Методические подходы к изучению детской картины мира




 

Каковы могут быть новые методические решения в изучении картины мира ребенка? Информация, полученная с помощью открытых вербальных методик, и более закрытых — рисуночных, позволяет обнаружить некоторые закономерности формирования мнения детей об образах опасности в современном мире. Однако данные методы анализа оказываются недостаточными для целостной картины мира, ибо, с одной стороны, вербаль- ные методы (всевозможные анкеты и опросники) являются по- верхностными и слишком узкими методическими средствами, а с другой — диагностическая ценность рисунков вообще, а на тему опасности, в частности, с возрастом понижается и уже для большинства детей подросткового возраста свободное рисование оказывается неприемлемым и нежелательным занятием, а значит, не может являться валидным диагностическим средством. Следовательно, возникает необходимость в поиске адекватных методов диагностики представлений об опасности у детей всех возрастов для того, чтобы получить возможность прогнозировать развитие таких представлений.

В качестве возможного направления разработки такого универсального метода нами предлагается метод визуальной социопсихологии — методика «Руны». Идея методики «Руны» была подсказана детскими рисунками, в которых встречались одни и те же «странные» формы, а также данными ис- следований, в которых было показано, что «визуальные структуры, графические формы (контуры) наделены комп- лексами свойств, прежде всего эмоционально-оценочного плана, характеризующих пристрастное отношение к предметам, собственную картину мира человека»1 (Е.Ю. Артемьева). Геометрические символы воздействуют на соответствующие структуры сознания, моделируя ситуативные потребности. На этом их свойстве основано создание эмблем, товарных знаков, орнамента и пр.

Методика «Руны» представляет собой стандартизирован-ный стимульный материал матрицу из 60 картинок: знаков, символов, изображений, содержащих различные архетипические, социотипические и стереотипические образы, сгрупированных в 12 (14) рядов. Каждый ряд представляет собой пять вариаций на ту или иную графическую тему. Содержание картинок — это различные социокультурные образы, социотипические изобразительные штампы, ассоциирующиеся в сознании человека с теми или иными семантическими структурами.

С незапамятных времен геометрические и числовые сим- волы описывали структуру бытия человека в мире, этические категории веры, любви, надежды, преданности, справедливости, истины. Они образуют значительный слой мифо- эпических знаков и символов, которые, влияя на соответствующую структуру психики человека, моделируют новые социокультурные образы.

Известно психофизическое воздействие графических символов на подсознание (Рудольф Арнхейм), отсюда вероятна их четкая соотнесенность с социальными установками человека на тот или иной реальный объект, жизненную ситуацию, событие, явление и пр. Следовательно, в выборе той или иной картинки при характеристике АЭС субъект неосознанно руководствовался внутренним состоянием, возникающим при восприятии графического символа, с одной стороны, и своего собственного (может быть, смутного) отношения к АЭС — с другой. При всей индивидуализирован- ности этих связей, возможно, отыскать общие закономерности представлений и образов техногенной опасности.

На основе анализа данных методики «Руны» в характеристике атомных электростанций зафиксированы различия в графических презентациях в различных социальных груп-пах: мужских, женских, детских. Обращает на себя внимание существенные различия в графических представлениях о сущности и назначении АЭС у детей в сравнении со взрослыми, особенно, с мужчинами: если для последних АЭС — это преимущественно техничес- кий символ (лампочка), то для детей подростков — это символ смерти (череп). Очевидно, что детское общественное мнение по поводу АЭС, выраженное в графических презентациях, эмоционально более насыщено и однозначно негативно.

Графический образ (символо-комплекс) АЭС у детей и взрослых представляет собой картинку, в которой величина того или иного символа соответствует количеству предпочиаемых символов, выбранных всеми испытуемыми. Поэтому Рис. 16 размеры и расположение символов соответствуют проценту выборов и рангу их предпочтительности. Данный символо-комплекс является графическим показателем отношения детей и взрослых к АЭС, как к объекту, представляющему техногенную опасность, и на наш взгляд, является зловещим предзнаменованием экологической катастрофы наших дней в конце ХХ в., подобно тому, как «Герника» П. Пикассо в на- чале ХХ века оказалась образом катастрофы военной. Итоги главы Образ ядерной энергетики, как часть картины мира современного человека на рубеже тысячелетий, вероятно, имеет свои глубинные историко-культурные прототипы. Существующие в пространстве неосознаваемых или не вполне осознанных коллективных представлений, эти образы индивидуализируются и могут быть психологически «схвачены».

В контексте социальной психологии детства предпринята попытка историко-культурного, социогенетического анализа представлений различных детских и некоторых взрослых групп об атомных электростанциях как техногенных объектах. На основании данных методики «Руны» мы имеем возможность создания графического образа атомной электростанции как образа техногенной опасности в картине мира современного человека. Мир современного ребенка — конца ХХ века и начала третьего тысячелетия — оказывается значительно более опасен, чем 2-3 десятилетия назад. Теперь уже не столько атомные электростанции, несущие потенциальную угрозу, невидимую и неосязаемую, но и реальные вооруженные конфликты, взрывы домов, агрессивная городская среда, активные усилия СМИ по визуализации смерти, разрушений, катастроф, захвата заложников и пр. создают широкомасштабную карту опасностей в детской картине мира. Ядерная энергетика, как она представлена в образе мира ребенка, отражает в той или иной степени социальные установки взрослых на АЭС — отношение, зафиксированное в культуре, нашедшее свое непосредственное выражение в графическом и вербальном творчестве детей. Однако детские представления отличаются от взрослых значительно большей тревогой, в них про- ступают психологические структуры фантазии, полностью или частично не осознаваемые; подавляющее большинство школьников относительно независимо от своих знаний о чернобыльской аварии продемонстрировали негативные социальные установки на существование АЭС (еще до Чернобыльской аварии), фиксируемые в рисунках. С возрастом детей негативные установки на АЭС приобрели характер тревоги, страха, ощущения катастрофы. Это находило свое выражение в изменениях объективных показателей графических представлений. Однако можно сказать, что независимо от возраста словосочетание «атомная электростанция» актуализировало скрытые структуры коренной тревоги ребенка, вызывая социокультурные архетипы страха, дистресса. Архетип конца света с древней традицией описания в мифологии и религии разных народов и получивший предельное выражение в Апокалипсисе — Откровении Иоанна Богослова, находит свое графическое воплощение в детских рисунках атомной электростанции. Такой анализ «детского общественного мнения» способен, подобно компасу, показать тенденции развития общественных настроений в регионе, стране, мире. Поскольку дети, благодаря способности к предчувствию, предвосхищению, более чутко ре- агируют на само изменение социально-психологического фона, подобное исследование, помимо «взаимной валидизации» результатов взрослой и детской выборок, демонстрирует необходимость обращения к анализу картины изменяющегося мира в детском сознании для понимания нашего настоящего и прогнозирования будущего.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: