Социальный проект «Ключ»




Интересный парень Илья

Создается впечатление, что наши дети, действительно, заняты под завязку: участие в школьных и городских мероприятиях, общественная деятельность, спорт, дополнительное образование, кружки и секции, репетиторы, поездки… А все-таки скамейки в городе кто-то ломает и обновленные фасады домов дурацкими фразами портит! Вряд ли это зарничники или «Юные друзья полиции» - есть у нас и такие. Вряд ли это активисты, которые во всем участвуют и везде первые. Скорее всего, как раз наоборот - это могут быть дети, которым уже в детском садике не дают стихов из-за их стеснительности или дефектной речи, кто не танцует и не поет, не «звездит», умиляя мам и пап, а большую часть утренника тихо сидит на стульчике. Не тогда ли, в самом нежном возрасте, зарождается неблагополучие в душе ребенка, начинают расти потаенные обиды? А потом школа с ее делением на лучших и худших, потом первые «залеты», неуспеваемость и конфликты с учителями, комиссия по делам несовершеннолетних… И вот от него уже мечтают избавиться в школе, чтобы не портил общей благостной картины. Предчувствую, как возмутятся наши педагоги, директора школ, прочитав такое. Но сами дети не лукавят на этот счет.

- У меня сложные отношения с семьей. Живу с бабушкой, два года «гостил» на Камчатке, где живет мой отец, - поделился со мной 17-летний Илья. – Когда я вернулся, то снова пошел в свою школу, в 10 класс. Но долго проучиться там не получилось. Я гуманитарий, с математикой не особо дружу. И с учителем этого предмета найти общий язык не удалось. Я пытался перевестись в другую школу, но меня не захотели брать. Я несколько раз приходил с решенными ЕГЭ, но то директора не было на месте, то она была занята, то еще что-нибудь. А потом просто сказали, что мест нет. Что оставалось?.. Идти в вечернюю (открытую сменную общеобразовательную школу № 2 – авт.). Честно говоря, очень переживал, боялся туда идти. Но, как оказалось, зря. Здесь я сразу стал очень востребованным, участвую во всех мероприятиях, меня даже выбрали председателем городского Совета старшеклассников.

Илья, действительно, очень непростой, но при этом талантливый и неординарный парень, увлеченный музыкой и языками. Я лично познакомилась с ним четыре года назад, когда он прошел отбор во Всероссийский сводный детский хор, участвовавших в закрытии сочинской олимпиады. Перед олимпиадой голосистые дети, собранные со всей России, под руководством выдающегося дирижера Валерия Гергиева выступали в Мариинской театре – на одной из лучших мировых сцен. Генеральную репетицию посетил Владимир Путин. Наш Илья оказался в числе тех, кому выпала честь встречать первое лицо государства. Но и это еще не все. Именно Илья, который за словом в карман не лезет, сумел разрядить обстановку, получить в награду президентское рукопожатие и стать благодаря этому героем федеральных, областных и местных новостей!

Вторая школа

Думаю, такой человек, как Илья, везде выживет, нигде не пропадет. В стенах второй школы есть и другие ребята, на которых эти стены оказали благотворное влияние. Во-первых, учащихся тут немного – около 120 человек. На это количество в штате имеется и психолог, и социальный педагог, и зам по воспитательной работе. Если сравнить, например, с той же 12-й школой, там учащихся 1035 человек – и тот же один социальный педагог. А с психологом вообще беда – уже в течение долгого время специалиста на это место найти не могут… Поэтому многие дети, попав во вторую школу, даже если поначалу они «ощетинены» и озлоблены на несправедливо поступивших с ними взрослых (некоторые даже на зло начинают совершать плохие поступки) – со временем понимают, что здесь им лучше. Ведь они попадают, что называется, в свою среду. Тут нет такой гонки за оценками, нет такой конкуренции, как в их прежней школе, где они по несколько лет не выходили к доске – об этом рассказали мне сами ребята. Сегодняшняя стандартная средняя школа, действительно, не для медлительных детей. Для многих из них не подходит такой высокий темп преподавания, они не могут схватывать все на лету, как их более быстрые одноклассники. Некоторые даже элементарно не успевают записывать информацию в тетрадь – а поговорка «семеро одного не ждут» в данном случае отлично работает.

А во второй школе, где нет такой горы «желательно-обязательной» дополнительной нагрузки (элективов, факультативов, консультаций, срезов, олимпиад, чемпионатов и прочего, прочего, прочего), порой происходят удивительные метаморфозы с бывшими двоечниками. «Последние» перестают быть таковыми, а при желании вполне могут стать первыми. Немалую роль, несомненно, играет внимание к ним педагогов, участие, которое они находят, будучи принятыми в большую «семью», которой, возможно, у них нет дома. Здесь их вместо родителей возьмут за ручку и отведут в какой-нибудь кружок, в кинотеатр, библиотеку, на экскурсию, предложат поучаствовать в интересном мероприятии, спросят – есть ли дома обед. Некоторым этого бывает достаточно, чтобы «реабилитироваться», поверить в себя и начать хорошо учиться, ставить перед собой цели и двигаться к ним… Другим этого бывает мало.

