But on the inside, I’m still screaming" [15], которые делают статью более личной.

· Статья о свином гриппе написана от третьего лица, и в ней нет ничего личного. В ней приводятся факты и подробности ситуации, связанной с увеличением количества заболевших. В ней также даются рекомендации, которые позволят защитить окружающих от заражения. Это более стандартная статья с точки зрения авторского стиля.[16]

· В статье "Pregnant at Harvard?" автор рассказывает о своих личных проблемах, связанных с беременностью во время учебы в Гарварде, что позволяет сделать эту историю уникальной. Статьи такого характера становятся все более популярными, поскольку отражают личный опыт человека.[17]

Метод2

Идеи для статьи

1.

 

Опирайтесь на журналистские шаблоны. Студенты факультета журналистики часто используют эти приемы:[18]

· "В этот момент я..." Подумайте о том, какое событие изменило вашу жизнь. Это может быть момент, когда вы едва не утонули в бассейне, или когда вы две недели ели только лапшу быстрого приготовления, или когда расстались с агрессивным партнером. Затем проанализируйте, как этот личный опыт можно перенести в статью. Возможно, вы могли бы написать о безопасности общественных бассейнов, о проблемах со здоровьем, связанных с несбалансированным питанием, или о том, что нужно сделать, чтобы выбраться из выматывающих отношений.

· "День из жизни". Зафиксируйте день из жизни интересного человека. Это может быть кто-то из вашей школы (к примеру, ученик, который занимается общественной деятельностью, либо учитель, который применяет в своей работе инновационные методы). Можно рассказать об известных спортсменах, которые учились в вашей школе, или о спортсменах, которые смогли преодолеть трудности на пути к успеху.

· "Будни школы". Проанализируйте повседневную жизнь школы и подумайте, есть ли в ней что-то особенное или интересное. Это может быть послушанный разговор в автобусе по дороге на учебу, подозрительный школьный обед с несвежими продуктами или занятия, которые ведет либо первоклассный, либо некомпетентный учитель. Поищите темы, с которыми вы сталкиваетесь постоянно в течение дня, или проблемы, которые бы вы хотели изучить глубже.

2.

 

Соберите идеи. Чтобы получить из одного слова или фразы идею для статьи, нужно заняться брейнстормингом. Возьмите актуальную проблему (к примеру, феминизм) и попробуйте сгенерировать как можно больше идей. Можно взять тему, непосредственно связанную со школой (допустим, школьный бюджет на следующий год или новый предмет).[19]

· Напишите одно слово или основную мысль в центре листа.

· Напишите различные близкие слова и термины вокруг этого слова или идеи. Не оценивайте и не пересматривайте эти слова. Не переживайте, если что-то покажется вам неудачным, и ничего не вычеркивайте.

· Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока не поймете, что у вас уже достаточно информации. Перечитайте все термины и обведите либо подчеркните те, которые покажутся вам полезными или которые помогут определить тему статьи.

3.

 

Подумайте над непривычным подходом к раскрытию известной темы. Почитайте материал, написанный другими авторами, чтобы понять, что сейчас активно обсуждается. Пересмотрите старые выпуски школьной газеты и изучите темы, которые поднимались ранее. Актуальны ли сейчас темы, которые уже поднимались в старых выпусках? Можете ли вы написать о чем-то спорном с новой точки зрения?[20]

· Например, сейчас вы сами переживаете трудности, связанные с актуальной общественной проблемой. Возможно, вы знаете кого-то, кто как-то иначе относится к актуальным проблемам, и если да, этот человек может стать источником информации для статьи.

4.

 

Попросите редактора дать вам задание. Если вы пишете для школьной газеты или время от времени публикуете там свои статьи, редактор может дать вам задание написать статью на определенную тему. Кроме того, вам могут поручить сезонные темы (к примеру, статьи к Новому году или Хэллоуину).

· Как правило, редакторы спрашивают журналистов, на какие темы им бы хотелось писать и есть ли у них заготовки статей по популярным темам, но с необычным подходом. Открыто говорите о своих интересах с редактором, чтобы получить те темы, которые вам действительно нравятся.

Метод3

Подготовка и написание черновика

1.

 

Прежде чем набросать черновик, тщательно изучите материал. Когда определитесь с темой статьи, изучите материал, чтобы понять, стоит ли заниматься этой темой. Выясните, писал ли уже кто-нибудь на эту тему или анализировал ли эту тему под тем углом, который интересует вас.

· Поищите информацию по теме в интернете. Если пишете статью о новом предмете в старшей школе, выясните, есть ли похожие курсы в вашем городе.

· Составьте список возможных источников информации и людей, которые дадут вам необходимые сведения.

· Если задание вам дал редактор, вам, скорее всего, не придется показывать ему черновик, но вам все равно нужно будет детально изучить весь существующий материал.

2.

