(требования профессионального стандарта)
№ п/п | Базовые компетентности педагога | Характеристики компетентностей | Показатели оценки компетентности |
1. Социально-личностные компетентности | |||
1.1 | Способность видеть в каждом ученике потенциально успешную Личность | Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога -раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности Ученика - есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребёнка — значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности | ü Создание ситуации успеха для ü обучающихся. ü Грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность. ü Организация образовательного процесса с опорой на положительные стороны каждого обучающегося, поддержка позитивных сил развития ученика. ü Разработка индивидуально ü ориентированных образовательных проектов. ü Осуществление грамотного педагогическогооценивания поступков и поведения. ü Разработка индивидуальной программы развития ученика. ü Составление устной и письменной характеристики обучающихся, отражающие разные аспекты его внутреннего мира |
1.2 | Способность индивидуализировать образовательный процесс | Интерес к внутреннему миру. Обучающихся предполагает не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности | ü Выявление индивидуальных ü предпочтений (индивидуальных образовательных потребностей), возможностей ученика, трудностей, с которыми он сталкивается. ü Создание индивидуализированной образовательной программы. ü Умение составить устную и письменную характеристику воспитанника, отражающую разные аспекты его внутреннего мира. ü Умение выявлять индивидуальные предпочтения, интересы. ü Умение построить индивидуальную воспитательную программу. ü Умение показать значение и смысл того или иного поступка в системе межличностных отношений. |
1.3 | Способность понимать и принимать точку зрения других субъектов образовательного процесса | Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции | ü Интерес к мнениям и позициям других. ü Учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся. |
1.4 | Общая культура | Определяет характер и стиль педагогическойдеятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека, определяет во многом успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся | ü Знание основных сфер материальной и духовной жизни общества. ü Знание материальных и духовных интересов молодёжи. ü Организация внеурочной деятельности учеников. ü Знание проблем внутреннего ü мира ребёнка. ü Ориентация в системе межличностных отношений |
1.5 | Эмоциональная устойчивость | Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в конфликтных ситуациях. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. | ü В трудных ситуациях педагог ü сохраняет спокойствие. Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки. ü Не стремится избежать ü эмоционально-напряжённых ситуаций. ü Не теряет способности объективно оценивать поведение воспитанников. ü Сохраняет спокойствие в конфликтных ситуациях. |
1.6 | Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе | В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, в эффективность Профессиональной деятельности. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность | ü Осознание целей и ценностей педагогической деятельности. ü Позитивное настроение. ü Желание работать. ü Высокая профессиональная самооценка |
2. Постановка целей и задач педагогической деятельности | |||
2.1 | Способность перевести тему урока в педагогическую задачу | Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает реализацию «субъект-субъектного» подхода, ставит ученика в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности | ü Знание образовательных стандартов и реализующих их программ. ü Осознание нетождественности ü темы урока и цели урока. ü Владение конкретным набором ü способов перевода темы в задачу. ü Определяет целенаправленность всего воспитательного процесса. ü Владение методами диагностики проблемных ситуаций в коллективе и у каждого воспитанника. Владение методами перевода проблемных ситуаций в поступок. |
2.2 | Способность ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся | Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью | ü Знание возрастных особенностей обучающегося. ü Владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте |
3. Мотивация учебной деятельности | |||
3.1 | Способность обеспечить успех в деятельности | Компетентность, позволяющая обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения | ü Знания возможностей конкретных учеников. ü Постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика. ü Демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам. ü Знание интересов, потребностей воспитанников. ü Умение определить социальный статус воспитанника. ü Демонстрация последствий того или иного поступка, поведения |
3.2 | Компетентность в педагогическом оценивании | Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок | ü Знание многообразия педагогических оценок. ü Знакомство с литературой по ü данному вопросу. ü Владение (применение)различными методами оценивания |
3.3 | Способность превращать учебную задачу в личностно значимую | Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности | ü Знание интересов учащихся, их внутреннего мира. ü Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов. ü Формирование личностной позиции ученика при анализе поведения, оценке поступков других, чтении художественной литературы и т.д. |
4. Информационная компетентность | |||
4.1 | Компетентность в предмете преподавания | Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения | ü Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось). ü Возможности применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений. ü Владение методами решения различных задач. Свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных. ü Знание внутреннего мира ребёнка как основа воспитания. ü Знание жизненного пути воспитанника. ü Знание семейной обстановки. ü Знание травмирующих ситуаций. ü Умение установить социальный статус воспитанника. |
4.2 | Компетентность в методах Преподавания | Обеспечивает возможность эффективного усвоения знаний и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход к творческой личности и её развитие | ü Знание методов и методик преподавания. ü Демонстрация личностно ориентированных методов образования. Наличие своих «находок» и методов, авторская программа. ü Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых ü информационных технологий. ü Использование в учебном процессе современных методов обучения |
4.3 | Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов) | Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием реализации гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности | ü Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся. ü Владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно, со школьным психологом). ü Использование знаний по психологии в организации учебного процесса. ü Разработка индивидуальных проектов на основе индивидуальных характеристик обучающихся. Владение методами социометрии. ü Учёт особенностейучебных коллективов в педагогическом процессе. ü Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учёт в своей деятельности. ü Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации воспитательного процесса. ü Знание индивидуальных особенностей учеников. ü Владение методами диагностики, индивидуальных особенностей воспитанников |
4.4 | Способность вести самостоятельный поиск информации | Профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск | ü Профессиональная любознательность. ü Умение пользоватьсяразличнымиинформационно - поисковыми технологиями. ü — Использование различных баз данных в образовательном процессе. |
5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений | |||
5.1 | Способность разработать образовательную программу, вы- брать учебники и учебные комплекты | Разработкаобразовательной программы является базовой в системе профессиональных компетенций, обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся. Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ, характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, позволяет сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся | ü Знание образовательных стандартов и примерных программ. ü Наличие персонально разработанных образовательных программ: а) характеристика этих программ по содержанию, по источникам информации; б) по материальной базе, на которой должны реализовываться программы; в) по учёту индивидуальных характеристик обучающихся ü Обоснованность используемых образовательных программ. ü Участие учащихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута. ü Участие работодателей в разработке образовательной программы. ü Знание учебников и учебно- Методических комплектов,используемых вобразовательных учреждениях,рекомендованных органом управления образованием. ü Обоснованность выбора учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом. |
5.2 | Способность принимать решения в различных педагогических ситуациях | Разрешение педагогических проблем в педагогической деятельности. Применение как стандартных решений (решающие правила), так и творческих (креативных) или интуитивных | ü Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения. ü Владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций. ü Владение критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила. ü Знание критериев достижения цели. ü Знание нетипичных конфликтных ситуаций. ü Примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций. ü Развитость педагогического мышления. |
6. Компетенции в организации учебной деятельности | |||
6.1 | Компетентность в установлении субъект- субъектных от- ношений | Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность Педагога к взаимопониманию, Установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога | ü Компетентность вцелеполагании.Предметнаякомпетентность. ü Методическая компетентность. ü Готовность к сотрудничеству. ü Знание психологических характеристик ученика как субъекта учебной деятельности |
6.2 | Компетентность в обеспечении понимания педагоги- ческой задачи и способах деятельности | Готовность педагога включать новый материал в систему уже освоенных знаний или умений и путём демонстрации практического применения изучаемого материала | ü Знание того, что знают и пони- мают ученики. ü Свободное владение изучаемым материалом. ü Осознанное включение ново- го учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся. ü Демонстрация практического применения изучаемого материала. ü Опора на чувственное восприятие |
6.3 | Компетентность в педагогическом оценивании | Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке. Сочетание компетентности оценивания других с самооценкой педагога | ü Знание функций педагогической оценки. ü Знание видов педагогической оценки. ü Знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности. Владение методами педагогического оценивания. ü Умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах. ü Умение перейти от педагогического оценивания к самооценке |
6.4 | Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося | Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы дать или поиск необходимой для ученика информации организовать | ü Свободное владение учебным материалом. ü Знание типичных трудностей при изучении конкретных тем. ü Способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи. ü Умение выявить уровень развития обучающихся. ü Владение методами объективного, контроля и оценивания |
6.5 | Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса | Обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса | ü Знание современных средств и методов построения образовательного процесса. ü Умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам. ü Умение обосновать выбранные методы и средства обучения |
6.6 | Компетентность в способах умственной деятельности | Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных операции | ü Знание системы интеллектуальных операций. Владение интеллектуальными операциями. ü Умение сформировать интеллектуальные операции учеников. ü Умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче |
Журнал "Методическая работа в школе", №2, 2010 г.