Взять Дашу (обойдемся без фамилии). Сейчас ей 19 лет – она вполне взрослый и серьезный человек. Но в 14-16, как сама признается, у нее был ветер в голове, как у многих ее сегодняшних одноклассников, - Даша учится в девятом, она самая старшая ученица в классе. «Зато я теперь отличница, подаю пример другим, - улыбается она. – Снова пойти учиться подвигнул меня мой муж. Теперь я четко понимаю, чего хочу, к чему стремлюсь, но я знаю немало своих ровесников, которые «зависли» на подростковом возрасте. И если их спросить, например, кем они видят себя в будущем, они вряд ли ответят, потому что не знают, не думают об этом…»

Пресечь и Запретить

Во второй школе я пообщалась с ребятами из двух классов – восьмого и девятого. Пыталась выяснить, из чего состоит жизнь нашей молодежи вне учебы и других «занятостей». Честно говоря, много нового для себя не открыла. Наверняка, не только я одна вижу шатающиеся по улицам стайки подростков. Далеко не все из них юные нарушители закона, так называемые учетники. Кстати, на учете в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних на настоящий момент состоит всего 9 человек – это те, кто неоднократно совершали какие-то серьезные проступки. А всего на различных учетах в органах системы профилактики (в полиции, в школах) состоит менее 40 человек. Семей, находящихся в социально опасном положении (СОП), по информации сотрудников Плесецкого социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, которые ведут такой учет, в Мирном тоже не так много. А если просто присмотреться к компаниям на улицах, можно увидеть немало знакомых лиц – это дети наших знакомых, родственников, соседей.

Одни места дислокации мирнинской молодежи у всех на виду: площадь Ленина, беседка за общежитием на Ломоносова, «танцплощадка» в парке, торговый центр «Плаза» (кафе, куда их уже пытаются не пускать), другие скрыты от глаз: гаражная зона, турники за детской поликлиникой, бывший цементный завод… По словам заместителя председателя ТКДН и ЗП Юльи Малаховой, борясь с детским алкоголизмом, курением, наркоманией, токсикоманией, ранней половой жизнью и правонарушениями, в свое время в Мирном закрыли все подвалы и чердаки. Но сегодня подростки, которым все перечисленное хочется попробовать и испытать, нашли для себя другой выход – они скидываются карманными деньгами и снимают квартиры посуточно. В вечеринках на съемных квартирах замечены даже «отличники»… Можно, конечно, органам системы профилактики начать активнее контролировать, чтобы несовершеннолетним не только не продавали сигареты и алкоголь, но и не сдавали в аренду жилье, но много ли толку от этого будет? Ведь запрещая то и это, мы практически ничего не предлагаем юным жителям нашего города, которые уже не дети, но еще и не взрослые, взамен.

Что вместо улицы?

А, действительно, что в нашем городе есть конкретно для школьников, скажем, от 14 до 18 лет, которых в городе около тысячи человек? А для студентов техникумов? Какие мероприятия для них проводятся?.. Трудно сказать, правда? Рисование мелками, фигурное вождение велосипеда или гонки на роликах на площади 1 июня – уже не для них. Парады колясок и невест – еще не для них. Даже в единственный праздник в году, в День молодежи 27 июня, мы совсем ничего им не предлагаем! Ни тебе молодежного фестиваля (а он может быть любым, и музыкальным, и театральным, и танцевальным, и просто любых талантов, а также красок, субкультур, граффити и даже ЗОЖ), ни спортивных состязаний, ни концертов их кумиров, ни даже обычной дискотеки на площади, в парке или еще где-то. Что уж говорить про остальные дни в году…

Когда-то в Мирном хотели построить Дом молодежи. Статья «Я верю, город будет» в номере «Вестника космодрома» от 26 февраля 1993 года рассказывает об оживившейся стройплощадке в районе центральной почты. Проект был впечатляющим: большой и малый плавательные бассейны, тир, зрительный зал на 200 мест, артистическая, спортзал, библиотека, мастерская по обработке дерева и металла, комнаты для авиамодельного, радио-, рукоделия, фото- и изо- кружков. Были предусмотрены комнаты, связанные с космонавтикой, кабинет туризма и юннатов, комната сказок, шахматно-шашечный клуб, просмотровой зал, буфет и теплица… Много-много лет мирнинскую молодежь притягивали развалины этого недостроенного объекта – гиблое место, которое так и не стало для нее «домом». Сейчас оно обнесено забором, там планируется построить, кажется, еще один торговый центр. А перспектив, касающихся собственно молодежи, у нас, похоже, нет даже в долгосрочных планах.

К примеру, библиотеку по новой федеральной целевой программе развития российских космодромов строить собираемся, в необходимости этого никто не сомневается. А вот, что Мирному нужен, условно говоря, центр молодежных инициатив – место, куда подростки, отягощенные свободным временем, могли бы прийти и заняться интересными им делами или просто пообщаться, посмотреть киношку, порезаться в пинг-понг, потягать железо или поколотить боксерскую грушу (бесплатно, это важно!), об этом никто как-то даже не задумывается… Так давайте хотя бы помечтаем. Круто, если у такого центра будут свои спортивные площадки. Особенно круто, если это будут площадки для уличных видов спорта, популярных у молодых парней: воркаута (трюков на брусьях и турнике) и паркура (уличной акробатики).

Скалодром и скейтодром тоже отнюдь не помешают молодежному центру (может, тогда подростки перестанут кататься в парке на урнах?). Представьте еще, что в таком центре работают психологи - проводят тренинги личностного роста, командообразования, профориентации, по работе с эмоциями и конфликтными ситуациями, консультируют родителей, если в семье не очень ладно… А еще очень хочется, чтобы в этом центре можно было бы играть рок, ставить театральные постановки, учиться современными стилям танца: хип-хопу, крампу, хаусу, джаз-фанку и проч. (может, тогда не потянет поехать в Плесецк и устроить драку «стенка на стенку»?) Чем «уличные танцы» не альтернатива «уличным шатаниям» и «уличным дракам»? Может быть, вместо того, чтобы «пресекать и запрещать», выгонять за «дурное поведение» из секций контактных единоборств, сначала молодым людям надо что-то дать? И, прежде всего, конечно, парням, потому что девочки в нашем «бабьем обществе» и так везде на первых ролях, а вот вытащить из виртуальной или измененной психотропными веществами реальности будущих мужей, это – дорогого стоит.

Социальный проект «Ключ»

К сожалению, если обратиться с этим вопросом к муниципальной власти, услышишь одно: дотационный бюджет, денег ни на что не хватает. Молодежь, выходит, не в приоритете. Но при этом безнадеги-то нет. В нашей жизни так устроено – свято место пусто не бывает. Многое очень важное появляется в Мирном благодаря неравнодушным, инициативным людям. К примеру, Военно-спортивный клуб (поисковый отряд) им. В.Ф. Маргелова «Десантник» существует благодаря активной личности Алексея Ковалева. Турнир «Уличной Лиги Чемпионов» увлекает летом всех парней, больных футболом, благодаря Илье Картыннику. Автопробеги в День Победы организует Антон Егоров. Он же мечтает открыть в нашем городе музей ВОВ. Слеты туристов появились у нас, во многом, благодаря тому, что их проведение обеспечивает Мирнинская профессиональная аварийно-спасательная служба и ее руководитель Леонид Ищук. Наверняка, я не всех перечислила, но главное в том, что на таких людях, как говорится, многое держится.

Еще одна инициативная личность, о которой хочется сказать особо – Екатерина Мамонтова, жена офицера, молодая мама, руководитель социального проекта для подростков и их родителей «Ключ» (и нескольких других). Вообще воскресная школа, опять же благодаря личности настоятеля нашего храма отца Артемия (Эмке), а также многим талантливым людям, которых он сумел туда привлечь, уже давно превратилась в досуговый центр для взрослых и детей. Там и поют, и играют на инструментах, и английский изучают, и занимаются рукоделием. Там есть теннисная секция, открывается секция по боксу. А благодаря «Ключу» воскресная школа стала теплым «домом», пусть и временным, именно для той возрастной категории молодых людей, ради которой и пишется эта статья. Всего в проекте оказалось задействовано почти 100 человек от 14 до 18 лет. Практически каждый день группы подростков собираются здесь: разучивают и репетируют свои роли к будущему спектаклю, готовят декорации и костюмы, учат партии авторских произведений мирнинского музыканта и педагога Оксаны Абдулиной (они станут «саундтреком» к спектаклю), участвуют в профориентационных встречах с успешными представителями различных специальностей, учатся полезному на мастер-классах и тренингах. Естественно, во всем этом задействованы, опять же, неравнодушные взрослые люди (больше 30 человек), готовые без всякого материального вознаграждения трудиться ради общественной пользы.

По словам Екатерины, задумывая вместе с о. Артемием этот проект, они хотели привлечь к творческой реализации и самоопределению как можно больше именно «трудной» молодежи. Но сделать это оказалось не так просто. В основном, пришли активные дети, в том числе из второй школы. Наверняка, многих отпугнуло место проведения проекта (мысли нетрудно угадать: «опять будут поучать»). Хотя проект позиционировался как исключительно светский, встречались даже педагоги, которых немного передергивало от словосочетания «воскресная школа». А вообще опыт показал, что для привлечения «неуспешных» детей мало вешать объявления, распространять информацию в СМИ и социальных сетях. Мало даже ходить по классам и приглашать к участию красочным рассказом о «море возможностей», которые открывает проект. Нужно использовать какие-то другие методы. Может быть, надо сузить круг целевой аудитории и работать адресно, а главное, заблаговременно, обратившись за помощью к органам системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних…

Что касается «родительской» части проекта «Ключ», то по словам психолога Плесецкого реабилитационного центра Людмилы Тухбатулиной, участницами тренингов «Шаги навстречу друг другу», призванных помочь наладить внутрисемейные связи, стали представительницы многодетных семей, смешанных (где папа подростку неродной), семей с детьми-инвалидами, а также обычных, «стандартных» ячеек общества, где вроде бы все более-менее благополучно, но напряженность в отношениях присутствует. Что касается семей, находящихся в социально-опасном положении, то нескольким из них, по словам Людмилы, было предложено поучаствовать в проекте. В итоге, на одну из первых встреч пришла лишь одна мама из приглашенных, и больше ее на тренингах не видели. На этот счет Людмила Владимировна говорит следующее:

- Изменить что-то, когда семья уже в СОП, очень сложно, почти невозможно. А вот провести профилактику там, где взрослые хотят изменений и пытаются улучшить свои отношения с ребенком, - на это шансов больше. И таким родителям помощь нужнее, как оказывается…

С этим не поспоришь. И все-таки проекты имеют свойство заканчиваться. А что потом? Еще один проект на базе воскресной школы?.. Но ведь молодежью надо заниматься постоянно. К тому же подросткам необходимо все-таки «свое», отдельное место…

Кто возьмется?

Так как бюджетных средств на молодежную политику не хватает (как впрочем, и на культуру, и на спорт), выходом могла бы стать организация некоммерческой организации (НКО). Сегодня некоммерческий сектор развивается и государство, вроде как, даже собирается все больше его поддерживать. Во всяком случае, уже сейчас есть в нашей области успешные НКО, которые получают от государства за оказанные социальные услуги населению денежную компенсацию. Также некоммерческие организации вольны привлекать благотворительные средства на свою деятельность, выигрывать гранты и даже продавать свои услуги по «социальным» ценам. Думаю, с радостью поделится своим опытом в деле работы с молодежью (кстати, именно «трудной») северодвинский центр «Доверие». Эта автономная некоммерческая организация (АНО) вот уже 9 лет помогает подросткам и молодым людям, которые не дружны с законом, найти другой путь в жизни. Появится ли у нас что-нибудь подобное?.. Возможно, ведь, повторюсь, неравнодушные, инициативные люди есть и среди жителей Мирного.

В завершении этой статьи мне хочется вернуться к открытой сменной школе № 2. Потому что, на мой взгляд, она вполне могла бы стать центром притяжения для «ищущей себя» молодежи Мирного. Особенно сейчас, когда у школы появился новый, опять же, инициативный руководитель. Правда, в том здании, где сейчас находится школа, осуществить даже самые прекрасные идеи и планы крайне сложно. У второй школы нет ни спортивных площадок, ни актового зала, девочек там не учат шитью, готовке или каким-то другим женским делам - во время технологии они вместе с мальчиками спускаются на этаж ниже, чтобы послесарить. Других возможностей для профориентации у школы нет. Для кружков, секций, клубов по интересам или, к примеру, военно-патриотической работы, тоже.

Переезд в другое помещение, а конкретно, в бывшее здание школы № 1 (этот вопрос как раз сейчас решается), дал бы «вечерке» возможность измениться. Не стать такой же, как другие, «обычные» школы (этого и не нужно), а превратиться, к примеру, в площадку инновационных методов работы с «нестандартными» детьми. Ведь никто не будет спорить, что не бывает людей вообще без каких-либо способностей. Если, к примеру, человек не силен в науках, значит у него обязательно есть какой-то другой талант. Только вот есть ли возможность и время искать этот талант, когда на носу ЕГЭ и ОГЭ, а на кону престиж учебного заведения?.. В открытых сменных школах приоритеты все-таки другие и такими они должны оставаться. Тогда есть надежда, что наша молодежь, если ее энергию направят в нужное русло, все-таки найдет, где ей себя применить – и без ущерба для окружающей среды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: