Семинар № 7 – Логика научного текста (доклада)
Требования к научному тексту (У. Эко):
1) Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и описанию с точки зрения выбранной науки.
Предметом может быть что угодно, если это можно исследовать путём научных методов. Например, кентавры: кентавры как предмет греческой мифологии (проверяем с т.з. литературы), кентавры как реальный вид (проверяем с тз. биологии).
Другие примеры– из социологии, культурологии, сексологии
Lauren Rosenwarne – «Периоды в поп-культуре. Менструация в кино и на телевиденье» (2012) + Флориан Вернер «Тёмная материя. История дерьма» (2011)
2) В исследовании должно быть сказано о предмете нечто, чего еще не говорилось. Иначе это реферат или учебный текст для студентов
Исследование должно быть полезно для других.
Сорбонский социолог Жан-Клод Кауфманн – серия книг, посвященных банальным объектам и рутинам: «Приватная вещь - сумочка» (2012), «Женские тела – мужские взгляды. Социология практики топлесс» (1996), «Sex@mour: как интернет меняет нашу интимную жизнь» (2011).
Исследование обязано намечать пути проверки предлагаемой идеи.
Последнее правило означает текст (доклад) может критически обсуждаться и у нас есть возможность пройти путь вслед за автором и проверить все его выводы.
Это означает, что должны быть указаны все источники информации и методика её обработки; все рассуждения должны быть сформулированы в проверяемых объективных суждениях. Т.е. не должно быть «я провел социологическое исследование и пришел к выводу, что наш народ (студенты, преподаватели) и СМИ верят …» - какой народ (какие это люди, сколько их), какие студенты (какого ВУЗа, их количество), какие СМИ (название, номера издания) и тд.?
Главный признак научного текста – возможность быть опровергнутым (опровергаемость, фальсифицируемость), присвоение значений истина/ложь. Если идея – не может подвергнуться процедуре сомнения и проверки, то это не научная идея – это религиозная догма, миф и тд.
Здесь возникает интересный сюжет, связанный с психоанализом З. Фрейда. Последний связывал формирование личности с основными фазами психосексуального развития и формулировал шокирующие выводы для окружающих:
- мужчинам в женском теле нравиться только фаллическое (например, женская нога – прекрасна, так как похожа на член);
- если во младенчестве человек был «энергичным сосуном», то вырастет в курильщика и алкоголика (любителя брать в рот сигарету и бутылку);
- если человек постоянно опаздывает на занятия (работу) и не вовремя присылает отчётные работы, то значит он не до конца преодолел фазу «гиперакцентуированной эрогенности заднепроходной зоны » и поэтому не стал аккуратным и дисциплинированным (см. заметку Фрейда «Характер и анальная эротика»).
Если же человек, которому сказали это в лицо, начинал энергично возражать, то по Фрейду это означало формирование защитной реакции (компенсации) у человека, находящегося во власти этого комплекса. Но философ Карл Поппер заметил, что получается, что, как и религия, психоанализ Фрейд не может быть опровергнут:
- Если вы соглашаетесь с Фрейдом, то он – прав.
- Если не соглашаетесь с Фрейдом, то он – снова прав.
А значит эту теорию нельзя признать научной. Этот спор Поппера с Фрейдом, естественно, нашёл отражение в «Теории большого взрыва » (сезон 3, эпизод 11, время: 7.19-9.00). Ситуация: ранее мама Леонарда (психиатр) предположила, что дружба Говарда и Раджа – это эрзац гомосексуального брака, и поэтому происходит такой диалог:
- Ну, итак, вы набрались смелости и выразили свои скрытые гомосексуальные чувства?
- Что? Нет!!!
- Почему?
- Потому что у нас нет никаких скрытых гомосексуальных чувств!
- Ясно.
- Нет, правда, у меня есть девушка.
- И где же она?
- Она уехала. У неё умерла бабушка.
- Ясно. Ага, бабушка умерла.
- Нет, Леонард, скажи ей, что у меня есть девушка!
- Говард, имей в виду, что чем дольше ты будешь защищать эту легенду, то тем сильнее ты будешь ранить своего партнёра.
Входит Пенни, отец которой хотел сына и не смирился с тем, что у его «вышибалы» выросла грудь. Говард говорит:
- Между прочим нам твоя грудь очень нравится.
- Классический случай гиперкомпенсации!
Та же проблема возникает с представителя социальных наук (марксизм, феминизм), которые доказывают, что люди бессознательно ведомы идеологиями общества (капиталистического, патриархатного). Снова та же история:
- если с феминисткой соглашаются, то она права.
- если с ней спорят, то она снова права, так как подтвердилось её убеждение, что она живет в патриархальном обществе, которое воспринимает феминисток в штыки.
Понятно, что настоящие психологи и феминистки, которые занимаются наукой, не допускают такой крайности и допускают, что они могут неправы.
Ради шутки покажу, как можно по Фрейду затроллить фаната «Игры престола». Сначала можно поинтересоваться, почему ему (ей) нравиться этот фильм, а потом подсовываем такой материал: заметка «Серийные маньяки » российского журнала «Cosmopolitan Психология» (ноябрь 2013).
«Игра престолов:
Почему мы смотрим: приходится признать: в наших размеренных буднях нам сильно не хватает брутальности. Не то чтобы мы мечтали рубить головы коллегам, пытать деловых партнёров или заниматься жёстким сексом в самых неприглядных обстоятельствах, но природная наша агрессия подавлена настолько, что требует выхода – пусть и воображаемого ».
После этого начинаем троллить по Фрейду:
- Итак, это правда, что ты смотрела его, так как тебе не хватает в жизни насилия и жесткого секса?
- Нет, там просто очень интересный сюжет!
- А сюжет интересный потому, что там много жесткого секса в самых неприглядных обстоятельствах?
- Нет!!!
- А чего ты так завелась? Может, и правду тебе этого всего не хватает?
- Ещё раз, нет!
- Ты хочешь сказать, что тебе в жизни хватает пыток и жесткого секса в самых неприглядных обстоятельствах?
- Нет!
- Ага, всё-таки не хватает.
- Блин!!!
На самом деле учёный-психоаналитик не будет так поступать, так как есть много других причин (хотя для кого-то первое объяснение может быть верным), почему этот сериал нас трогает до глубины души.
Сериал «Игра престолов» // https://www.psychologies.ru/events/cinema/serial-igra-prestolov/
«Игра престолов»: 5 важных идей, которые мы вынесли из сериала // https://www.psychologies.ru/standpoint/igra-prestolov-5-vajnyih-idey-kotoryie-myi-vyinesli-iz-seriala/