 

Назначьте интервью как можно раньше. Для начала следует связаться с интересующими вас людьми и назначить интервью. Можно провести их по телефону или по электронной почте, но лучше всего поговорить с людьми лично. Интервью по электронной почте часто грешат неловкими фразами, поскольку человек, который отвечает на вопросы, вынужден писать, а не говорить.[21]

· Свяжитесь с человеком по электронной почте или по телефону. Объясните, чему будет посвящена ваша статья, укажите основную идею и попросите уделить вам время. Продолжительность интервью должна быть не менее 45 минут, особенно если этот человек станет вашим основным источником информации. Договоритесь о точном времени интервью.

· Для обычной статьи потребуется 1-2 человека. Лучше всего разговаривать с людьми, чья деятельность тесно связана с проблемой, о которой вы пишете (к примеру, врач или узкий специалист). Эти люди должны обладать нужными знаниями о вашей теме на профессиональном или личном уровне и должны быть готовы к записи их слов на диктофон.

3.

 

Подготовьте вопросы для интервью. Составьте список из как минимум 10 вопросов и подготовьте 2-3 запасных вопроса.[22]

· Задавайте вопросы, требующих развернутых, а не односложных ответов. Начинайте вопросы не с "Вы думаете, что...", а с "Как вам кажется" или "В чем, по вашему мнению, заключается..."

· Не бойтесь задавать глупые вопросы (например, "Как это работает?" или "Что означает эта аббревиатура?"). Это будет полезно, если вы берете интервью у специалистов в узкой области либо говорите о сложном вопросе и хотите упростить его для широкой публики.

· Задавайте короткие вопросы и потом комментируйте ответы. Многие совершают ошибку, придерживаясь лишь списка из заготовленных вопросов и отказываясь от свободного разговора. Сначала задайте простые вопросы: "Как вы начали преподавать этот предмет?", "Как вам удавалось сочетать спорт и учебу?", а затем начните строить разговор, опираясь на ответы. Разбивайте длинные вопросы на более короткие, чтобы обилие информации не вызывало замешательства у человека, с которым вы беседуете.

· Чередуйте непринужденные вопросы с серьезными. В результате интервью у вас должно оказаться достаточно материала для статьи, который позволит вам рассмотреть тему с той точки зрения, которая вас интересует. Чтобы человек, с которым вы беседуете, не замкнулся, задавайте ему не только сложные и серьезные вопросы. Чередуйте разнообразные вопросы, чтобы он чувствовал себя комфортно.

4.

 

Используйте цифровой диктофон или записывайте интервью на смартфон. Чтобы иметь возможность передать слова говорящего максимально точно, воспользуйтесь диктофоном. Положите его на ровную поверхность и скажите человеку, что вы будете записывать разговор, прежде чем включить устройство.[23]

· Можно скачать приложение для смартфона, которое позволило бы записывать разговоры как при личной встрече, так и по телефону.[24]

· Если вы проводите интервью через Skype, используйте специальное приложение, которое позволяет записывать разговор.

5.

 

Напишите черновик. Если задание вам дал редактор, скорее всего, вам не придется согласовывать тему с ним. Но если вы хотите предложить новую тему, вам нужно будет написать письмо с предложением. Оно должно быть коротким и по теме. Формат должен быть следующим:[25]

· Обратитесь к редактору по должности или по имени, например: "Уважаемый главный редактор" или "Уважаемая Наталья Степановна".

· Поработайте над первой фразой. Не пишите о том, что у вас есть отличная тема, или что вы, журналист, поразите воображение всей редакции. Опишите самые интересные и важные моменты так, как вы хотите писать о них. Например: "Всемирная Организация Здравоохранения заявила, что свиной грипп приобрел статус пандемии, однако при этом все еще нет информации о том, как предотвратить распространение заболевания в школах.

· Напишите основной абзац. Приведите больше подробностей. Сообщите редактору, собираетесь ли вы привлекать определенные источники информации. Если у вас есть личный интерес к этой теме, укажите и это тоже. Например: "Как ученик этой школы я считаю, что всем учащимся крайне важно знать о том, что такое свиной грипп и как защититься от него. В своей статье я приведу слова двух врачей, которые расскажут об опасностях, связанных с этой болезнью, и о возможных методах профилактики. Я также приведу информацию, которая позволит ученикам избежать заражения благодаря полезным бытовым привычкам".

· Напишите завершающий абзац. В конце сообщите редактору о том, что вы изучили материал, и поясните, писали ли вы на похожие темы в прошлом. К примеру, можно написать так: "Исходя из изученной информации, я сделала вывод, что свиной грипп – это серьезное заболевание, о котором практически ничего не знают не только ученики, но и население в целом". Дайте ссылки на примеры своих статей. Подпишитесь в самом конце письма и поблагодарите за внимание.

6.

 

Дождитесь обратной связи от редактора и рекомендаций относительно количества слов в статье. Дайте редактору время ознакомиться с вашим письмом, а затем спросите, может ли он прокомментировать выбор источников информации и подход к освещению проблемы. Редактор может ограничить количество слов в статье. Обычно новостные статьи короткие и состоят из 400-500 слов.

Метод4

Написание статьи

1.

 

Напишите убедительный лид. Следует начать с такой фразы, которая сразу же завладеет вниманием читателя и заставит его прочитать всю статью. Начните с самой важной информации.[26]

· Например: "В России участились заболевания так называемым свиным гриппом. Например, в Дагестане с начала зимы зафиксировано более 60-ти случаев, а в Адыгее за первую неделю нового года – 21 случай"[27] или "Впервые за многие годы премьера очередного, на этот раз последнего фильма о Гарри Поттере в Лондоне прошла без дождя, однако собравшиеся на Трафальгарской площади создатели и тысячи фанатов «поттерианы» не смогли сдержать слез".

· Первый лид состоит из сухих фактов, объективен и по делу. Из лида читатель узнает о том, что существует проблема распространения болезни. Этот текст заставляет читателя задуматься об эпидемии.[28]

· Второй лид имеет более личный оттенок. В нем говорится о том, что презентация фильма была очень эмоциональной, и это вызывает интерес у читателя.

2.

 

Избегайте витиеватого языка и просторечий. Не злоупотребляйте прилагательными и наречиями. Язык должен быть простым и понятным. Используйте четкие глаголы и существительные. Если какие-то слова или термины кажется незначительными для самой статьи, откажитесь от них.[29]

· Простой язык позволяет установить связь с читателем, особенно если речь идет о сложной медицинской теме. Это также поможет читателю лучше понимать вас.

· В предложениях не должно быть больше 25 слов. Пишите понятным языком и не используйте научные термины или технический жаргон.

3.

 

Пишите для своей целевой аудитории. Подумайте, для кого вы пишете эту статью. Если вы пишете для широкой публики, вам следует помнить, что у читателя нет знаний, которые есть у специалистов. Подумайте, как бы вы рассказывали об этой проблеме человеку, который никогда о ней не слышал. Если же вы пишете на актуальную тему, с которой аудитория хорошо знакома (к примеру, недавний политический скандал или футбольный матч), считайте, что какие-то знания у людей есть. В этом случае следует дать новую информацию или больше подробностей на эту тему.[30]

· Если вы пишете статью для определенной рубрики газеты (к примеру, "Культура и искусство"), считайте, что у читателей есть определенные знания об известных художниках или современных тенденциях.

· Можно также написать о чем-то, что известно многим читателям (к примеру, о Гарри Поттере). В этом случае можно использовать фразы и термины, связанные с этой темой.

4.

 

Используйте действительный залог. Выразительные глаголы сделают статью живой и увлекательной. Используйте активные глаголы: "она стоит, ходит, бегает", "она замечает коллегу по команде, разговаривает с тренером". Глаголы в пассивном залоге могут оказаться скучными.

· Чаще всего в статьях используется настоящее время, а не прошедшее, поскольку это позволяет подчеркнуть новизну проблемы, но вы можете использовать и прошедшее время, если это порекомендует вам редактор.

5.

 

Подкрепите свои данные убедительными цитатами. Автор должен сообщать только факты, а любые мнения или субъективные описания должны принадлежать людям, у которых вы берете интервью. В статье должны приводиться слова как минимум двух людей. Вместо того чтобы порекомендовать читателям позаботиться о своем здоровье, приведите цитату эксперта, которая побудит читателей к этому.[31]

· К примеру: "Анна Попова, глава Роспотребнадзора рассказала, что такой грипп начинается с высокой температуры и кашля. Только в половине случаев бывает насморк, а в десяти процентах – конъюнктивит. Поэтому люди часто говорят – у меня простуда. Это вовсе не так. «К этому надо относиться крайне серьёзно, потому что для свиного гриппа характерно очень быстрое развитие тяжелых пневмоний, с которыми тяжело справиться даже в стационаре», – подытожила Попова".

· Ссылаясь на слова человека, используйте фразы "сказала", "сообщила" и так далее и указывайте только его фамилию или должность.

6.

 

Не забывайте о структуре. Следите за тем, чтобы статья состояла из стандартных пяти частей:[32]

· Заголовок

· Подпись автора

· Лид, в котором даются ответы на вопросы, кто, что, когда, где и почему.

· Пояснительные абзацы, в которых приводятся цитаты.

· Дополнительная информация в последнем абзаце (наименее значимые сведения)

7.

 

Перечитайте статью и отформатируйте ее. Поищите орфографические и грамматические ошибки. Убедитесь, что у статьи появился убедительный лид, а сама статья состоит из пяти частей.

· Отформатируйте статью в соответствии с требованиями издания. Если вы пишете для интернет-издания, спросите редактора, существуют ли какие-либо особые требования к оформлению (например, ссылки в тексте).

· Редакция школьной газеты также может иметь определенные требования к стилю. Попросите редактора дать вам эти рекомендации и всегда придерживайтесь их.

Источники и ссылки

1. ↑ https://www.scholastic.com/teachers/article/writing-your-article

2. ↑ https://quest.arc.nasa.gov/aero/wright/teachers/pdf/language/Newspaper_Article.pdf

3. ↑ https://spcollege.libguides.com/c.php?g=254319&p=1695313

Показать больше... (29)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: